Получи документы

Формирование социокультурной среды ДОУ как одно из главных условий повышения качества образования

Рената Соколова
Формирование социокультурной среды ДОУ как одно из главных условий повышения качества образования
▼ Скачать + Заказать документы

В настоящее время в соответствии с законом об образовании, ФГОС ДО осуществляется модернизация системы дошкольного образования. В современном обществе происходят значительные преобразования, связанные с изменением ценностных ориентиров политики дошкольного образования. Изменения отражены в нормативно - правовых документах в реализации целевых установках, принципах, задачах современного образования.

Вектором целеполагания в работе служат основные принципы ДО:

Публикация «Формирование социокультурной среды ДОУ как одно из главных условий повышения качества образования» размещена в разделах

1. Формирование ценностных ориентиров как основа для качественного воспитания и образования личности ребенка.

2. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений (ФГОС ДО 1.4 (4)Основные принципы дошкольного образов.).

3. Сотрудничество Организации с семьей, (ФГОС ДО 1.4 (5)Основные принципы дошкольного образов.).

4. Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, (ФГОС ДО 1.4 (6)Основные принципы дошкольного образования).

5. Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром, (ФГОС ДО 1.6 (4) задачи Стандарта).

6. Объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества, (ФГОС ДО 1.6 (5) задачи Стандарта).

7. Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности (ФГОС ДО 1.6 (6) задачи Стандарта).

8. Дошкольный возраст является важным периодом формирования социальных компетентностей.

9. Фундаментальные ценности: гражданственность, патриотизм, социальная солидарность, трудолюбие, человеколюбие являются основой духовно-нравственного развития, воспитания и обучения детей;

Цель современного образования – оказать педагогическую поддержку каждому ребенку на пути его развития, самопознания и самоутверждения в этом мире.

Опираясь на основные принципы дошкольного образования, учитывая индивидуальные и возрастные особенности детей дошкольного возраста, сегодня детские сады реализуют различные формы, методы, культурные практики в области познавательное развитие. Важной проблемой является не только обучать детей, сообщать им определенную систему знаний, но и научить детей учиться, мыслить самостоятельно, познавать, исследовать мир. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка реализуются через разнообразные виды деятельности : игровую, коммуникативную, трудовую, познавательно – исследовательскую, продуктивную, музыкально – художественную, чтение художественной литературы. Включение детей в эти виды деятельности дает возможность вариативно использовать образовательный материал.

Следовательно, на современном этапе детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему : с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой — педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными институтами. Естественным процессом прослеживается формирование социокультурной среды ДОУ. Поэтому социокультурная среда - представлена как единство трех составляющих:

социокультурные события, значимые как для детей, так и для родителей и педагогов (событийность).

• принципы, нормы и правила взаимодействия и стиля отношений между всеми участниками педагогического процесса;

• развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации.

Синонимом социокультурной среды я бы назвала детско- взрослой общностью. Эта среда не замкнута в дошкольном «мире», а выводит детей в реальные социальные, а сотрудников в партнерские отношения, и производит общественное благо.

Таким образом, в условиях гуманизации образования, социокультурной среде отводится роль – обеспечение личностно-ориентированного сопровождения ребенка дошкольного возраста. Личностно-ориентированное образование создает условия для полноценного развития и проявления индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Сегодня не менее важно обеспечить социокультурную среду сопровождения личности дошкольника, что будет обеспечивать в целом более качественный уровень образования. Фундаментальными основами формирования среды становятся :

• высокий уровень качества образовательных программ и их методического обеспечения, содержание которых позволяет педагогам строить воспитательно-образовательный процесс в соответствии с современными требованиями.

• обогащение предметно-пространственной среды, наполнение которой предоставляет ребенку возможности для саморазвития. смысл понятия "развивающая среда" - это среда, которая даёт возможность ребёнку развивать ценности познания, преобразования и отношения к миру не только с помощью педагога, но и самостоятельно.

• Взаимодействие с детьми (культурные практики, технологии) Компетентность педагогов в знании той или иной технологии, культурной практики, позволяет реализовать основные принципы ДО здоровье сберегающие технологий, коллекционирование, экспериментирование и. т. д Так же

• Взаимодействие с семьей трансформируется в виде работы семейной академии. Сюда входят домашние задания, рабочие тетради, читательские дневники, совместные проекты, мероприятия, развлечения.

• Сайт нашего детского сада - это официальный информационный web-ресурс, с помощью которого посетители могут узнать о последних новостях в детском саду, о наших планах, о проходящих праздниках и о жизни каждой группы. Основные задачи нашего сайтотворения - развитие сотрудничества между воспитателем и родителем посредством живого общения на страницах блога (сайта, домашних заданий, обратной связи. Сайт создан как для родителей, так и педагогов для поддержки процесса информатизации современного общества кроме того есть возможность найти информацию о детском саде, о реализуемых программах обучения и воспитания детей; ознакомиться с советами специалистов; задать интересующие вопросы по воспитанию и обучению (одним словом, педагогическое просвещение родителей). Кроме того каждый посетитель имеет право ознакомиться с нормативно-правовой базой деятельности учреждения, результатами работы организации. а также имеются все необходимые полезные ссылки Таким образом, сотрудничество с нашим сайтом каждый родитель имеет возможность интересоваться жизнью ребенка даже тогда, когда их нет рядом.

• Трансляция работ на социум В современном мире невозможно выполнить главную задачу дошкольного учреждения - воспитать гармонично развитую личность - без взаимодействия с социумом. Детскому саду сформирован уровень взаимодействия с социальными институтами города, такими как библиотека с 3-мя филиалами, детская поликлиника, стоматология. Работа ведется по размещению выставок детских работ, коллажей, агитационных плакатов. Так же планируется выставки коллекций детей в детской библиотеке с рассказами самих детей. Это помогло выйти за территориальную границу учреждения, стать социально доступным звеном образовательной системы. К сожалению наблюдается низкий социокультурный потенциал социума микрорайона города в создании единой воспитательной системы. Детский сад - открытое учреждение для межличностного и группового общения как для детей, так и для взрослых, мы планируем расширять и укреплять взаимосвязи с жизнью, социокультурной средой, институтами воспитания, культуры, семьей, предприятиями, культурно-досуговыми учреждениями, общественными организациями, местными структурами власти.

• Интеграция образовательного процесса. Детский сад как живой организм постоянно направлен на освоение мира. Воспитатели и специалисты работают в творческом взаимодействии, реализуя поставленные цели. Используя метод проектов педагоги осуществляют непрерывный образовательный процесс. Например «Мыльная история», «Наш край Урал» - реализуя ЧФУ образовательного процесса в рамках вариативной знакомясь с ландшафтом Урала специалист по ИЗО деятельности технологией создавали горы, создавали каслинское литье, лепили из глины столовую утварь. Организовывали выставки коллекций. Выставки мини- музей.

Музей-результат совместной работы воспитателя, детей, родителей. Это большая поисковая деятельность, содержанием которой являются встречи с хранителями старинных вещей, работа с семейных архивом, семейными реликвиями. Ребенок-экскурсовод (ребенок-рассказчик на качественно лучшем уровне усваивает информацию, а дети-слушатели воспринимают слова своего товарища с большим вниманием и отдачей).

• Конкурсное движение ДОУ. Становится традиционным участие коллектива детского сада в городских и областных конкурсах. Детские сады участвуют в областных конкурса «Марш парков», «Родники». Это воспитывает е детей желание развивать активную гражданскую позицию, участвовать в жизни детского сада, родного города, учит детей использовать навыки социального партнерства для гармоничного развития личности, создаются возможности обеспечения эмоционального благополучия детей.

Таким образом создание в дошкольном образовательном учреждении детско- взрослой общности, ориентированную на формирование социкультурной среды, духовно- нравственные ценности, как одно из главных условий повышения качества образования.

Результатами данной деятельности стали:

- на уровне педагогов: изменение их ментальности, мотивации и ответственности за качество работы;

- на уровне воспитанников: личностное развитие, самостоятельность, ответственность, инициативность.

- на уровне родителей: получение качественной образовательной услуги, изменение отношения к детскому саду.

• - на уровне социальных партнеров :

• приобретение новых партнеров,

• утверждение ДОУ статуса в социуме.

Публикации по теме:

«Использование ИКТ для повышения мотивации обучения детей как условие повышения качества образования» Тема выступления «Использование информационно – коммуникативных технологий для повышения мотивации обучения детей как условие повышения.

Профессиональное становление педагогов как средство повышения качества дошкольного образования 1. Актуальность темы «Профессиональное становление педагогов как средство повышения качества дошкольного образования» Актуальность вопроса.

Взаимодействие ДОО с социумом как фактор повышения качества дошкольного образования «Взаимодействие ДОО с социумом как фактор повышения качества дошкольного образования». Семья – это общество в миниатюре, от целостности.

Доклад «Формирование социокультурной среды-системы условий социализации и индивидуализации детей» MБДОУ Детский сад № 4 «Солнышки» МР Кушнаренковский район Республики Башкортостан Выступление на районном методическом объединении воспитателей.

Использование современного оборудования как условие повышения качества образования В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает.

Использование здоровьесберегающих технологий как средство повышения качества образования Здоровьесберегающие технологии как средство повышения качества образования. В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья.

Педагогическая диагностика физического развития дошкольников как условие повышения качества образования Актуальность: В общей системе образовательной работы физическое развитие детей дошкольного возраста занимает особое место. Именно в дошкольном.

Проект «Музей как средство формирования социокультурной среды ДОУ» I. Актуальность проекта. Для детей 4-5 лет, в связи с вышесказанным, наиболее актуальны следующие направления деятельности: - знакомство.

Консультация для воспитателей «Социальное партнёрство ДОУ как фактор повышения качества дошкольного образования» Современное дошкольное образование ставит перед собой цель: воспитание гармонично развитой личности ребенка. Совершенствуются стандарты.

Социальное партнерство ДОО как фактор повышения качества дошкольного образования С 1 сентября 2013 г. вступил в силу Новый федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование социокультурной среды ДОУ как одно из главных условий повышения качества образования
Опубликовано: 9 ноября 2015 в 17:23
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование социокультурной среды ДОУ как одно из главных условий повышения качества образования» (включая файлы) размещена пользователем Рената Соколова (УИ 319593) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД