Яна Гурова
Обучение как информационный процесс. Место, роль и значение информационных технологий в образовании.
▼ Скачать + Заказать документы
«Обучение как информационный процесс. Место, роль и значение информационных технологий в образовании. Виды программной поддержки учебного процесса»
Переход общества от индустриальной к информационной стадии развития приводит к качественному изменению образования, которое в полном смысле делается «точкой опоры», преобразующей мир. Стремительное развитие информационного общества, проявление и широкое распространение технологий мультимедиа, электронных информационных ресурсов, сетевых технологий позволяют использовать информационные технологии (ИТ) в качестве средства обучения, общения, воспитания и интеграции в мировое пространство. Совокупность традиционных и информационных направлений внедрения информационной технологии создает предпосылки для реализации новой интегрированной концепции применения ИТ в образовании. Сущность этой концепции заключается в реализации ИТ для личностно-ориентированного развития всех участников педагогического процесса : воспитанников, педагогов, родителей. Это становится возможным только при условии комплексного воздействия информационных технологий на всех субъектов педагогической системы, то есть при условии создания информационной среды и информационных ресурсов образовательного процесса. Научно-технический прогресс диктует новые требования к содержанию и организации образовательного процесса. Появляются новые технологии и средства информации, которые благодаря приоритетному национальному проекту «Образование» активно поступают в российские образовательные учреждения.
Публикация «Обучение как информационный процесс, Место, роль и значение информационных технологий в образовании,» размещена в разделах
Внедрение новых информационных и коммуникационных технологий на базе Internet сегодня является одним из важнейших резервов повышения эффективности непрерывного образования и самообразования педагогических работников. По мнению Митина В. В. сегодня существует лишь условная граница между информационными (ИТ) и информационно-коммуникационными (ИКТ) технологиями. IT (ИТ) специалисты знают тесную взаимосвязь этих технологий и считают, что когда говорят об информационных технологиях, почти всегда подразумевают информационно-коммуникационные технологии. Нельзя не отметить широкие возможности Интернета для формирования связей внутри педагогического сообщества. Цели у педагогов в этом направлении могут быть различными: часть из них заинтересована в организации переписки со своими коллегами с целью обмена опытом; другая хочет принять участие в открытом обсуждении новейших тенденций в области образования; а некоторые вместо традиционных программ работать по оригинальным исследовательским проектам, основой которых будет совместное решение научных проблем, а инструментом обмена – электронная почта, телеконференции.
Сегодня совершенно ясно, что современный мир становится всё более зависимым от информационных технологий и будущее неизбежно потребует от сегодняшних педагогов большого запаса разнообразных знаний, включая и знания информационных технологий. Информационные технологии открывают дошкольному образовательному учреждению огромные перспективы.
Актуальность использования информационных технологий в современном дошкольном образовании
Стремительное развитие информационного общества, появление и широкое распространение технологий мультимедиа, электронных информационных ресурсов, сетевых технологий позволяют использовать информационные технологии (ИТ) в качестве средства обучения, общения, воспитания, интеграции в мировое пространство. Совокупность традиционных и информационных направлений внедрения информационных технологий в образование создает предпосылки для реализации новой интегрированной концепции применения ИТ и заключается в личностно-ориентированном развитии всех участников педагогического процесса : воспитанников, педагогов, родителей. Это становится возможным только при условии комплексного воздействия информационных технологий на всех субъектов педагогической системы (А. Ю. Кравцова, А. А. Кузнецов, С. В. Панюкова, И. В. Роберт).Научно-технический прогресс диктует новые требования к содержанию и организации образовательного процесса. Появляются новые технологии и средства информации, которые, благодаря приоритетному национальному проекту «Образование», активно поступают в российские образовательные учреждения.
Очевидно, что педагог, который ведет просветительскую работу с использованием мультимедиапроектора, компьютера, имеет выход в Интернет, обладает качественным преимуществом перед коллегой, действующим только в рамках традиционных технологий. Владение ИТ позволяет увеличить объем информации по содержанию образовательной деятельности и методическим вопросам благодаря данным, имеющимся на электронных носителях и в сети Интернет. Внедрение новых информационных и коммуникационных технологий на базе сети Интернет сегодня является одним из важнейших резервов повышения эффективности непрерывного образования и самообразования педагогических работников. Для формирования связей внутри педагогического сообщества сегодня активно используются возможности Интернет. Цели у педагогов в этом направлении могут быть различными: часть из них заинтересована в организации переписки со своими коллегами с целью обмена опытом, другая хочет принять участие в открытом обсуждении новейших тенденций в области образования, а некоторые – вместо традиционных программ работать по оригинальным исследовательским проектам, основой которых будет совместное решение научных проблем, а инструментом обмена – электронная почта, телеконференции. При таком общении у педагогов формируется: чувство ответственности за собственные достижения;желание постоянного поиска лучших методов и идей, что является основой профессионализма современного педагога. Профессиональный рост обычно занимает много времени и требует множества встреч с коллегами. Сегодня совершенно ясно, что современный мир становится все более зависимым от информационных технологий, и будущее неизбежно потребует от сегодняшних педагогов большого запаса разнообразных знаний, включая и знания информационных технологий использование которых в современном дошкольном образовании не только целесообразно, но и актуально и позволит достичь одной из целей, которую ставит перед педагогами «Концепция модернизации образования» – подготовить разносторонне развитую личность, поскольку знания и навыки, полученные в процессе образования, лежат в основе всех видов деятельности, определяют их направленность, темпы развития и полезность в современном обществе.
Компьютерные программы
Используя в работе музейного педагога ДОУ медиатеку проекта «Русский музей: виртуальный филиал», а, в частности, раздел «Виртуальный мир Русского музея» можно сделать выводы о том, что он представлен на высоком современном техническом уровне, но, не смотря на демонстрацию интерьера и объектов с наиболее интересных выигрышных точек, создание «эффекта присутствия», расширение представлений о культурной и исторической ценности музейного собрания, высокую концентрацию внимания в связи с отсутствием сторонних шумов, большое количество наглядного материала для лучшего усвоения информации, детям дошкольного возраста виртуальные экскурсии представляют ограниченные впечатления. Несомненно, разработчики концепции виртуальной экскурсии полагаются на два основных канала информации – зрение и слух, при этом главной задачей для них является сформировать у ребенка интерес и желание проверить свои впечатления в «живом» общении с музеем. Ребенок старшего дошкольного возраста уже имеет небольшой жизненный опыт видения окружающего мира и способен отличить то, что он видит на экране, от реального подлинного объекта.
Слайд-шоу или слайд-показы
Практические домашние творческие задания, подготовленные детьми старшего дошкольного возраста совместно с родителями оформляются посредством программы MicrosoftPowerPoint. Полученные слайд-шоу являются основой для проведения детьми виртуальных экскурсий. Таким образом, создавая совместные проекты виртуальных экскурсий по различным темам проектов («Зимний лес», «Молочные реки», «Экскурсия по пушкинским местам», «Детский сад» и пр., дети углубляют полученные знания, осваивают приемы, методы исследовательской деятельности и навыки использования компьютера. Например, с помощью виртуальной экскурсии по детскому саду можно заглянуть на кухню, в подвал и в кабинет заведующей. Такие экскурсии интересны детям и расширяют их представления об окружающем мире.
Перспективные направления
Организация детско-родительского конкурса виртуальных экскурсий
Задачи конкурса:
- повышение роли исследовательской и прикладной деятельности семей воспитанников;
- создание условий для творческого развития детей;
Принять участие в конкурсе может ребенок ДОУ любой группы совместно с родителями.
Номинации конкурса могут быть различными: «Осень листья осыпает», - «Я был в музее», «Моя семья, мой дом родной», «Наша малая родина», «Спорт, ты – мир!». Подготовленные презентации пополнят «методическую копилку» педагогов.
Исходя из выше изложенного можно сделать следующие выводы:информационные технологии становятся неотъемлемой составной частью современной рабочей среды и источником знаний, способствующих как личностному, так и профессиональному росту человека. Рассматривая историю становления информационного общества, совершенно ясно, что современный мир становится всё более зависимым от информационных технологий и будущее неизбежно потребует от сегодняшних педагогов большого запаса разнообразных знаний, включая и знания информационных технологий. Быстрое развитие информационных технологий и внедрение их в образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения позволяет большинству педагогов внедрять в свою деятельность современные информационные технологии с активным использованием компьютера и сети Интернет.
Список литературы
1. Интернет в профессиональной деятельности. Научно-методический сборник / Под редакцией Д. Т. Рудаковой. - М. : ИОСО РАО, 2003. - 160 с.
2. Морев И. А. Образовательные информационные технологии. Часть 3. Дистанционное обучение : Учеб. пособие. / И. А. Морев - Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2004. - 150 с.
3. Ноль Л. Я. Информационные технологии в деятельности музея. Учебное пособие. – М. : РГГУ, 2007. – 204 с.
4. Ребенок в музее: новые векторы детского музейного движения / Отв. ред. М. Ю. Юхневич. - М. : Академический проект; РИК, 2006. - 176 с.
5. Роберт И. В., Панюкова С. В., Кузнецов А. А., Кравцова А. Ю. Информационные и коммуникационные технологии в образовании : Учебно-методическое пособие для педагогических вузов / Под редакцией И. В. Роберт. - М. : ИИО РАО, 2006. - 374 с.
6. Себар Т. В. Учебно-методическое пособие. Материалы курса «Как учить понимать язык искусства». Лекции 1-4. – М. : Педагогический университет Первое сентября, 2006. - 72 с.
7. Удалов С. Р. Подготовка педагогов к использованию средств информатизации и информационных технологий в профессиональной деятельности : Монография / С. Р. Удалов - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2005.- 211 с.
8. Портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.ict.edu.ru/
9. Сетевые информационные технологии как предмет изучения и средство обучения [Электронный ресурс] / О. В. Токарева - Режим доступа: https://aeli.altai.ru/nauka/sbornik/2000/tokareva.html