Ирина Дутка
Роль музыкальных коммуникативных танцев-игр в социально-личностном развитии дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Роль музыкальных коммуникативных танцев – игр в социально-личностном развитие дошкольников.
И. Н. Дутка
Музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад № 13»
Дошкольный возраст это уникальный период для формирования положительных свойств личности.
Публикация «Роль музыкальных коммуникативных танцев-игр в социально-личностном развитии дошкольников» размещена в разделах
- Игры для детей
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
Поэтому педагогам приходится заботиться о социально – эмоциональном воспитании детей, о формировании у них таких качеств, как коммуникабельность, активность, самостоятельность, инициатива.
На музыкальных занятиях в несложных, но весёлых подвижных музыкальных играх дети получают радость от самого процесса движения под музыку, от того, что у них всё получается, от возможности
себя выразить, проявить, получить приз и т. д
Использование коммуникативных танцев – игр позволяют :
- сформировать у ребенка активное творческое восприятие музыки;
- развивать способность получать наслаждение от контакта с музыкой, игрой, совместных действий сверстников;
- воспитывать доброжелательность и умение быть коммуникабельным
Возрастает также внимание педагогов к проблеме развития творческих способностей ребенка в различных областях деятельности. В этих условиях музыкальный руководитель и воспитатель расширяют поиск эффективных форм работы с детьми.
Музыкальная деятельность дает возможность эффективно развивать коммуникативные способности детей на любом возрастном этапе дошкольного детства. Педагоги А. И. Буренина, Т. Э. Тютюнникова, рассматривая пути введения детей в танцевальное творчество, отмечают, что в этом процессе у детей развиваются определенные коммуникативные умения, необходимые для общения друг с другом. Очевидно, поэтому в методике музыкально-ритмического воспитания детей появился термин «коммуникативный танец»
В работе по музыкально-ритмическому воспитанию детей я на своих занятиях использую разнообразный репертуар: упражнения, игры, этюды, парные танцы, сюжетные пляски и т. д. Среди всего этого многообразия материала особое место занимают коммуникативные танцы-игры, поскольку они и развивают, и развлекают.
Происхождение коммуникативных танцев-игр связано с фольклором разных народов. Известно, что в фольклорной традиции нет разделения на исполнителей и зрителей, а все присутствующие являются участниками и создателями игрового действия.
Этот момент весьма является существенным, поскольку он снимает механизм оценивания, раскрепощает ребенка и наделяет смыслом сам процесс участия в танце-игре.
Реализация важнейших дидактических задач развития детей в процессе освоения и исполнения коммуникативных танцев - игр :
-социально-эмоциональное воспитание ребенка,
- развитие музыкальности,
-формирование двигательных навыков,
- умение ориентироваться в пространстве,
- развитие важнейших личностных качеств.
В коммуникативных танцах-играх (помимо развития музыкального слуха, выразительности движений, ориентировки в пространстве и т. д) могут быть эффективно реализованы следующие направления воспитательной работы:
- развитие динамической стороны общения: легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению;
- развитие эмпатии, сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения;
- развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки
Коммуникативные танцы построены в основном на жестах и движениях, которые в житейском обиходе выражают дружелюбие, открытое отношение людей друг к другу
В целом они производят положительные, радостные эмоции. Тактильный контакт еще более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и нормализации социального климата в группе, в детском коллективе.
Это танцы с несложными движениями, включающие элементы невербального общения, смену партнеров, игровые задания (кто лучше сыграет, спляшет)
Движения и фигуры в танцах и плясках очень просты, доступны для исполнения даже маленьким детям. В этих танцах, как правило, есть игровые сюжеты, что ещё больше облегчают их запоминание.
Коммуникативные танцы-игры можно использовать в самых разнообразных формах работы с детьми и на праздниках, а на развлечениях и при непосредственной образовательной деятельности
Их с успехом можно использовать для совместных игр-танцев с родителями. Это особенно актуально для настоящего времени, поскольку совместные праздники и развлечения с родителями стали проводится повсеместно. На таких праздниках родители не только гости и зрители, но и активные исполнители, принимающие участие в различных танцах и играх вместе с детьми.
Таким образом: ценность и польза коммуникативных танцев-игр очевидна. В несложных, но веселых и подвижных танцах-играх дети получают радость от самого процесса движения под музыку, от того, что у них всё получается, от возможности себя выразить, проявить, получить приз и т. д. Все это дает прекрасный эффект в развитии детей и не нуждается в каких-то дополнительных рекомендациях.