Равза Федина
Роль логопедических занятий в сохранении здоровья детей
▼ Скачать + Заказать документы
Роль логопедических занятий в сохранении здоровья детей
Логопедия как наука имеет важное теоретическое и практическое значение, которое обусловлено социальной сущностью языка, речи, всей психической деятельности ребёнка. Овладение способностью к речевому общению создаёт предпосылки для специфических человеческих социальных контактов, способствующих осознанию, планированию и регуляции его поведения. Нарушения речи могут отрицательно влиять на формирование личности ребёнка, способствовать развитию отрицательных качеств характера. Значение логопедии заключается в том, чтобы помочь ребёнку преодолеть речевые нарушения, обеспечить полноценное, всесторонне его развитие. Выполняя функцию коррекции и совершенствования речи, логопедия имеет особую социокультурную значимость.
Публикация «Роль логопедических занятий в сохранении здоровья детей» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
Логопедическое сопровождение оказывается важным в сохранении здоровья школьника.
Если у ребёнка имеются нарушения или недостатки речи, у него могут возникнуть и различные проблемы в обучении и общении (трудности в усвоении букв, формировании навыков чтения, непонимание прочитанного, возникновение дисграфий; насмешки одноклассников и постоянные замечания учителей, страх перед речью, неуверенность, замкнутость, агрессия, отказ посещать уроки, равнодушие). Это может привести к состоянию душевного дискомфорта, к стойкой неуверенности в постоянных неудачах; могут возникнуть соматические заболевания, сформироваться негатив к обучению. В такой ситуации нельзя говорить о психическом здоровье, о душевном благополучии.
Помогая избавиться от речевых недостатков, учитель-логопед поможет легче адаптироваться ученику, приобрести уверенность, быть более успешным в обучении.
Логопедические занятия (занятия по коррекции и развитию речи) имеют большие возможности для сохранения и поддержания здоровья ученика (прежде всего, психического). В малых группах легче учесть особенности каждого ученика. Наиболее важной и эффективной формой работы являются индивидуальные занятия, где вся деятельность педагога ориентирована на одного учащегося, где логопед имеет возможность реализовать индивидуальный подход (один из важнейших психолого-педагогических принципов). Учёт индивидуальных особенностей ребенка (темпа работы, уровня развития речи, мышления, памяти, внимания, восприятия, ведущего полушария, интересов, особенностей семьи и т. д.) является залогом успешности в обучении, повышает мотивацию ребёнка.
На логопедических занятиях ребенок чувствует себя свободнее, комфортнее, что дает ему возможность проявить себя, раскрыться в большей мере, спросить лишний раз, работать в силу своих возможностей. Постепенно исчезает страх неудач, боязнь говорить. Логопед может, ориентируясь на состояние и уровень ученика, сменить вид деятельности, повторить и объяснить большее количество раз, увеличить или уменьшить количество часов на определенную тему (исходя из личных продвижений и достижений ребенка); использовать различные формы проведения занятия и оценивания деятельности каждого учащегося; подобрать доступный способ разъяснения непонятного. Учитывая степень усталости или возбужденности, логопед может провести незапланированные физпаузы, использовать приёмы логомассажа, цвето-, сказкотерапии и т. д.
На своих занятиях логопед применяет особые здоровьесберегающие технологии, которые позволяют значительно улучшить результативность коррекционной работы, разнообразить приемы и методы логопедического воздействия и способствовать оздоровлению детей.
Неотъемлемой и очень важной частью логопедической работы является артикуляционная гимнастика.
Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:
- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);
- улучшить подвижность артикуляционных органов;
- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
- уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов.
Очень продуктивно её использовать в сочетании с биоэнергопластикой.
Биоэнергопластика – соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. Биоэнергопластика включает в себя три понятия: био – человек, энергия – сила, пластика - движение. Биоэнергопластика направлена на совместные движения рук и артикуляционного аппарата, что способствует активизации естественного распределения биоэнергии в организме. Благодаря упражнениям на развитие биоэнергопластики у ребенка улучшается кровообращение, при этом укрепляются мышцы лица, развивается мелкая моторика рук и соответственно речь.
Дыхательная гимнастика
Дыхательные упражнения играют большую роль в воспитании правильной речи. Они развивают продолжительный, равномерный выдох, формируют сильную воздушную струю, тренируют умение экономно расходовать воздух в процессе речи с учетом его добора, тренируют ситуативную фразовую речь.
Параллельно с этим логопедом решается и ряд оздоровительных задач, таких как:
- насыщение организма кислородом
- улучшение обменных процессов
- нормализация психо-эмоционального состояния
- повышение иммунитета.
Интерес к дыхательным упражнениям поддерживается сочетанием наглядности, игровых приемов, стихотворных форм, атрибутами. Дыхательная гимнастика в начале занятия, активизирует внимание, снижает излишнюю эмоциональную и двигательную активность, создает положительный эмоциональный фон, обеспечивая плавный переход к коррекционному процессу.
Развитие тонкой моторики рук. (Пальчиковая гимнастика)
Мелкая моторика и уровень речевого развития находятся в прямой зависимости друг от друга, Следовательно, целенаправленная работа по развитию моторики рук, напрямую влияет на речевое развитие, облегчая ребенку процесс коррекции речевых нарушений.
На логопедических занятиях достаточно широкий спектр применения пальчиковых и ручных игр. Это наиболее удобный вид заданий на этапе автоматизации звукопроизношения, позволяющий разнообразить работу, сделать ее интересной для ребенка, избежать излишнего напряжения, сохранив интерес к коррекционному процессу.
Кинезеологические упражнения для развития межполушарного взаимодействия
Данный вид упражнений направлены на формирование и развитие межполушарного взаимодействия, развитие точности движения пальцев и способность переключения с одного движения на другое. При этом решаются следующие задачи:
развитие специализации полушарий головного мозга;
-синхронизация полушарий головного мозга;
-развитие мышления, памяти, внимания;
-развитие способности к произвольному контролю;
-снятие психо-эмоционального напряжения;
Применение в работе здоровьесберегающих технологий повышают результативность образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья, формируют мотивацию на здоровый образ жизни.
Таким образом, можно сделать вывод, что занятия с логопедом – и групповые (с детьми со сходными нарушениями речи) и индивидуальные, способствуют улучшению здоровья и эмоциональн