Татьяна Нетесова
Роль игровых технологий в формировании и развитии финансовой культуры дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Роль игровых технологий в формировании и развитии
финансовой культуры дошкольников
Воспитатель
подготовительной к школе группы «Улыбка»
Нетесова Татьяна Анатольевна
(первая квалификационная категория)
Темочки:
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
Финансовая грамотность дошкольников - это достаточно новое направление в дошкольном образовании. При включении ее в образовательную программу учреждения следует понимать, что формируется не финансовая грамотность, а азы финансовой культура ребёнка, т. е. закладываются индивидуальные особенности восприятия финансового мира.
Дети стихийно включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, непроизвольно овладевая первичными экономическими представлениями на начальном уровне. При этом многие родители жалуются на то, что дети не знают цену деньгам, ждут дорогих подарков или не ценят новые игрушки. Воспитание бережливости у детей невозможно осуществлять без формирования и развития финансовой культуры.
Финансовая культура формируется в течение продолжительного периода на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Финансовая культура и финансовые навыки прививаются так же, как нравственность и правила этикета, следовать которым приходится всю жизнь. В раннем возрасте закладываются не только основы культуры, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни.
Уже с дошкольного возраста можно помочь ребенку усвоить азы бережного и заботливого отношения к богатствам земли, ко всему, что его окружает: беречь цветок под ногами, беречь воду и воздух, беречь свой дом и город. Дать понять, что бережливость, экономность, рациональность, деловитость - ведущие составляющие характеристики человека-хозяина. Эти качества являются одним из важнейших условий становления ценностных ориентаций ребёнка, начал его экономической социализации.
Я считаю, что погружение дошкольников в финансовую культуру происходит одновременно с воспитанием у ребенка рациональной бережливости. Но недостаточно постоянно напоминать ребенку о бережном обращении с вещами, деньгами, ресурсами необходимо научить его правильно вести себя в той или иной экономической ситуации, просчитывать результаты от своих поступков.
Возникает противоречие: с одной стороны потребность в воспитании личности, ориентированной на сбережение, с другой стороны - недостаточная разработанность процесса воспитания экономии и бережливости в условиях учреждений дошкольного образования. В связи с актуальностью этой проблемы появилась необходимость разработки системы работы по формированию понятий экономии и бережливости у дошкольников в игровой деятельности.
Цель моей педагогической деятельности - не только расширение экономического кругозора дошкольников, но и формирование представления о таких экономических качествах, как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность. Важно, на мой взгляд, помочь дошкольнику осознать, что достичь экономических благ можно лишь упорным трудом, причем труд следует понимать не только, как средство достижения этих самих благ, но и как созидание, как творческий процесс, приносящий радость и удовлетворения.
Убеждена, что именно через игру эффективнее, ненавязчивее приходит опыт понимания общественной жизни. Возрастает и чувство собственного достоинства. В игре проявляются и через нее формируются все стороны интеллектуальной и психической жизни ребенка. Через те роли, которые ребенок выполняет в игре обогащается и его личность. С помощью игры можно ставить детей в такие условия, в которых они могли бы свободно проявлять свою инициативу, самостоятельность, развивать организаторские навыки, стремиться к достижению цели.
Моя работа в данном направлении началась после обучения по программе «Основы финансовой грамотности в дошкольной образовательной организации». После чего мною было разработано комплексно-тематическое планирование по финансовой грамотности, на его основе в группе был оформлен финансовый центр, который включил в себя различные наглядные пособия, дидактические игры, предметные картинки, атрибуты и т. д, чтобы обучение не превращалось в назидание.
Работа по финансовому воспитанию дошкольника невозможна без участия родителей. Поэтому главным направлением – является работа с семьей. Мною было проведено анкетирование, цель которого является выявление заинтересованности родителей в формировании финансовой культуры у детей. По результатам анкетирования, можно увидеть что большинство опрошенных родителей - 78,8 % считает, что необходимо знакомить дошкольников с финансовой грамотностью и готовы всячески поддерживать интерес ребенка в формировании финансовой культуры.
В нашей группе уже стало традицией изготавливать дидактические игры из подручных средств и бросовых материалов. Их мы в группе заготавливаем с помощью родителей, этот процесс является частью воспитания бережливости.
Играя, дети не подозревают, что усваивают новые знания, овладевают умениями и навыками финансовой культуры и бережливости. В работе с детьми с помощью игры-задания, игры-викторины, игры-конкурса использую народную мудрость пословиц, поговорок, а также русских народных сказок, где в небольших по объему фразах заключен глубокий и точный смысл правильных жизненных поступков, проверенных веками. Постепенно у детей выстраивается последовательная цепочка экономических понятий и закономерностей.
Погружая дошкольников в мир финансовой культуры, я формирую в них бережливость, как в группе, так и в домашних условиях, используя театральные и дидактические игры: «Бережливая капелька», «Полезные приборы», «Сказка на новый лад» и другие.
Немаловажную роль в формировании финансовой культуры у детей имеют игры-путешествия. Например, в игре «Путешествие в мир профессий», мною были организованы в игровой форме наблюдения за трудом людей разного рода профессий, чтобы дети наглядно смогли убедиться, за что именно работники получают заработную плату. С помощью игры «Как рубашка на свет появилась», дети узнали весь сложный путь появления одежды на Руси, в результате чего бережнее стали относиться к своей одежде.
Экономические представления дошкольников в основном формируются на основе наглядных примеров взрослых (родителей) и носят ритуальный характер. Дети не знают, почему тот или иной поступок хорош или плох, но знают, как именно они должны поступить («поделиться», «подарить», «положить в копилку» и т. п.). На всех этапах требуется поддержка ребенка дома, в семье.
Создав в группе некую проблемную ситуацию (например, «Я могу помочь семье сберечь деньги» «Копим на мечту», убеждаюсь, что дети сами могут обозначить свои бережливые действия: например, экономить воду, «электричество». На основании детских выводов мы совместно формулируем правила правильного финансового поведения и фиксируем результат этой деятельности, создавая определенный продукт (стенгазету, плакат, лэпбук и т. п.).
Важно с ребятами подготовительной группы говорить и об экономии времени. В непосредственной образовательной деятельности (в продуктивной работе) использую знаки-символы, с помощью которых дети понимают и фиксируют время начала работы, середины и конца (детский тайм-менеджмент). Таким образом, мои воспитанники рационально распределяют время, отведенное на продуктивную деятельность, и всегда по окончании этой деятельности выходят на результат. Сюжетно-ролевая игра «Наведем порядок» помогает дошкольникам познакомиться с еще одним источником бережливости: если все лежит на своих местах – не тратится время на поиски необходимой вещи, игрушки.
Но какая бы не была зависимость человека от материальных ценностей, важнее денег может быть только милосердие и доброта человеческой души. Наша группа уже не первый год участвует в благотворительных акциях «Подари игрушку малышам», когда дети изготавливают игрушки на итоговых мероприятиях или с помощью родителей и дарят малышам.
Проведённая работа способствует тому, что дети не только получают определённые экономические знания, у них, расширяется экономический словарь, они овладевают экономическими терминами, умением правильно применять их в разговоре.
Дальнейшая работа в данном направлении предполагает, что по завершению учебного года дети смогут:
- активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации игр;
- осознавать и соизмерять свои потребности и возможности;
- понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным, их уменьшить;
- осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей;
- контролировать ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и его самого;
- понимать, что реклама может помочь, если она правдива, и напротив, навредить, бюджету семьи и здоровью человека;
- осознавать на доступном уровне взаимосвязи понятий: «труд – продукт -деньги» и «стоимость продукта в зависимости от качества», признание авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, расчетливость, экономность, трудолюбие - и вместе с тем щедрость, честность, отзывчивость, доброта (приводить примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.);
- понимать свое эмоциональное состояние, регулировать собственное поведение, формировать положительную самооценку, способность распознавать чувства других людей.
С переходом к школьному обучению у детей возникает потребность в проявлении новых качествах личности: дисциплинированности, сознательности, организованности, требовательности к себе и другим. Поэтому воспитание финансовой культуры, бережливости, ответственности, деловитости, заложенные в детском саду эффективными средствами игровых технологий является необходимым условием успешной учебной деятельности и активной школьной жизни.