Виктория Боенко
Обновление содержания методического обеспечения образовательного процесса-одно из условий успешной работы муз. руководителя
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня в России на фоне проведения современного ФГОС происходит гуманизация образовательного процесса, обновление содержания его методического обеспечения. Целью этого является решение проблемы творческого развития каждого ребенка как личности, осознание им своей духовности, своего места в этом мире. И здесь мощным фактором общего развития личности является приобщение ребенка к культурно - историческому богатству человечества, к миру искусства. Но становление системы ценностей человека - это последовательный и длительный процесс, который, в свою очередь, предъявляет особые требования к содержанию, методам, технологиям, методикам, да и вообще к логике всего образовательного процесса.
Публикация «Обновление содержания методического обеспечения образовательного процесса-одно из условий успешной работы муз, руководителя» размещена в разделах
В связи с этим, меня, как музыкального руководителя, особенно волнует тема развития восприятия произведений искусства ребенком-дошкольником. Хочется научить детей слушать музыку, поэзию, видеть красоту живописи и других изобразительных искусств. И важно научить именно понимать красоту, ценность, смысл того или иного произведения искусства. Но научиться понимать искусство - важная задача прежде всего для самого педагога. Иначе как же он сможет научить этому детей? Я говорила об этом подробно в предыдущей статье. А ребенку тем более нужна подготовка, чтобы свободно ориентироваться в искусстве. Эстетическое чувство, получаемое от природы, должно возвыситься на степень эстетического вкуса, приобретаемого изучением и развитием. А такое развитие сейчас ребенок может получить именно в детском саду.
Итак, вопрос ценностно-смыслового понимания искусства ребенком-дошкольником стоит сейчас весьма остро. Для его успешного решения необходимо обновление содержания методического обеспечения образовательного процесса, т. е. необходимы современные методики, программы, технологии, методы. Остановлюсь на наиболее известных, которыми сегодня пользуются современные музыкальные руководители.
Из музыкальных парциальных программ можно назвать «Камертон», «Звук-волшебник», «Синтез искусств». Но все же наиболее интересная и удобная - программа «Музыкальные шедевры» О. П. Радыновой. Чем же так хороша эта программа? По мнению многих педагогов, это лучшая апробированная программа в России по слушанию музыкальных произведений в ДОО. Задачи, стоящие перед ней, ясны, и в то же время важны и выверены. В программе конкретно предлагаются музыкальные произведения с их непосредственным анализом соответственно возрасту детей.
Особенно хочу отметить, как важно научить ребенка культуре слушания музыкальных произведений. И здесь нужен особый подход и к выбору репертуара, и к выбору обстановки, и даже к выбору громкости звучания музыки. Почему? Потому что музыка особенно воздействует на сферы жизнедеятельности человека. Именно музыка способна регулировать эмоциональное и душевное состояние, призвана помочь преодолеть ощущения дискомфорта, неуверенности, растерянности, страха, боязни, что так важно учитывать в работе с детьми в саду. Решению таких проблем способствует метод искусствотерапии, которым успешно пользуются сегодня педагоги.
Далее, современное образование в последние годы серьезно обновило образовательные технологии. Это и технологии творческих игр, и технологии здоровьесбережения, и различные технологии эстетической направленности. Они реализуются на занятиях, развлечениях, праздниках, при посещении музеев, театров, выставок, оформлении помещений к праздникам и др.
Особенно хочу остановиться на использовании ИКТ, так как считаю их важным фактором формирования вкуса у современных дошкольников. Мне в работе очень помогает использование мультимедийной системы во время прослушивания музыки, чтения стихотворений, изучения творчества художников и т. п. Здесь важно умение педагога работать с интернетресурсами, правильно и профессионально находить информацию, чтобы потом целесообразно и дозировано преподносить ее детям в виде, например, презентации или фильма. И такая работа должна начинаться постепенно. Так, слушание «Кошечки» или «Барабана» имеет свои смысловые задачи: удивить, настроить, начать диалог с музыкой. Далее это решит задачу усидчивости, эмоциональности, отзывчивости. Можно будет уже к слушанию добавлять картины. Слушая, например, «Подснежник» П. И. Чайковского, рассматривать живопись на весеннюю тему, а потом провести беседу. А в старшем возрасте добавить еще и художественное слово. Пример: перед детьми картина И. Левитана «Золотая осень», звучит музыка А. Вивальди «Времена года. Осень», педагог читает строки из стихотворения А. С. Пушкина «Осенняя пора». Или другой пример: звучит музыка П. И. Чайковского «Мама», на экране презентация «Образ матери в искусстве», педагог читает стихотворение И. А. Бунина «О матери».
Хочу особо отметить такой современный педагогический метод, используемый в практике, как метод диалога. Как средство творческого мышления, средство поиска и решения творческих идей, диалог интенсивно используется в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста. Впервые об этом заявил известный ученый 20 века М. М. Бахтин. Принцип диалогичности в художественно – эстетическом развитии детей дошкольного возраста осуществляется через выстраивание содержания занятий «от родного – в мир общечеловеческого». Искренность, открытость диалога исключает подавление одного участника другим, что всегда вызывает вполне объяснимое сопротивление со стороны ребенка. Очень важен живой диалог с детьми, где дети не боятся высказать свои суждения, предположения, могут мысленно перенестись в художественный мир, созданный мастером или художником, принять на себя ту или иную роль (художника, скульптора, героя картины и т. п.). Постижение глубинных смыслов произведений искусства через восприятие художественных образов способствует развитию диалогического познания окружающего мира и мышления ребёнка. В итоге у детей формируется эмоционально-ценностное отношение к жизни и искусству, которое у каждого ребёнка имеет свою, индивидуально-неповторимую эмоциональную окраску и форму выражения. И это как раз то, к чему мы, педагоги, так стремимся.
Итак, делая вывод, можно с уверенностью сказать, что в современных условиях в рамках реализации идей ФГОС обновление содержания методического обеспечения образовательного процесса происходит достаточно интенсивно и качественно. Это позволяет современным педагогам весьма успешно решать задачи воспитания и образования молодого поколения в России. От педагога лишь требуется ум, трудолюбие, находчивость и, конечно же, любовь к своему делу и к своим воспитанникам!