Юлия Кашеварова
Роль конструктивной коммуникации в профилактике педагогических конфликтов
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогическое общение представляет собой специфическую форму делового межличностного общения, имеющую свои характерные особенности, и в то же время подчиняющуюся общим психологическим закономерностям, присущим общению как форме взаимодействия человека с другими людьми, включающей коммуникативный, интерактивный и перцептивный компоненты.
Педагогическое общение является основной формой осуществления педагогического процесса. Его продуктивность определяется, прежде всего, целями и ценностями образования и, соответственно, общения, необходимого для его осуществления. При этом указанные цели и ценности должны быть приняты всеми участниками общения как субъектами этого процесса в качестве императива их индивидуального поведения.
Публикация «Роль конструктивной коммуникации в профилактике педагогических конфликтов» размещена в разделах
Таким образом, педагогическое общение – это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между учащимися и педагогами, порождаемый целями, характером и содержанием их совместной деятельности.
Поэтому для правильной организации эффективного педагогического общения будущему преподавателю необходимо понимать цель и содержание этого общения, знать его функции и средства, виды и стили педагогического общения, его общую структуру и различные модели.
Цель педагогического общения состоит как в передаче общественного и профессионального опыта (знаний, умений, навыков) от обучающего к обучаемому, так и в обмене ими личностными смыслами, связанными с изучаемыми объектами и жизнью в целом. Именно общение способствует возникновению и становлению, формированию и развитию новых свойств и качеств индивидуальности как обучаемых, так и обучающих. Только в процессе педагогического общения может успешно осуществляться формирование общей и профессиональной культуры студентов, системы жизненных целей и ценностей, нравственных норм и принципов.
Основными функциями взаимодействия субъектов педагогического процесса при оптимальном педагогическом общении являются следующие:
- конструктивная функция общения, обеспечивающая педагогическое взаимодействие преподавателя и студента при обсуждении и разъяснении содержания знаний и практической значимости конкретной учебной дисциплины;
- организационная функция педагогического общения состоит в целенаправленной организации совместной учебной деятельности преподавателя и студента, в их взаимной личностной информированности и общей ответственности за успехи в учебно-воспитательном процессе;
Алгоритмы поведения, необходимые для успешной работы педагога :
- должно быть только рабочее настроение, отрицательные эмоции, связанные с личными проблемами, остаются за порогом школы
- в работе с детьми необходимо не избегать конфликтов, а направлять процесс их разрешения в конструктивное русло, не затягивать их разрешения;
- одинаковое, справедливое отношение ко всем ученикам
- вся деятельность учителя сосредоточивается на процессе обучения и воспитания: не унижать учеников, а поднимать их до своего уровня
- закон четырёх «У»- учить учеников умению учиться
- в отношениях с коллегами демонстрировать только ассертивную форму поведения.
Специальный термин ассертивность, - обозначает поведение, направленное на выражение своих потребностей и отстаивание своих границ, основанное на позитивном и уважительном отношении к партнеру. Это выражение подлинных чувств, без психологических игр, манипуляций и эксплуатации человека человеком. Ассертивное поведение рассматривается как оптимальный и самый конструктивный способ взаимодействия между людьми.
Правила конструктивного общения :
- научись гасить эмоции
- не накручивай себя
- правильно выбирай время для серьезного разговора
- анализируйте ситуацию и пытайтесь найти причину, а не бороться с последствиями
- конфликтовать нужно только по конкретному случаю
Два способа конструктивного разрешения конфликта :
- жёсткий (противостояние, нацеленное на подчинение соперника) - гибкий (переговоры с целью компромисса).
Второй способ – невероятная редкость среди всех участников конфликта : детей, родителей и школы. Внутри каждой из этих групп и во взаимодействиях групп или отдельных их представителей, как правило, последовательно выбирается жёсткий вариант развития событий, при котором решение конкретной проблемы - не главное, решается на самом деле вопрос доминирования.
Факторы для конструктивного разрешения конфликта :
- адекватность отражения конфликта
- открытость и эффективность общения конфликтующих сторон
- создание климата взаимного доверия и сотрудничества
- определение существа конфликта
Рекомендации к конструктивному разрешению конфлика :
- сосредоточьте внимание на проблеме, а не на оппоненте
- внимательно слушайте собеседника, будьте внимательны к его чувствам
- найдите то общее, что позволит продвигаться к согласию
- если вы не уложились в определенное время или не выяснили все вопросы до конца, договоритесь о новой встрече.