Ирина Салтыкова
Формирование в игре пространственных представлений
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование представлений о пространстве – одно из основных направлений в работе с детьми. От умения ориентироваться в пространстве зависит :
- правильное написание цифр, печатание букв, расположение их на листе бумаги;
- скорость и качество чтения;
- качество рисунков;
- усвоение правил дорожного движения;
- качество выполнения упражнений на музыкальных занятиях, на занятиях по ритмике, физкультуре.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Математика, логика и сенсорика. Игры, дидактические пособия
- Ориентировка в пространстве. Игры, дидактические пособия
- Темочки
Дети с речевыми нарушениями плохо или совсем не ориентируются в схеме собственного тела (например, не различают правую и левую руки, путают, что находится слева, справа, вследствие чего не умеют правильно употреблять предлоги или вовсе их не употребляют.
Формирование пространственных отношений происходит во время режимных моментов в течение дня, а также на занятиях с логопедом и воспитателем в процессе проведения специальных игр.
Игры, направленные на развитие представлений о сторонах собственного тела.
«Игра в солдатики»
По приказу «командира»- взрослого, «солдатики»- дети поворачиваются налево и на право, поднимают левую (правую) руку. Напоминаем, что правой (в общем случае) является та рука, которой он рисует или пишет.
«Ладошки и следы»
На ковре в произвольном порядке разложены изображения вырезанных по контуру ладоней и ступней.
Дети находят пары, затем предлагается пройти по следам с учётом асимметрии отпечатков следов.
Усложнение: дорожка прямая, перекрёстная, кривая.
«Зарядка для кукол»
Перед детьми - куклы. Дети выполняют инструкцию.
-Подними правую руку куклы вверх.
-Отставь левую ногу куклы назад. Расскажи, что ты сделал. И т. д.
Игры, по формированию ориентировки в пространственном расположении предметов.
«Стройся»
Дети выстраиваются в ряд с инструкцией:
- Лена, выйди вперед.
- Катя, встань позади Лены и т. д.
«Найди свое место»
Перед детьми ставится задача на ориентировку в специально созданных пространственных ситуациях и определение своего места по заданному условию:
- Встань так, чтобы справа от тебя был шкаф, а сзади – стул.
- Сядь так, чтобы впереди тебя сидела Таня, а сзади – Дима.
«Прятки»
По инструкции воспитателя ребенок прячет игрушку, а остальные дети должны её найти и сказать, куда была спрятана игрушка:
- Спрячь игрушку под стол (в шкаф, за кроватку, на полку,
- Куда спрятал Вова игрушку?
Игры, направленные на развития ориентировке в направлениях пространства.
«Что, где находится?»
Воспитатель предлагает ребенку встать в центр групповой комнаты и рассказать, что находится впереди, позади, близко, далеко, высоко, низко, впереди слева, впереди справа.
«Отгадай предмет»
- Этот предмет находится впереди? (Нет.)
- Позади? (Нет.)
- Впереди справа? (Да.)
- Это стол? (Да.)
«Найди пакет»
Воспитатель предлагает ребёнку найти пакет, выполнив действия соответственно инструкции.
- Иди вперед, до стола; повернись направо, пройди пять шагов; повернись налево, пройди ещё три шага и т. д.
«Что изменилось?»
Ребёнку предлагают встать перед игрушкой и повернутся налево.
-Где теперь игрушка? (Справа.)
Просят ещё раз повернуться налево.
- Где игрушка теперь? (Сзади.)