Татьяна Барабанова
Мини-музей «Насекомые». Использование музейной педагогики в развитии дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Мини - музей "насекомые" : расположен в одной плоскости, представлены различные муляжи насекомых, на паутине – паук, изготовлен улей с пчелками.
Цели и задачи создания мини – музея :
1. Обогащение предметно – развивающей среды ДОУ.
2. Обогащение воспитательно – образовательного пространства новыми формами.
3. Формирование у дошкольников представления о музее.
4. Расширение кругозора дошкольников.
Публикация «Мини-музей „Насекомые“, Использование музейной педагогики в развитии дошкольников» размещена в разделах
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Оформление групп, участков, музеи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
5. Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.
6. Формирование умения самостоятельно анализировать полученные знания.
7. Развитие творческого и логического воображения.
8. Формирование активной жизненной позиции.
В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музей в детском саду называют «мини – музей». Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определённую ограниченность тематики.
Создание такого музея не только возможно, но и необходимо по ряду объективных причин:
1. Использование экспонатов музея помогает выйти за круг явлений, доступных ребёнку для непосредственного наблюдения, и показать то, что удалено территориально или просто невидимо ребёнку. Важная особенность экспонатов – их статичность, дающая возможность подробно рассмотреть их, описать, установить между ними содержательные связи.
2. Учитываются особенности детской субкультуры – стремление к коллекционированию. Ни для кого не секрет, что дети собирают и хранят как сокровища всевозможные, ненужные, по мнению взрослых, вещи: фантики, вкладыши и прочие предметы. Дети с радостью откликнулись на предложение собирать коллекции для музея.
3. Расширилось образовательное пространство детского сада, позволяющее разнообразить детскую деятельность, что в итоге дает высокий личностный развивающий эффект.
4. Экспозиции музея помогают формировать в течение всего года не только конкретные представления об объектах природы, но и знания о взаимосвязях живых организмов, представления о явлениях природы
Важная особенность мини – музеев : участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини – музею : они приносят из дома экспонаты, пополняют своими поделками.
Особенность мини – музея :
- В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно!
- Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать.
- В обычном музее ребёнок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор творец экспозиции. Причём не только он сам, но и его родители.
- Каждый мини – музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Для чего и зачем я решила создать этот мини – музей :
«Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна
Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».
/М. Пришвин/
Родная природа – это могущественный источник, из которого ребёнок черпает
многие знания и впечатления. Дети замечают всё : муравьишку на лесной полянке,
подвижного жука крохотного паука в густой траве. Искренний интерес ребёнка к
окружающей среде необходимо поддерживать и воспитывать.
Природа – могучий древний источник познания и воспитания человечества. Мы
обязаны научить детей любить и уважать природу, защищать её.
Красота родной природы рождает патриотизм, любовь к Родине, привязанность к
тому месту, где ты живёшь. Величайшие писатели, поэты, композиторы, художники,
учёные создали свои бессмертные произведения под влиянием родной природы
Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение
положительно влияет на ребёнка, делает его добрее, мягче, будит в нём лучшие
чувства. На основе приобретённых знаний формируются такие качества, как
реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать,
логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому.
Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах
рождает не только интерес к природе, но и способствует формированию у детей
лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, уважение к труду
взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства
Работы музея в воспитании ребёнка тоже имеет большое значение.
Накопленный опыт по музейной педагогике показывает, что создание музея также
способствует установлению эмоциональной близости в детско – родительских
отношениях.
Принципы, которые я использовала при создании музея.
1. Принцип учёта возрастных особенностей детей.
2. Принцип опоры на интересы ребёнка.
3. Принцип наглядности.
4. Принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей
роли взрослого.
5. Принцип последовательности.
6. Принцип сотрудничества и взаимоуважения.
Перспектива развития мини – музея :
- Подбор коллекций детских документальных фильмов о животных, художественной
литературы.
- На базе мини – музея или с использованием его коллекций можно проводить
занятия по разным видам деятельности.
- Оформить раздел «Детство насекомых», представленный макетами, картинками и литературой
-Подбор материала для викторины.