Надежда Орлова
Роль логоритмики в коррекции речевых нарушений дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Издавна движение использовалось в качестве лечебного и профилактического средства. И лечебная физкультура, и кинезитерапия (лечение движением) – предполагают использование разных форм и видов движения, естественных моторных функций человека. В эту же стихию попадает и лечебная ритмика, одним из более узких разделов которой, является логоритмика; она, в свою очередь, состоит из трё х основных компонентов: музыка, движение, речь.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Логопедия. Работа логопеда
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Темочки
Логоритмика включает в себя такие формы работы, которые способствуют речевому развитию, коррекции дефектов речи : ФФНР, ОНР, заикание, алалия, и сопутствующих ей других дефектов: недоразвитие ряда психомоторных функций, общая моторная неловкость, недостаточная подвижность и координация движений пальцев рук, проблемы с ориентацией в пространстве, дефекты произвольного слухового внимания, эмоциональная неустойчивость. Методами логоритмики можно в доступной и интересной форме развивать у детей общие речевые навыки : темп, дыхание, ритм; развивать артикуляцию, мимику; регулировать процессы возбуждения и торможения; формировать координацию движений, ориентировки в пространстве; расширять словарь детей; отрабатывать грамматические темы; упражняться в автоматизации звуков; развивать фонематическое восприятие.
Главный принцип работ на логоритмике – активизация одновременно всех видов памяти: слуховой, зрительной, двигательной. Неотъемлемой целью логоритмики является воспитание у детей музыкально-эстетических представлений, развитие их музыкальных способностей и задатков; а также - представлений об эстетической красоте родной речи.
Каждому педагогу хочется, чтобы его занятия были для детей праздником, чтобы дети получали удовольствие и с интересом выполняли задания.
Одним из главных принципов успешности работы является индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его возрастных, речевых и психофизиологических возможностей. Работая в тесной взаимосвязи с учителем-логопедом, определяю уровень актуального и зону ближайшего развития каждого ребенка, учитываю его темп усвоения предлагаемого материала. Данный подход позволяет обеспечить атмосферу комфортности для каждого ребенка. Очень важным считаю привлечение к пониманию значимости логоритмических занятий родителей воспитанников. Их заинтересованность и активное участие в данном процессе помогает достичь лучших результатов. С этой целью провожу для них консультации, мастер-классы, приглашаю на занятия.
Логоритмика является формой активной терапии, включает в себя здоровье сберегающие технологии, служит самым эмоциональным звеном логопедической коррекции. Опираясь на связь музыки, движения и речи лого ритмические занятия позволяют решать разнообразные задачи:
• развитие слухового и зрительного внимания;
• развитие фонематического слуха;
• развитие пространственной организации движений;
• развитие общей и тонкой моторики, мимики;
• развитие физиологического и фонационного дыхания;
• развитие чувства ритма;
• развитие переключаемости с одного поля деятельности на другое
• развитие коммуникативных качеств.
Вся система работы направлена на решение единой цели - профилактике и преодолению речевых нарушений, путем развития и коррекции двигательной сферы, под воздействием слова, ритма и музыки.
Непосредственную образовательную деятельность (НОД) планирую по развернутой структуре, с учетом гибкости его содержания. Это позволяет изменять элементы НОД в зависимости от пожеланий детей.
В структуру НОД тесно вплетаю различные виды деятельности:
• упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
• упражнения, регулирующие мышечный тонус;
• речевые упражнения без музыкального сопровождения;
• упражнения для развития музыкального слуха;
• ритмические упражнения, пение;
• упражнения в игре на музыкальных инструментах;
• массаж биологически активных зон;
• подвижные игры, драматизации, мимические упражнения;
• упражнения на релаксацию.
Опыт показывает, что тесная взаимосвязь в работе педагогов ДОУ: учителя-логопеда и музыкального руководителя повышает эффективность преодоления нарушений моторики и речи дошкольников, способствует овладению правильной, чистой речью, формирует уверенность в себе, развивает мышление, коммуникативные качества, что в дальнейшем способствует успешному обучению в школе.