Ирина Смирнова
Роль и особенности среды в образовании детей дошкольного возраста в России и за рубежом
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время сложились системы дошкольного образования в большинстве стран мира. Нужно отметить, что система дошкольного образования в любой стране развивалась менее интенсивно, чем система образования в целом. В разных странах уровень дошкольного образования неодинаков.
Это объясняется многими причинами:
- отношением государства и общества к воспитанию дошкольников;
-социально-экономической ситуацией в обществе;
- традициями и культурой страны;
- климатом и др.
Публикация «Роль и особенности среды в образовании детей дошкольного возраста в России и за рубежом» размещена в разделах
По требованиям ФГОС мы должны разрабатывать РППС в ДОО учитывая индивидуальные и психологические потребности детей. К сожалению, на данный момент в России детям в государственных детских садах не хватает психологического комфорта в развивающей среде, в связи с тем, что слишком большое количество детей в группе, а помещение всего лишь одно и заставлено кроватями и шкафами.
Весьма ограниченным остается психологическое пространство. В одной группе ребенку предоставляется обычно два-три маленьких уголка для ролевой игры, к тому же зачастую разделенной по гендерному принципу. Это лишает ребенка и возможности выбора и реализации индивидуальных, а зачастую и социальных задач развития. В традиционной системе ребенок просто лишен права выбора. Он, как и воспитатель, подчиняясь общепринятым правилам, выполняет режимные моменты, делает то, что от него требуют и принимает то, что ему предлагают в готовом виде. При такой позиции ведомого человек не может почувствовать самого себя; он не осознает своих желаний, переживаний, не выделяет себя из общей группы. Все это изначально лишает ребенка инициативы, самостоятельности и ответственности за свои действия
Дошкольное образование в зарубежных странах рассматривается как необходимая программа для психологической и педагогической поддержки индивидуализации и положительной социализации детей.
Создавая предметно-пространственную среду, важно учитывать особенности детей, посещающих каждую конкретную группу: возраст дошкольников, уровень их развития, склонности, способности, интересы, гендерный состав, личностные особенности.
Необходимо обеспечивать насыщенность, трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность и безопасность среды.
Особенности среды также во многом определяются личностными особенностями и педагогическими установками воспитателя, и только тогда среда станет условием для развития и саморазвития ребенка дошкольного возраста.