Елена Пышкова
План самообразования «Роль сказки и театральной деятельности в воспитании экологической культуры дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Самообразование
Воспитатель Калявина Людмила Михайловна
Старшая группа № 4 МДОУ «Детский сад № 86 комбинированного вида»
Тема: Роль сказки и театральной деятельности в воспитании экологической культуры дошкольников.
Цель: Формирование творческой экологически грамотной детей средствами театральной деятельности.
Задачи:
- формировать умение детей осознанно наблюдать за отдельными процессами окружающего мира и природы;
Публикация «План самообразования „Роль сказки и театральной деятельности в воспитании экологической культуры дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Сказки. Планирование по теме сказок
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Сценарии по сказкам
- Театр, театрализованная деятельность. Самообразование
- Театр. Планы
- Театр. Театрализованная деятельность
- Экологическое воспитание. Самообразование
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- познакомить детей с системой экологических взаимосвязей средствами театрализованной деятельности;
- способствовать развитию ценностной позиции детей по отношению к самому себе и к окружающей природе;
- развивать творческие способности детей;
- формировать у детей умение налаживать партнерские отношения через театрализованную деятельность с экологическим содержанием;
- формирование экологической компетентности родителей.
Литература:
Литература:
1. Большунова Н. Я. Место сказки в дошкольном образовании. //Вопросы психологии. - 1993.-№ 5. с. 39-43.
2. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.- 159с.
3. Голицина Н. С. Экологическое воспитание дошкольников. Перспективное планирование работы с детьми 3-7 лет. – М. : Мозаика-Синтез, 2004.-40с
4. Грехова Л. И. В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми. – М., 2002.
5. Рыжова Н. А. не просто сказки. Экологические рассказы, сказки и праздники. М. : - «Линка-пресс», 2002.- 200с.
6. Шорыгина Т. А. Зелёные сказки : Экология для малышей. – М. : Прометей; Книголюб, 2003.- 104с.
7. Формирование экологической культуры дошкольников : планирование, конспекты занятий / авт. -сост. Л. Г. Киреева, С. В. Бережнова. – Волгоград, 2008.
Раздел плана Сроки Форма работы Практические выходы (рефераты, доклады, открытый просмотр, выставка работ и т. д.)
Изучение методической литературы Сентябрь – май Литература:
1. Большунова Н. Я. Место сказки в дошкольном образовании. //Вопросы психологии. - 1993.-№ 5. с. 39-43.
2. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.- 159с.
3. Голицина Н. С. Экологическое воспитание дошкольников. Перспективное планирование работы с детьми 3-7 лет. – М. : Мозаика-Синтез, 2004.-40с
4. Грехова Л. И. В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми. – М., 2002.
5. Рыжова Н. А. не просто сказки. Экологические рассказы, сказки и праздники. М. : - «Линка-пресс», 2002.- 200с.
6. Шорыгина Т. А. Зелёные сказки : Экология для малышей. – М. : Прометей; Книголюб, 2003.- 104с.
7. Формирование экологической культуры дошкольников : планирование, конспекты занятий / авт. -сост. Л. Г. Киреева, С. В. Бережнова. – Волгоград, 2008.
Самореализация Октябрь НОД по теме «Лесной колобок – колючий бок» с использованием метода «живой картинки». НОД в Старшейгруппе.
Январь Сообщение на педсовете по теме: «Театральная деятельность детей 5 – 6 лет». Выступление на педсовете ДОУ.
Май Отчёт по теме самообразования. Выступление на итоговом педсовете.
Работа с детьми Сентябрь Картотека игр по театральной деятельности для детей старшего дошкольного возраста.
Октябрь Настольно-печатные развивающие игры «Картинки-половинки», «Лото», «Чей малыш?», «Закончи предложение» и т. д.
Занятие на тему: «Мы учимся быть актерами».
Ноябрь Активизация словаря в ходе рассматривания игрушек, предметных и сюжетных картинок.
Сказка-пантомима «Зайчик и ежик». Консультация для родителей «Что может рассказать нам книга о природе»
Декабрь Театрализованная игра
Тема: «Соловьиный день»
Рисование на тему: «Снегопад»
Заучивание стихотворений о зиме.
Январь – февраль Драматизация русских народных сказок с использованием различных видов театра : настольного, на фланелеграфе, пальчикового, на магнитной доске.
Инсценировка сказки «Три медведя». Занятие на тему: «Поможем зимующим
птицам»
Конкурс рисунка «Мы
и театр»
Март - апрель Использование мнемотаблиц в ходе НОД ОО «Коммуникация», «Познание», «Чтение художественной литературы». Занятие на тему:
«Путешествие в волшебный мир театра».
Рисование на тему
«Зеленые листочки».
Целевая прогулка на участок. Наблюдение за изменениями в природе весной.
Беседа на тему «Весне дорогу».
Заучивание стихотворений о весне.
Показ открытого занятия на тему: «В гостях у тетушки»
Работа с родителями Октябрь Представление родителям речевых игр и упражнений, используемых в детском саду для формирования речи дошкольников. Семинар-практикум «Игры, в которые мы играем».
Ноябрь Рекомендации родителям «Поговори со мною, мама!» Папка-передвижка.
Январь Консультация «Учим ребёнка общаться».
Февраль Консультация для родителей «Как организовать домашний театр». Театрализованный показ «Наши любимые сказки».
Март Рекомендации родителям по активизации словарного запаса ребенка 5 – 6 лет. Памятки для родителей.
Апрель Открытый показ совместной деятельности детей и воспитателя «Пересказ «Кто сказал «мяу»?».
Роль сказки и театральной деятельности в воспитании экологической культуры у детей дошкольного возраста
«Если хотите научить ребенка мыслить и чувствовать, ведите его в природу».
К. Д. Ушинский
Удивительный мир природы. Он встречает ребенка морем звуков, запахов, сотней загадок и тайн, заставляет смотреть, слушать, думать. В сердце каждого из нас с детства остаются нежные и щемящие воспоминания : узкая тропинка в лесу, пронизанном особым светом, наполненном звуками и запахами, тихий пруд с зелеными берегами – эти картины согревают сердце. А если бы ничего этого не было, и мы никогда бы не видели разноцветных лугов, не смотрелись в лесные озера-зеркала, не слышали пение птиц, потому что детство было отгорожено от живой природы безразличным отношением к ней взрослых. Экологическое воспитание – это единство сознания и поведения гармоничного с природой, - это воспитание нравственности, духовности и интеллекта. На формирование экологического сознания оказывает влияние экологические знания и убеждения. Ответственное отношение к природе – сложная характеристика личности, что означает понимание законов природы. Она проявляется в понимании соблюдения нравственных и экологических принципов природопользования по изучению и охране среды, в пропаганде идей правильного природопользования, в борьбе со всем, что губительно отражается на окружающей среде.
Работу по осознанно-правильному отношению к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка, необходимо начинать как можно раньше, при этом используя новые подходы к воспитательно-образовательной деятельности. Эффективный путь освоения экологической культуры состоит в том, чтобы не только передавать знания, а формировать способ мышления, необходимый для решения и прогнозирования существующих проблем. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того, экологическое образование детей – большой потенциал всестороннего развития.
Наряду с традиционными формами работы, такими как наблюдения, проведение опытов, чтение художественной литературы на экологическую тематику, прогулки и экскурсии, игровые обучающие ситуации, экологические занятия, воспитатели приобщают детей к эколого-природоведческому образованию посредством чтения экологических сказок и экологического театра.
Для экологического воспитания сказка – относительно новое явление: она как бы противоположна природной действительности. В сказке всё возможно, в ней происходят нереальные события, чудесные превращения. В природе, наоборот, всё взаимосвязано, её характеризует течение и смена строго закономерных явлений, событий: природа пронизана зависимостями, причинно-следственными связями. Именно поэтому в системе методов экологического воспитания ведущими являются наблюдение за живой природой, практическое взаимодействие с растениями и животными, непосредственно окружающими детей. Но сказка, представленная сочетанием образного слова с иллюстрациями в книге или с театрализацией игрушками, сильно воздействует на эмоции детей. Поэтому специально подобранная по содержанию сказка будет хорошим дополнением к наблюдениям за живыми объектами в природе. Дошкольный возраст – возраст сказок. Это наиболее любимый детьми литературный жанр, поэтому в развитии экологической культуры целесообразно применить сказку. Приоритетной задачей сказок является формирование у детей целостно-окрашенного мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит формирование в сознании детей современной экологически ориентированной картины мира, чувства уважения к природному окружению.
Сказки в доступной форме объясняют суть экологических проблем, причин их появления, помогают осмыслить окружающий мир и изменения взаимоотношения людей со средой обитания. В сказках в занимательной форме описана жизнь животных, растений, явлений природы. Сказка не только развлекает, но ненавязчиво воспитывает. Знакомит ребёнка с окружающим миром, добром и злом. Она – универсальный учитель. Если в сказку внесены некоторые биологические знания и понятия о взаимоотношениях живых организмов между собой и окружающей их средой, то сказка будет источником развития основ экологической культуры и экологических понятий. В занимательной форме сказки знакомят детей с планетой Землёй, с её природой, которая для людей является родным домом - Родиной, с природными явлениями, их взаимосвязью, с некоторыми понятиями экологии, проблемами влияния человека на природу и многими другими.
После чтения художественных произведений организуется беседа об одной или нескольких прочитанных книгах. Цель беседы — помочь детям глубже осознать явления природы, обобщить и систематизировать знания о прочитанном.
Главное в любой сказке – это мораль, сказка учит нравственности, доброте. Сказку, рассказ можно обсудить, инсценировать, по их мотивам можно поставить кукольные спектакли, создавать серии иллюстраций. Сюжет любой сказки можно использовать для ролевой игры, театрализованного представления, включать в занятия по формированию реалистических представлений о животных.
Одно из инновационных направлений работы ДОУ по экологическому воспитанию - экологический театр и экологическая агитбригада, открывающие широкие возможности творческого поиска, результатом которого становятся не только новые постановки, но, прежде всего, новые знания о нашем общем доме, о наших соседях по планете, о взаимозависимости человека и природы.
Задачами экологического театра являются :
• совершенствование форм и повышение эффективности работы по
экологическому воспитанию;
• развитие творческих способностей детей;
• вовлечение детей в активную природоохранную деятельность;
• привлечение внимания населения к проблемам окружающей среды.
На базе экологического театра возникла экологическая агитбригада, обладающая мощным воспитательным потенциалом. Это одна из инновационных форм экологического образования и воспитания детей. Инновационных, потому что проблемы окружающей среды дети раскрывают посредством костюмированных театральныхпостановок с включением песен, танцев, частушек агитационного содержания, пропагандирующих природоохранную деятельность.
Занятия экологическим театром предоставляют возможность не только изучать и познавать окружающий мир, но и жить в гармонии с ним.
Тот или иной уровень экологической культуры – результат воспитания, главной функцией которого является подготовка подрастающего поколения к жизни в этом мире, а для этого оно должно его знать, овладеть системой нравственных норм по отношению к нему, в том числе и природе. Природоведческая сказка и театр расширяют экологические представления дошкольников, конкретизируют их, углубляют теоретические знания в экологическом воспитании, формируют ряд основополагающих экологических понятий, составляющих адекватный возрастным возможностям старших дошкольников «первичный срез» экологии как науки, обеспечивают более широкую и разнообразную практическую деятельность по изучению и охране окружающей среды, формируют целостное видение мира, подводят воспитанников к осознанию своего места и роли в нем, учат самостоятельно разбираться в проблемах окружающего мира. Исследуя эффективность использования технологий воспитания экологической культуры, установлено, что она прямо зависит от ориентации на психовозрастные особенности детей, специфику мировосприятия и опыт взаимодействия с окружающей средой.
Влияние природы на ребенка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живешь, и, в конечном счете, любовь к Отечеству.
«Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину.» - так говорил русский писатель Михаил Пришвин.
Гуманное отношение к природе возникает в процессе того, что окружающий нас мир неповторим, уникален, нуждается в нашей заботе и закрепляется в процессе практической деятельности по уходу за комнатными растениями, обитателями живого уголка.
Раскрыть перед ребенком красоту природы и научить увидеть ее дело сложное. Для этого мы – педагоги должны сами уметь жить в гармонии с природой, а дети должны быть готовы подражать каждому нашему движению. Они очень наблюдательны и внимательны к словам, хорошо отмечают положительные и отрицательные действия взрослых.
Таким образом, важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.
Хочется верить, что работа по данной теме поможет заложить основу для воспитания экологической культуры дошкольников. Ребенок должен понять, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе – есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред и человеку. Следовательно, действия, в результате которых разрушается наш общий для всех Дом, безнравственны.
А. В. Орлов писал:
«Нас в любое время года учит мудрая природа. Птицы учат пению, Пчелы в поле и в саду обучают нас труду. Учит снег нас чистоте. Учит солнце доброте. У природы круглый год обучаться нужно, Весь лесной народ учит крепкой дружбе».