Елена Долгова
Развитие внимания детей 6 лет с задержкой психического развития в подвижной игре.
▼ Скачать + Заказать документы
Внимание – является важным психическим процессом, без которого невозможно успешного осуществления любой из видов деятельности детей как внешней, так и внутренней, а результатом его является ее качественное выполнение.
У детей дошкольного возраста внимание имеет некоторые особенности. Для них характерен небольшой объем внимание и малая его устойчивость. Развитие произвольного внимания происходит во время учебной деятельности у детей данного возраста. Дети начинают постепенно приобретать навык выполнять задания самостоятельно – они начинают сами ставить цель и контролирует свои действия.
Публикация «Развитие внимания детей 6 лет с задержкой психического развития в подвижной игре,» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Подвижные игры для детей
- Подготовительная группа
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Актуальность изучения этого вопроса обусловлена тем, что внимание является одним из важнейших показателей при оценке психического развития ребенка. Задержка психического развития проявляется : в очень низком общем запасе знаний, в ограниченности представлении, в малой интеллектуальной направленности, преобладании игровых моментов, быстрой утомляемости в интеллектуальной деятельности.
У дети с задержкой психического развития слабая нервная система, для них характерно неустойчивое, поверхностное внимание. У детей с задержкой психического развития наблюдается : ослабление направленного внимания, снижение концентрации и сосредоточенности, повышение неустойчивости и отвлекаемости внимания с выраженными изменениями поведения, двигательной расторможенностью, нескоординированностью процессов возбуждения и торможения.
Внимание человека имеет пять основных свойств, таких как: устойчивостью, сосредоточенностью, переключаемостью, распределением и объемом. Остановимся немного подробней на каждом из них.
Под устойчивостью внимания понимают, способность в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь на внешние раздражители и не ослабляя внимание.
Под сосредоточенностью внимания понимается противоположное значение рассеянности, которое проявляется в различии степени концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечении от других.
Под переключаемостью внимания понимается перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на другой вид деятельности.
Распределение внимания проявляется в способности рассредоточить внимание на значительном пространстве, способность одновременно выполнять несколько видов деятельности или осуществлять несколько различных действий.
Объем внимания это то, что определяет количество информации, способной одновременно сохраняться в сфере повышенного внимания человека.
Внимание выполняет множество различных функций в жизни и деятельности человека. В соответствии с актуальными потребностями человека, внимание активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствуя тем самым организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации, также обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.
При рождении у человека развиваются два основных вида внимания : непроизвольное, которое направлено внешними стимулами и произвольное, которое управляется самим человеком.
Классификация видов внимания : непроизвольное внимание (пассивное) и произвольное (активное, а также послепроизвольное внимание. Такое разделение внимания стало общепринятым в психологии и одновременно является и степенями развития внимания.
У детей дошкольного возраста с задержкой психического развития имеются особенности внимания.
Разные формы задержки психического развития у детей сопро-вождаются нарушением произвольного внимания. Наиболее частым яв-ляется снижение его концентрации, это отрицательно сказывается на процессе обучения. Недостатки внимания обусловлены функциональными или органическими нарушениями центральной нервной системы и приводят к неспособности сосредотачиваться на выполнении заданий игрового или учебного характера.
У детей с задержкой психического развития наблюдается повышенная истощаемость, что выражается в кратковременной продуктивности при выполнении заданий с быстрым нарастанием ошибок по мере достижения цели. Нередко при этом нарастающая рассеянность выражается в постоянном переключении внимания на различные объекты. Многократные проявления недостатков произвольного внимания в учебном процессе характерны для детей с задержкой психического развития.
Для определения уровня развития внимания была проведена диагностическая программа, с помощью которой мы определяли: уровень продуктивности и устойчивости внимания; уровень переключения и распределения внимания; объем внимания; особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторную координацию и тонкую моторику рук; особенности развития произвольного внимания и произвольной памяти.
В диагностическую программу вошли методики:
1. «Найди и вычеркни» (П. Я. Кеэса) - определение концентрации и устойчивости внимания.
2. «Поставь значки» (Пьерона-Рузера) - предназначено для оценки переключения и распределения внимания ребенка.
3. «Запомни и расставь точки» (В. Богомолов) - оценивается объем внимания ребенка.
4. «Домик» (Н. Н. Гуткиной) – выявление особенностей развития произвольного внимания.
5. «Треугольник – 2» (А. Шванцара) - выявление уровня развития произвольного внимания, произвольной памяти.
У детей по сравнению с нормой значительно нарушены свойства внимания, низкий объем, дети часто отвлекаются на посторонние предметы, не умеют распределять внимание, плохо переключают внимание, нарушена устойчивость внимания, плохо развито произвольное внимание. Отмечалось преобладание непроизвольного внимания. Дети часто отвлекались на посторонние предметы, потом часто переспрашивали задание, были капризны и возбуждены, не соблюдали дисциплину. Самостоятельность развита на низком уровне.
Поэтому в дальнейшей работе необходимо проводить коррекционную работу с детьми с задержкой психического развития, находящимися на «низком» уровне развития, которая будет направлена на развитие внимания детей с задержкой психического развития дошкольного возраста. Так же стоит проводить работу на развитие внимания с детьми с задержкой психического развития, которые находятся на «среднем» уровне, что бы дети с задержкой психического развития перешли на более высокий уровень развития.
При разработке коррекционно-развивающий программы, направленной на развитие внимания у детей 6 лет с задержкой психического развития, необходимо учитывать свойства внимания, которые были нарушены: сосредоточенность; распределение; объем; переключение; устойчивость.
Для детей шести лет с задержкой психического развития необходимо разработать коррекционно-развивающую программу, направленную на развитие внимания по средством методики подвижных игр.
Подвижная игра является важнейшим воспитательным институтом, способствующим как развитию физических и умственных способностей, так и освоению нравственных норм, правил поведения, этических ценностей общества.
Проведенные игры были направлены улучшение показателей развития внимания (сосредоточенность, устойчивости, переключения, распределения и объема внимания).
После проведенного комплекса коррекционно-развивающих занятий можно сделать вывод о том дети были заинтересованы, активны, они старались выполнять все правила игры. Усложнение игры не пугало их, а наоборот заинтересовывало еще больше. После проведенной работы, можно сделать вывод о том что дети во время игры были увлечены и заняты, внимание их было устойчивым, достаточно сосредоточенным, в полной мере было задействовано переключение и распределение внимания. Дети справились с поставленными задачами.