Антонова Эдита
Роль кинезиологических упражнений в коррекции Синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (далее СДВГ) - расстройство внимания с гиперактивностью или гиперактивное расстройство с дефицитом внимания — неврологическо-поведенческое расстройство развития, начинающееся в детском возрасте. Проявляется такими симптомами, как трудности концентрации внимания, гиперактивность и плохо управляемая импульсивность.
Публикация «Роль кинезиологических упражнений в коррекции Синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Гиперактивность. Синдром гиперактивности у детей
- Игры на развитие внимания
- Кинезиология. Кинезиологические упражнения и игры для детей
- СДВГ. Синдром дефицита внимания и гиперактивность
- Темочки
СДВГ – это обратимое заболевание мозга, и такой диагноз не значит, что ребенок умственно отсталый, наоборот, дети с СДВГ могут быть гораздо умнее и способнее своих сверстников.
Статистика утверждает, что в России детей с СДВГ от 4 до 18% (в данном случае имеются ввиду поставленные диагнозы, сколько детей живет с СДВГ без подтвержденных диагнозов – социологи не вправе утверждать).
Причины повышенной двигательной активности:
- биогенные факторы (неблагоприятная наследственность, патология беременности или родов, перенесенные заболевания);
- психогенные факторы ( противоречия: между физиологическим возрастом и психическим созреванием, уровнем потребностей и реальными возможностями их удовлетворения, приобретенными знаниями и возрастными особенностями, возрастные кризисы);
- социогенные факторы (экономическое неблагополучие, безнадзорность, частые конфликты в семье, отрицательный пример родителей, авторитарность воспитания).
Постоянно растущее число детей с нарушениями в физическом и психическом развитии, в частности детей с СДВГ, ставит перед педагогами задачу поиска эффективных форм и приемов профилактики и укрепления здоровья детей в условиях дошкольного образовательного учреждения. Кинезиология – это наука о развитии нашего головного мозга посредством движений. Ее методики можно назвать универсальными для развития умственных способностей с помощью специальных двигательных упражнений, направленных на синхронизацию работы обоих полушарий мозга. Здесь задействованы не только механические, но и психофизиологические законы развития человека. Любые действия рук или ног сначала импульсами проходят через мозг. Это подтверждает всем известная рефлекторная дуга Павлова. Именно такую связь головного мозга и действий взяли за основу создатели науки кинезиологии. Они утверждают, что оба полушария головного мозга могут эффективно развиваться через специальные действия - кинезиологические упражнения. Кинезиологию можно назвать неким сплавом из теории и практики знаний о нашем здоровье. Она основана на улучшении взаимодействия полушарий мозга, что приводит к общей гармонизации в работе систем организма.
В чем польза кинезиологических упражнений для развития детей с СДВГ?
Коррекцию повышенной двигательной активности можно осуществлять при помощи реципрокных двигательных упражнений, при их выполнении поврежденная ткань в вестибулярном аппарате может заменяться новой по мере того, как развиваются и миелинизируются новые нервные сети. При выполнении кинезиологических упражнений происходит стимуляция мозолистого тела, мозжечка и вестибулярного аппарата детей. В настоящее время установлено, что двигательная стимуляция мозолистого тела, мозжечка и вестибулярного аппарата детей с СДВГ приводит к развитию функции сознания, самоконтроля и саморегуляции.
Кинезиологические упражнения у детей с СДВГ можно проводить, используя разработанные комплексы, а также включать отдельные упражнения в разминки, использовать на прогулках или в ежедневных занятиях, проводимых в дошкольных образовательных учреждениях. Во время физических занятий детям можно предложить упражнения, направленные на координацию между конечностями, глазами, головой. Это могут быть асимметричные движения (одна рука гладит – другая бьет, движения, выполняемые с закрытыми глазами (дотронуться до носа, уха, постоять на одной ноге, движения, выполняемые сначала поочередно рукой или ногой, и затем – вместе обеими. На уроках рисования могут использоваться приемы рисования другой рукой или обеими в зеркальном отображении, рисование с закрытыми глазами, обведение контура в одном, а затем в другом направлении каждой рукой по очереди. На уроках по развитию речи применять различные пальчиковые игры, направленные на улучшение моторики мелких мышц и ловкости пальцев. В познавательных и игровых занятиях использовать различные пособия, помогающие детям освоить одновременные скоординированные движения обеими руками. Предложить детям папки с зеркальным отображением различных предметов. Такие аппликации могут состоять из кнопок, клавиш, бумажных или текстильных деталей, геометрических фигур, шнуров, лесенок. Ребенок по очереди трогает, нажимает, обводит каждую деталь сначала одной рукой, потом другой, потом двумя. При этом в качестве дополнительных стимуляторов для других зон мозга могут выступать стихотворное или музыкальное сопровождение, проговаривание самим ребенком действий или стихов, иллюстрирующих их.
При систематическом выполнении упражнений дети с СДВГ лучше концентрируются, учатся контролировать свои психические процессы, негативное поведение, раздражительность, низкую произвольность, возбудимость, улучшают речевые и двигательные навыки