Шестакова Татьяна Владимировна
Консультация для педагогов «Развитие тактильного восприятия как основа сенсомоторного развития, игровые упражнения»
▼ Скачать + Заказать документы
• Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их цвете, форме, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т. п.
• Сенсорное развитие представляет собой развитие ощущений и восприятий, представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира.
• Весь окружающий мир ребенок познает через взаимодействие с ним с помощью органов чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса. в связи с этим трудно переоценить значение сенсорного развития ребенка
Основными задачами игр-упражнений по развитию тактильных ощущений являются:
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Сенсорное развитие детей. Консультации
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
• улучшение осознания ребенка самого себя через тактильные ощущения;
• побуждение к высказыванию чувств (вербальный/не вербальный способ, которые вызывает соприкосновение с различными материалами и поверхностями;
• расширение опыта тактильного восприятия ребенком объектов ближайшего окружения;
• развитие умений дифференцировать осязательные ощущения;
• развитие у детей умения выражать свое эмоциональное состояние, чувства через соприкосновения;
• игровые упражнения на развитие тактильно-двигательного восприятия положительно влияют на развитие мелкой моторики рук, координацию движений пальцев рук, совершенствуют зрительные и двигательные анализаторы детей, обогащают сенсорный опыт, способствуют развитию концентрации внимания.
Рассмотрим упражнения, направленные развитие тактильного восприятия.
«Что в шарике?»
• ребенку предлагают шарики, наполненные горохом, фасолью, бобами или крупами: манкой, рисом, гречкой, перебирая мешочки, он определяет наполнитель и соотносит крупы с визуальным образцом.
«тактильные ладошки»
• ребенок закрывает глаза. ему предлагают пятью пальцами дотронуться до предмета, но не двигать ими. по фактуре нужно определить материал.
• обсуждаются ощущения от прикосновений, описывается фактура материала.
«Поймай зверька»
• педагог касается мягкой игрушкой разных частей тела ребенка, а ребенок с закрытыми глазами определяет, где зверек.
• по аналогии для касания можно использовать другие предметы: массажные шарики, кисточки.
«Чудесная коробочка»
• в непрозрачную коробку кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.).
• ребенку предлагают на ощупь, найти нужный предмет.
«угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет»
• ребенку предлагают на ощупь определить, из чего изготовлены различные предметы: стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза.
• дополнительно используются карточки с изображением предметов из различных материалов.
например, найди резиновый предмет.
«Сенсорная клавиатура»
• угадай материал;
• выполни по образцу;
• нажимай поочередно правой и левой рукой/двумя руками;
«Узнай фигуру»
• ребенку предлагается с закрытыми глазами определить фигуру, затем поместить ее в соответствующую прорезь
Игры с песком
• «прятки». ребенок должен найти в песке определенный предмет с закрытыми глазами;
• «кто к нам приходил». взрослый изготавливает фигуры из песка, ребенок догадывается, что это за фигура с помощью прикосновений. формочки предварительно ощупываются и осматриваются с ребенком.