Авдонькина Татьяна Алексеевна
Роль художественного слова в развитии умственных способностей детей в старшей группе (школа молодого воспитателя)
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст – это начало длинной дороги в мир познания, в мир чудес. Ведь именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего обучения. Задача состоит не только в том, как научиться правильно держать ручку, писать, считать, но и умению думать, творить. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет художественное слово.
Публикация «Роль художественного слова в развитии умственных способностей детей в старшей группе (школа молодого воспитателя)» размещена в разделах
В своей работе с дошкольниками я использую художественное слово. Выдающиеся отечественные педагоги (К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, и др.) неоднократно подчеркивали огромные возможности художественного слова, как средства воспитания и обучения детей.
Устное народное творчество широко используется в работе как прием, побуждающий к приобретению знаний – при знакомстве с новым материалом; как прием, обостряющий наблюдательность, – при закреплении определенного знания; как игровой (занимательный) материал, отвечающий возрастным потребностям детей дошкольного возраста.
Для развития умственных способностей детей используются такие формы художественного слова как : загадки, поговорки, пословицы, скороговорки, стихи, сказки. В загадках анализируется предмет с количественной, пространственной и временной точек зрения.
Так же можно использовать пословицы и поговорки. Пословицы можно предложить с заданием: объясни смысл. Например: «Семь пятниц на неделе», «Убил двух зайцев». Из всего многообразия жанров и форм устного народного творчества наиболее завидная судьба у считалок. Считалки применяются для закрепления нумерации чисел, порядкового и количественного счета. Их заучивание помогает не только развивать память, но и способствует выработке умения вести
пересчет предметов, применять в повседневной жизни сформированные навыки. Предлагаются считалки, например, используемые с целью закрепления умения вести счет в прямом и обратном направлении. Чаще считалки используют для выбора ведущего в игре.
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел зайчик погулять.
Что нам делать? Как нам быть?
Нужно заиньку ловить.
Снова будем мы считать:
Раз, два, три, четыре, пять.
Широко используются на НОД сказки. С помощью сказок дети легче устанавливают временные отношения, учатся порядковому и количественному счету, определяют пространственное расположение предметов. Сказки помогают запомнить простейшие математические понятия (справа, слева, впереди, сзади, воспитывают любознательность, развивают память, инициативность, формируют умения импровизации («Три медведя», «Колобок»). Присутствие сказочного героя на НОД придает обучению яркую, эмоциональную окраску. Сказка несёт в себе юмор, фантазию, творчество, а самое главное формирует умение логически мыслить.
Таким образом, использование художественного слова
поможет воспитателю в развитии умственных способностей детей. Занимаясь с этим материалом, ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.