Ольга Кожевникова
Роль матери и семейного окружения в коррекции отклонений и психического развития детей с РАС
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проблемы семейного воспитания детей с различными отклонениями связана с решением вопроса о том, по какому пути пойдёт развитие детей данной категории и их дальнейшая социализация.
Всем нам известно, что именно семья является наиболее важным фактором социализации ребёнка и именно влияние семьи в этой связи превосходит воздействие всех других общественных институтов. Для ребёнка с ограниченными возможностями здоровья роль семьи, а особенно матери неизмеримо возрастает, т. к. именно на неё ложится основное бремя ухода, воспитания и развития таких детей. Семья аутичного ребёнка испытывает постоянные сложности и ограничения, связанные с особым развитием ребёнка, часто лишена моральной поддержки не только со стороны знакомых, но и близких людей. Особенно матери испытывают тяжелый психологический гнёт, т. к. с появлением неполноценного ребёнка у многих возникают сильные эмоциональные переживания.
Публикация «Роль матери и семейного окружения в коррекции отклонений и психического развития детей с РАС» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
Отцы, как правило, избегают ежедневного стресса, связанного с воспитанием аутичного ребёнка, проводя больше времени на работе. Тем не менее, они тоже переживают чувство вины и разочарования. Кроме того, отцы обеспокоены тяжестью стресса, который испытывают их жёны.
В особой ситуации растут братья и сёстры таких детей : они тоже испытывают бытовые трудности, ведь родители часто вынуждены жертвовать их интересами. В какой - то момент они чувствуют обделённость вниманием.
Одной из поставленных задач для сотрудников нашего центра - это психологическая помощь семье с целью смягчить первый удар и принять сложившуюся ситуацию такой, какая она есть с ориентацией родителей на активную помощь ребёнку. Такие семьи особенно нуждаются в постоянной поддержке.
Главное в нашей работе это налаживание контакта с семьей, направлять и настраивать именно мать на сохранение душевного равновесия, для того, чтобы стать активными помощниками своему ребёнку. Мать должна как можно лучше понять проблемы своего ребёнка, чутко прислушиваться к советам специалистов, вырабатывать в себе ряд новых качеств.
Нам, специалистам, в свою очередь необходимо показать родителям пусть самые незначительные успехи ребёнка в развитии как результат совместной деятельности специалистов и родителей, в которой они являются партнёрами. Мы должны относится к семье внимательно, стараясь не навредить, не нарушить согласие в семье своими рекомендациями.
Радует тот факт, что мы в своей практике столкнулись с семьями, которые очень активны и заинтересованы в развитии своих детей. Родители с желанием идут на контакт со специалистами, делятся своими радостями и разочарованиями, со своими жизненными позициями и целями. Но вместе с тем родители должны помнить, что не стоит сравнивать своего ребёнка с другими детьми. Надо адекватно оценивать реальный уровень его развития, его особенности и ориентироваться на динамику достижений самого ребёнка.
Часто родители идут от одного специалиста к другому для того, чтобы более чётко понять проблему и получить совет о том, как воспитывать и обращаться со своими детьми. И соответственно, родители, испытывая недостаточность объяснений (со стороны специалистов) продолжают свои поиски.
В нашем отделении была сформирована и начала работу группа для детей с РАС кратковременного пребывания. Работа отделения направлена на коррекцию различных отклонений в развитии детей с РАС, на их социализацию. Коррекционные подходы могут быть самыми разными, в зависимости от конкретных ситуаций. Но прежде всего в работе мы должны установить с родителями взаимопонимание и доверие. И родители и специалисты должны помнить, что если возникают какие-то вопросы или опасения, то не следует держать в себе, нужно стремиться к полной ясности.
Так же важно пояснять родителям (в виде консультаций), что коррекция детского аутизма должна начинаться как можно раньше.
Основные правила коррекционной работы :
- Коррекция детского аутизма должна быть комплексной и ведущее место отводится психолого-педагогической работе. Медикоментозное лечение необходимо. И родители должны помнить, что нельзя вмешиваться в лечение ни при каких обстоятельствах: самостоятельное назначение или отмена каких- либо препаратов недопустимы.
- Аутичным детям трудно приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям. Поэтому организационные особенности в учреждении и дома должны быть одинаковыми или близкими. В идеале весь уклад жизни в семье с такими детьми должен соответствовать задачам коррекционной работы.
- Коррекционная работа остаётся необходимой на протяжении многих лет, но интенсивной она должна быть на начальных этапах.
Также, семьи имеющие ребёнка-инвалида сталкиваются с проблемами, связанные с возрастными особенностями больного ребёнка.
Первый период определяется спецификой развития ребёнка в первые годы жизни, поскольку родители с волнением наблюдают за тем, насколько успешно их ребёнок достигает определённых ступеней той нормы, которая известна для большинства здоровых детей определённого возраста.
Второй период испытаний для семьи – достижение ребёнком школьного возраста, уточнение формы и способа обучения. Ощутимой кризисной точкой может стать момент, когда родители убеждаются, что их ребёнок не в состоянии обучаться в обычной школе и нуждается в специальной программе. В этом случаи родители должны решить для себя - стоит ли бороться за посещение школы, условия которой для их ребёнка являются экстремальными, или смириться с надомным обучением, потеряв при этом реальную возможность постепенного приобретения навыков адаптации в коллективе сверстников.
Третий период начинается с переходом ребёнка в подростковый возраст. Семья привыкает к хронической форме заболевания, но возникают проблемы связанные с сексуальностью, изоляцией от сверстников и отчуждением, планированием будущей занятости ребёнка. Это время может оказаться наполненным болезненными напоминаниями о том, что подростку не удаётся успешно завершить переход в следующий этап жизненного цикла- он продолжает оставаться зависимым от родителей. Семья очень остро переживает отчуждённость и изоляцию своего больного ребёнка.
Четвёртый период семейных сложностей - начало взрослой жизни, совершеннолетие. Это очередная переоценка ценностей с пессимистическими прогнозами, переживания дефицита возможностей. Но обнадёживающая перспектива занятости вызывает озабоченность и тревогу. Этот кризис семья переживает наиболее остро.
Пятый период развития семейных отношений - взрослая жизнь члена семьи с ограниченными возможностями. Родители тревожатся о том времени, когда они сами уже не смогут заботиться о своём ребёнке.
Для того чтобы смягчить, нивелировать воздействие этих критических моментов на семью, необходимо учитывать возрастные особенности развития ребёнка и развития семейных отношений в эти периоды. Важно помнить о том, что физическое, социальное и эмоциональное «существование» членов семьи взаимосвязано и если возникают нарушения во взаимоотношениях или ухудшается здоровье одних родственников, это моментально вызывает изменения в жизни других. Замкнутость или открытость семьи активно влияет на то, как она справляется со своими проблемами.
Специалисты центра должны в своей работе учитывать особенности каждой семьи, с которой они работают. Правильная оценка семейных отношений позволит наиболее эффективно построить консультационную работу с семьей, достичь планируемых целей.
На базе нашего отделения функционирует 2 группы кратковременного пребывания с диагнозом аутизм. Дети находятся в группе в течение трёх часов. За это время они получают помощь со стороны специалистов разного профиля: педагог- психолог, инструктор по труду, музыкальный руководитель, инспектор ФК, логопед, социальный педагог и воспитатели. Дети посещают индивидуальные и групповые занятия, основанные на разработанных индивидуальных развивающе – коррекционных программах. В нашем отделении обслуживается 14 семей, из них: 9 полных, 3 неполных семей и матери-одиночки- 2. Специалисты и родители стараются быть в тесном контакте, что является положительным аспектом в нашей работе. Каждый специалист корректно и гуманно оценивает динамику продвижения ребёнка. Педагоги стремятся в каждом ребёнке найти сохранные психомоторные функции, положительные стороны его личности и развития, на которые можно опереться при педагогической работе. Со стороны родителей важно, чтобы специалисты центра получили информацию о том, какими знаниями, представлениями и умениями владеет их ребёнок и какие проблемы у ребёнка имеют место. Важно помнить ещё об одном факторе родителям и специалистам, что детям с аутизмом необходима пожизненная помощь.
Первое время детей в центр приводили на ограниченный срок, который постепенно увеличивался. При этом присутствие мамы или близких родственников было обязательным. Дозированность пребывания соблюдалась в целях избегания пресыщения ребёнка, его усталости, предотвращения аффективных срывов. Но есть в центре дети, которые в период адаптации не требовали присутствия мамы, не выражали беспокойства по поводу их отсутствия. Это лишний раз подчёркивает, что роль матери и семейного окружения играет существенную роль в воспитании и развитии ребёнка. т. к. именно от того, как мама и ближайшее окружение реагируют на сложившуюся жизненную ситуацию зависит дальнейшее нахождение ребёнка в социуме.
И родителям необходимо знать, что коррекцию необходимо начинать с самого раннего возраста.