Анна Сосина
Роль музыки как вида искусства в формировании духовной культуры личности
▼ Скачать + Заказать документы
Роль музыки как вида искусства в формировании духовной культуры личности
Выдающийся совет композитор Сухомлинский (1917-1970) являлся педагогом, воспитателем, много лет проработал учителем, был директором в общеобразовательной школе, написал много книг о педагогике, много касался проблем муз. воспитания. Он называл музыку могучим средством эстетического воспитания. «Умение слушать и понимать – одно из элементарных признаков эстетич. культуры – говорил он. «Музыка – могучий источник мыслей. Без музыки воспитание не возможно полноценное и умственное развитие ребенка. Особенности музыки состоят в том, что: а)Музыка является одним из загадочных явлений мира. Трудно постичь ее материал –звук, его нельзя потрогать, пощупать, увидеть. Звук можно только услышать и обнаружить его быстротечность, неуловимость, невозможность. б) Из этого зыбкого материала (звука) складываются муз. мысли, образы, интонации т е. звуковые соотношения за которыми подразумеваются соотношения реального мира, прежде всего чел. отношения. Таким образом музыка – это отображение чел. отношений и реал. Мира посредством звука. Муз. воспитание является могучим средством духовного воспитания : 1) Формирует инстинкт. 2) Развивает эмоциональную культуру чувств –пробуждает в чел. доброе чувство, делает его чище, выше, лучше, вызывает возвышенные эмоции. 3)Воспитывает нравственность, воплощение этико- эстетического идеала. Музыка способствует муз. умственному развит. ребенка: 1)Развивает ассоциативное мышление, логику, умозаключение, т. К музыка играет развивающие значение. 2) обучающие значение, дети изучают истор. музыки, получают знание о композиторах, о муз. грамоте. 3) Развивает память. Музыка настроена на внутренний мир человека, не только информирует, не только эмоционально передает чувства, но и вызывает ответную психологическую и эмоциональную реакцию. И эта реакция эмоциональна. отзывчивость зависит от степени подготовки, от его опыта. Эмоции вызванные искусством- это особый вид чувств, это худож. эмоции. Они требуют высокой деятельности психики. напряженной мыслительной работы. Огромную роль в воспитании играет художественная деятельность т. к. формирует активное творческое отношение к труду и жизни. Очень важно, чтобы воздействие искусства начиналось как можно раньше, в детстве. Воспит. с ранних лет способность глубоко чувствовать и понимать, искусство, любовь сохраняется на всю жизнь и влияет на формирование эстет. чувств в человека То, что упущено в детстве, трудно, почти не возможно, наверстать в зрелые годы. Таким образом – цель занятий искусством с детьми –это пробуждать творческие силы, воспитывать любовь к прекрасному, развивать умственные способности, логическое мышление. Основные формы музыкальной деятельности. Научить любить и понимать музыку только при помощи самой музыки. Муз. воспитание не требует особ. одаренности, достаточно желание и средних способностей. Муз. воспитание осущ. в различных формах муз. деятельности: 1) слушание музыки, 2)Творческая исполнительская деят -ть, 3) музыкально – познавательная деят-ть. 4)Общественно- полезная деят -ть или (пропагандиская). Слушание музыки. Асафьев – теоретик, музыковед, муз. критик. Говорил: «Слушание музыки – гимнастика ума».Задача заключается именно в том, чтобы процесс восприятия был активным, творческим, потому что «пассивно воспринимаемая музыка гипнотизирует чувство и завораживает волю». В наше время поток информации очень огромен (радио, TV, в транспорте, на площадях). Поэтому очень важно организовывать целеустремленное слушание музыки. Это помогает формировать потребление с соответствующем уровнем воспитательного худ. вкуса. Творческая исполнительская деятельность существует в различных видах. Игра на муз. инструментах, участие в оркестрах, ансамблях и хоровое пение. Хоровое пение: очень важный вид музыки, вид эстетики, образования т. к. 1 доступен каждому 2. Воспитание певческих навыков -это одновременное воспитание чел. чувств и эмоций. 3. тесная связь со словом дает конкретное понимание содержание произведений т. н. детям свойственна конкретность и образность мышления. 4. Коллективный характер процесса облегчает задачу муз. воспитания и помогает выявить муз. способности. Этот вид деятельности может обеспечить квалификацию большому количеству детей. При этом надо подбирать методы построения на принципах учета способностей и возрастных способностей, а не по принципу отсеивания.