Нэлли Саванина
Роль интерактивных технологий в формировании условий повышения качества образовательного процесса в ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Важно не то место, которое
мы занимаем, а то направление,
в котором движемся.
Л. Н. Толстой
Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, осуществления себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность, обнаруживать и развивать свои индивидуальные способности, непрерывно учиться и самосовершенствоваться. Поэтому в обучении на первое место выдвинута задача развития ребенка.
Темочки:
Многие скажут, что ребенок развивается в процессе любого обучения. Но изменения ценностей, целей и задач образования и углубленные научные педагогические исследования привели к изменению трактовки понятия «развитие». На современном этапе необходимо целостное развитие каждого ребенка, что предполагает максимально разностороннее и гармоническое развитие его способностей, интересов и склонностей, формирование культурной, высоконравственной, творчески активной личности.
В соответствии с этим возникает острая необходимость пересмотра методов и технологий работы с детьми в условиях ДОО, потребность в освоении интерактивных технологий. Интерактивные технологии основаны на явлении интеракции (от англ. interaction – взаимодействие, воздействие друг на друга). Их реализация позволяет максимально конструктивно организовать межличностное познавательное общение и взаимодействие всех его субъектов. Интерактивная деятельность обеспечивает не только прирост знаний, умений, навыков, способов деятельности и коммуникации, но и раскрытие новых возможностей обучающихся.
К интерактивным педагогическим технологиям относятся игровые технологии, технологии развивающего обучения, ТРИЗ – технологии, технология интегрированного занятия и т. д. Суть данных технологий заключается в ориентации на межличностное взаимодействие в образовательном процессе, гуманизации педагогического воздействия.
Игра – один из видов активной деятельности. Она в равной степени способствует как приобретению знаний, активизируя этот процесс, так и развитию многих качеств личности.
Дидактическая игра обладает такой же структурой, как и всякая иная деятельность, то есть она включает в себя цель, средства, процесс игры и результат. Творческая атмосфера, свобода от шаблона, возникающие в игре, способствуют раскрепощению творческих резервов человеческой психики, нейтрализует чувство тревоги, создают ощущение спокойствия, облегчают межличностное общение.
Значение игры не исчерпывается развлекательно - рекреактивными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.
Игровые технологии занимают важное место в образовательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций:
1. Правильно организованная с учетом специфики материала игра тренирует память, помогает детям выработать речевые умения и навыки.
2. Игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес.
3. Игра – один из приемов преодоления пассивности детей.
4. В составе команды каждый ученик несет ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится, как можно быстрее и успешнее справиться с заданием.
Для воспитателя становится необходимым не только осознанное понимание структуры и особенностей содержания игровой деятельности, но и понимание того, как выстраивать, опираясь на дошкольный опыт ребенка, основу будущей, новой для него учебной деятельности.
Исследования Л. А. Венгера, Н. Я. Михайленко, К. С. Егоркиной, Е. В. Зворыгиной, Н. Ф. Комаровой составили основу для разработки игровых технологий в педагогическом процессе ДОО.
Приведу примеры.
Игровые технологии, направленные на развитие мышления, восприятия и внимания.
К примеру, игра «Найди ошибку», где я специально допускаю ошибку в своих действиях, а ребенок должен ее заметить. Или дидактическая игра: «Какой фигуры не хватает?».
Этой же цели способствует игра «Найди пропущенные числа». Показываю ребенку таблицу с числами и прошу найти и показать все числа подряд в порядке возрастания, а пропущенные числа назвать.
Например, я предлагаю поиграть в дидактическую игру «Сделай так же». Цель игры: способствовать формированию умения контролировать свои действия, развитие произвольного внимания, объема и концентрации внимания. Ребенку предлагается сложить из имеющихся у него геометрических фигур несложный узор или рисунок по образцу или придумать узор самостоятельно. В процессе игры у ребенка возникает интерес, увлеченность, вдохновение, что позволяет снимать волевое напряжение.
Игровые технологии, направленные на развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания. Например, игра «Раскрась правильно». В этой игре ребенку нужно раскрасить вторую половинку картинки точно так же, как раскрашена первая. Можно провести соревнование: кто лучше и правильнее раскрасит до конца картинку. В конце можно организовать выставку самых красивых цветов, бабочек и других рисунков.
Игровые технологии, направленные на развитие памяти.
Например, дидактическая игра «Расположение точек». Прошу ребенка рассмотреть таблицу в течение 1-2 секунд, а затем даю задание постараться вспомнить и расставить эти точки в пустой таблице.
С помощью игровых технологий развиваются и творческие способности ребенка. В том числе, речь идет об игровых технологиях, направленных на развитие творческого мышления и воображения. Использование игровых приемов и методов в нестандартных, проблемных ситуациях, требующих выбора решения из ряда альтернатив, у ребенка формируется гибкое оригинальное мышление.
Например, «Спасательные игры» (по В. Кудрявцеву). Ребенок ставится в условия переноса свойств знакомых предметов в новую ситуацию. В игре предлагаю «спасти» «тонущего» щенка, с помощью лежащих на берегу предметов: ведра, миски, ветки, сдутого воздушного шарика, листа бумаги. Что выберет ребенок? Готовый предмет? Соорудит нечто новое? Как будет спасать?
В своей работе я использую интерактивную технологию развивающего обучения по А. В. Белошистой.
Развивающее обучение – направление в теории и практике образования, ориентирующееся на развитие физических, познавательных и нравственных способностей воспитанников, обучающихся путем использования их потенциальных возможностей. Это мотивация на конкретные действия, на познание, на новое.
Для реализации данной технологии требуется материал геометрического характера. На первом этапе ребенок выполняет множество разнообразных заданий с различными наборами геометрических фигур на складывание по образцу, по заданию, по представлению (узоров, картинок, сюжетов, орнаментов). На втором этапе те же самые задания ребенок выполняет на графическом уровне, т. е. используется прием «конструктивного рисования». Здесь мы используем рамки (линейки) с геометрическими прорезями, которые ребенок применяет для получения в рисунке нужных форм. Рамка выполняет множественную роль : она позволяет получить форму, обводя фигурку по рамке, ребенок каждый раз повторяет эту форму, закрепляя ее образ на уровне кинестетики. Закрашивание фигурки по рамке (внутри прорези рамки) не только развивает моторику, но еще раз закрепляет образ плоской фигуры, а сами задания носят игровой, внешне привлекательный для ребенка характер забавных рисунков. Данная технология развивает задатки конструктивного мышления.
Сегодня, чтобы стать социально успешным человеком, недостаточно быть хорошим исполнителем. Необходимо быть творческой личностью, способной самостоятельно ставить задачи и творчески, нетрадиционно их решать. Именно творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формирует личность ребенка, развивает его самостоятельность и познавательный интерес.
Научить детей творчески мыслить невозможно традиционными методами. С этой целью я использую ТРИЗ – теорию решения изобретательских задач. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ – технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем». В данной технологии основным средством работы с детьми является организованный поиск. Педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить.
Программа ТРИЗ для дошкольников – это программа коллективных игр и поисковых занятий. Они учат детей выявлять противоречия, свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий и есть ключ к творческому мышлению. Например, задача: «Как можно перенести воду в решете?». Есть противоречие: вода должна быть в решете, чтобы ее перенести, и воды не должно быть в решете, так как в решете ее не перенести – вытечет. Разрешается противоречие изменением агрегатного состояния вещества – воды. Решение задачи – перенести в решете воду в виде льда. Результатом решения противоречий является изобретение. Этому дети учатся в играх «Наоборот», «Хорошо – плохо».
Программа ТРИЗ позволяет детям интересно и необычно работать со сказкой, то есть привычные объекты начинают обладать необычными свойствами:
- Что стало с репкой, когда ее вытянули?
- Разбилось золотое яичко, а из него выскочило…
- Испекла баба колобок, оставила на окошке… Покатился он… а на дворе зима.
- Посадил дед не репку, а тыкву…
На занятиях по ознакомлению с художественной литературой дети сочиняют сказки с помощью схем. Эту работу необходимо начинать со знакомых сказок, пословиц, поговорок. Затем нужно давать возможность придумывать сказки самим детям и схематично выкладывать их, например, с помощью счетных палочек или геометрических фигур.
Таким образом, использование интерактивных технологий в педагогическом процессе ДОО положительно влияет на качество образовательного процесса и позволяет осуществлять текущую коррекцию его результатов, так как обладает двойной направленностью: на повышение эффективности воспитания и обучения детей и на снятие «отрицательных последствий образования» (М. М. Поташник).
Список литературы:
1. Безрук М. Сказка как источник творчества. Издательство Владос, Москва, 2001г.
2. Белошистая А. В. Обучение математике в ДОУ. Издательство Айрис Пресс, Москва 2005г.
3. Белошистая А. В. Работа с дошкольниками по программам развивающего обучения. Издательство Аркти, Москва 2007г.
4. Ильина М. В. Тренируем внимание и память. Издательство Аркти, Москва 2005г.
5. Нечаев М. П., Романова Г. А. Интерактивные технологии в реализации ФГОС дошкольного образования. Москва, 2014г.
6. Тихомирова Л. Ф. Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения дошкольников. Издательство Академия развития, Ярославль 2000г.
7. Тихомирова Л. Ф. Упражнения на каждый день: логика для дошкольников. Издательство Академия развития, Ярославль 2000г.