Марина Гулина
Роль музыки в жизни ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Музыка занимает важное место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется и спецификой этого вида искусства, и психологическими особенностями дошкольников. Музыку называют «зеркалом души человеческой”, “эмоциональным познанием. ”(П. М. Теплов) Она отражает отношение человека к миру, ко всему, что происходит в нем и в самом человеке.
Публикация «Роль музыки в жизни ДОУ» размещена в разделах
Я считаю, что в нашем детском саду работа музыкального руководителя находится на высоком уровне. Чтобы познакомить ребенка с основами музыкального воспитания регулярно проводятся тематические занятия. Теоретические знания каждого занятия подкрепляются практическими приемами через игры, этюды, упражнения, цель которых тренировка наблюдательности, мышления, умения составлять картину музыкального произведения. Большое внимание уделяется проявлению творческих начал у детей. Занятия строятся так, что ребята не получают готовых знаний, а самостоятельно делают важные открытия в познании музыкального мира. Тематика и содержание занятий отражает понятные и близкие детям явления окружающей действительности, раскрывают знакомые образы животных, птиц и их действия. Такие упражнения повышают творчество и воображение в музыкальном развитии детей, формируют познавательную активность, повышают интерес к самостоятельной творческой деятельности. Наряду с этим хотелось бы расширить формы организации музыкальной деятельности, создать «комнату звуков” для сенсорного развития.
Наблюдения показали, что наиболее активно дети включаются в ритмо-речевые упражнения. Они исполняют их с огромным желанием. Им нравится подражать музыкальному руководителю в декламировании стихотворения, интонировании. При отработке чувства ритма педагог использует схемы- карточки, что позволяет детям лучше запомнить движения, выполнять их более выразительно, ритмично. Это организует и дисциплинирует детей.
Музыка используется и в повседневной жизни группы. Создана музыкальная зона, в которой есть музыкальный центр, диски с записями классической, эстрадной музыки, детскими песенками, караоке, портреты композиторов, иллюстрации к музыкальным произведениям, музыкальные инструменты, музыкальные дидактические игры. Все это применяется в вечернее и утреннее время. Классическая музыка используется при пробуждении после сна, как фоновая музыка при занятиях и в самостоятельной деятельности. Эстрадная музыка используется при проведении «воробьиных дискотек”, где отрабатываются танцевальные движения, детские песенки применяем в концертах. Музыка неотъемлемая часть всех видов деятельности: инсценируем песни, водим хороводы, играем на музыкальных инструментах, создаем шумовые оркестры, применяем танцевальные движения в утренней зарядке и т. д.
Роль воспитателя очень значима в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей, она заключается в том, что воспитатель незаметно для ребенка побуждает его проявить активность в различных видах музыкальной деятельности, создавая благоприятные условия: влияние на музыкальные впечатления ребенка, развертывание деятельности детей по их инициативе. Воспитатель активный участник любой музыкальной деятельности, он поет вместе с детьми, помогает разучивать песни, танцует, увлекает детей в мир музыки.
Принцип сотворчества предполагает взаимодействие музыкального работника, воспитателя и родителя, т. к. дети слушают музыку и в семье, посещая концерты, музыкальные спектакли. Задача воспитателя просвещать родителей, какая музыка полезна для детей того или иного возраста, что может неблагоприятно сказываться на воспитании ребенка, для этого лучшая форма консультации. На праздниках и
развлечениях активно использовать творческий потенциал родителей, привлекать к песням и танцам. В родительских уголках оформлять странички по музыкальному воспитанию.
У меня нет специального музыкального образования, но я очень люблю музыку. Музыка всегда присутствует в моей жизни. После работы слушаю классическую музыку, посещаю эстрадные концерты, люблю петь сама. Считаю себя начитанным человеком в плане музыкального образования : знаю композиторов, их произведения, разбираюсь в нотной грамоте. Мое мнение такое: знаний никогда не бывает много. Если выпадает возможность получить их больше, я всегда иду навстречу.