Ольга Павленко
Исследовательская технология посредством музейной педагогики
▼ Скачать + Заказать документы
" Надо хранить наше прошлое: оно имеет действенное воспитательное значение. Оно воспитывает чувство ответственности перед Родиной"
Д. С. Лихачев.
Одним из методов познавательного развития детей дошкольного возраста является экспериментирование, которое рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений. В экспериментировании дошкольник выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него.
Публикация «Исследовательская технология посредством музейной педагогики» размещена в разделах
Одной из главных целей воспитательной работы ДОУ является создание развивающей среды, способствующей сохранению естественных механизмов развития воспитанников, в которой у них формируются потребности к познавательно -исследовательской деятельности, саморазвитию и самореализации. В связи с этим у меня появилась уникальная идея – создать мини - музеи в группе.
Музейная педагогика оказывает серьезное воздействие на развитие познавательного интереса старших дошкольников. Она дает возможность ребенку самому манипулировать предметами, извлекать заложенную в них информацию, делать выводы и осуществлять свой выбор. На основе этого у ребенка формируется целостная картина мира, развиваются его творческие способности, расширяется интерес к познанию окружающего.
Целью создания мини-музеев в группе является социально – нравственное становление дошкольников, направленное на развитие личности посредством приобщения детей к культуре родного края, формирование исторического и патриотического сознания через изучение истории, культуры.
Мои воспитанники чувствуют свою причастность к мини-музею : они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты, подбирают загадки и пословицы, оформляют папки раскладки, выставляют в музеи выполненные рисунки и поделки совместно с родителями или с сестрами и братьями, ребята проводят экскурсии для младших детей детского сада. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Свои музеи мы посещаем каждый день, сами ребята меняют, переставляют экспонаты, берут их в руки, рассматривают. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, экспериментатор, творец экспозиции.
Создание музеев в детском саду – новая форма работы, которая решает следующие задачи:
1. Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.
2. Формирование у дошкольников представления о музее.
3. Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.
4. Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.
5. Развитие речи и расширения словарного запаса.
6. Воспитание любви к родному краю, чувства патриотизма.
7. Воспитание культуры поведения.
Самый главный принцип моей работы включать ребенка в активный познавательный процесс, а именно дать ему возможность самому манипулировать предметами, извлекать заложенную в них информацию, делать выводы и осуществлять свой выбор, включать общечеловеческие ценности во внутренний духовный мир, непосредственно закреплять полученные знания, которые тем самым становятся его личным приобретением, способствовать формированию у ребенка целостной картины мира, стимулировать его творческие способности и интересы к окружающему миру.
Работа нашего музея продолжается, надеемся, что она позволит заложить основы исследовательской культуры освоения ребенком предметов и вещей русского быта.