Лена Черниченко
Роль лепки в развитии мелкой моторики
▼ Скачать + Заказать документы
Черниченко Е. С.
Роль лепки в развитии мелкой моторики в младшем дошкольном возрасте
МБДОУ д/с№1 «Рябинка»
п. Промышленная, Кемеровская область.
Аннотация: Занятия по лепке способствуют формированию умственных способностей детей, расширяют их художественный кругозор, содействуют формированию творческого отношения к окружающему миру.
Ключевые слова: лепка, ребенок, развитие мелкой моторики.
Публикация «Роль лепки в развитии мелкой моторики» размещена в разделах
- Лепка. Все материалы по лепке
- Мелкая моторика
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом. Уровень развития мелкой моторики, представляющей собой выполнение мелких и точных движений кистями и пальцами рук – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.
Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и мышление, связная речь. Именно поэтому, актуальность изучения способов и методов развития мелкой моторики бесспорна. Помогать ее развитию нужно с младенческого возраста, когда ребенок совершает первые хватательные движения, тянется за яркой игрушкой.
Будущие успехи в обучении, а значит, и практически вся последующая жизнь, во многом связана с тем, как будет развиваться рука малыша, его пальчики. И хотя это развитие происходит независимо от взрослых, тем не менее, ему нужно помогать и стимулировать.
Практика показывает, что придя в школу в возрасте 6-7 лет, 70-80% первоклассников имеют удовлетворительный уровень развития мелкой моторики рук. Слабость, неловкость, неразвитость кисти руки, невозможность осуществления тонких дифференцированных движений не позволяют ученику выработать хороший почерк и выдержать длительное напряжение руки в процессе письма.
Неудовлетворительный уровень развития мелкой моторики проявляется так же в неспособности проводить достаточно четкие и прямые линии при срисовывании образцов геометрических фигур, начертании печатных букв, в неумении точно вырезать по контуру фигуры из бумаги и многое другое.
Поэтому очень важно до начала посещения ребенком общеобразовательного учреждения активно заниматься лепкой, как дома, так и в дошкольном учреждении.
Лепка — один из видов изобразительного искусства, создание скульптуры из мягких материалов. Занятия по лепке способствуют формированию умственных способностей детей, расширяют их художественный кругозор, содействуют формированию творческого отношения к окружающему миру.
Лепкой дети начинают заниматься уже с младшего возраста, осваивая простейшие приемы работы с пластилином и глиной: раскатывание, сплющивание, вытягивание.
Занятия лепкой развивают художественный вкус, индивидуальность, интуицию, воспитывают организованность, дисциплинированность и аккуратность при работе с глиной и пластилином, а также умение планировать творческий процесс каждым учащимся.
Использование приемов и материалов нетрадиционной техники позволяют добиваться следующих результатов:
- дети увереннее работают с пластилином, в итоге нет одинаковых работ;
- становятся более внимательными;
- улучшает речевое развитие детей;
- формируются положительные навыки коммуникативного общения со сверстниками;
- развивается волевое усилие (дети стараются выполнить до конца работу, увидеть свой конечный результат);
- развивается общая и мелкая моторика.
Ученые доказали, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и интеллекта ребенка.
Список литературы:
1. Кузнецова, Л. В. Основы специальной психологии : учебное пособие / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др. ; Под ред. Л. В. Кузнецовой. – М. : Академия, 2002. – 480с.
2. Новиковская, О. А. Ум на кончиках пальцев / О. А. Новиковская. – М. :Аст; СПб: Сова, 2014.-96 с.
3. Павлов,И. П. Физиология больших полушарий головного мозга /Изд. СтереотипМ. :Книжный дом «ЛИБРОКОМ»2014. -80 с.
4. Светлова И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук / И. Светлова. – М. : АСТ, 2010. – 56 с.