Ирина Елямик
Развитие пространственных представлений у дошкольников на основе занимательного математического материала.
▼ Скачать + Заказать документы
Известно, что одним из показателей творческого отношения к любой деятельности является проявление интереса к ней.
Предматематическая подготовка, осуществляемая в детском саду, является частью общей подготовки детей к школе и заключается в формировании у них элементарных математических представлений, в том числе пространственных представлений. Этот процесс связан со всеми сторонами воспитательно-образовательной работы детского сада и направлен прежде всего на решение задач умственного воспитания и математического развития дошкольников.
Публикация «Развитие пространственных представлений у дошкольников на основе занимательного математического материала,» размещена в разделах
Занимаясь математикой с ребятами по программе Васильевой, мы мало отводили внимания разделу "Пространственные представления", т. к. эта программа не предусмотрена для более широкого освещения этого раздела. Но из наблюдений очевидно. что "пространственные представления" это одна из самых трудных задач в предматематической подготовке детей.
Исходя из того, что раздел этот наиболее трудный мы решили, что эффективным приёмом развития пространственных представлений является использование в работе с дошкольниками развивающих игр математического содержания.
Занимательный математический материал вызывает у детей большой интерес.
Разнообразный занимательный материал можно классифицировать, выделить в нём условно 3 основные группы :
- развлечения
- математические игры
- развивающие игры и упражнения
Основанием для выделения таких групп является характер и назначение материала того или иного вида. Занимательный математический материал рассматривается и как одно из средств, обеспечивающих рациональную взаимосвязь работы воспитателя на занятиях и вне их. Такой материал можно включить в основную часть занятия или использовать в конце его. когда наблюдается снижение умственной активности детей.
На протяжении некоторого времени, мы наблюдали за детьми. Смотрели на сколько им интересны и увлекательны развивающие игры. И мы пришли к выводу, что детям это интересно, и математические игры не надоедают, а значит дети развиваются. И в процессе освоения игр дети развивают не только пространственные навыки. но и осваивают азы логико-математических способностей.
И всё это необходимо привести в некую систему, где есть цель, а это отбор занимательного материала и задачи.
Свою работу я отразила в планировании, где предполагается несколько разделов :
- Постановка задачи.
- Определение темы.
- Организация занятия или части по данной задаче.
- Организация совместной деятельности.
- Организация самостоятельной деятельности.
- Решение задачи в других видах деятельности.
А цели и задачи ставились следующие:
Цель (младшая группа)
1. Научить обследовать предметы в окружающей обстановке.
Задачи:
- Развивать умение ребёнка ориентироваться в пространственных взаимоотношениях предметов (большие-маленькие)
- Закрепить умение ребёнка классифицировать по форме, цвету.
- Закреплять навыки количественного счёта.
- Закреплять знания об основных цветах.
- Развивать начальные представления о содержании предмета. Развитие слухового анализатора.
- Закрепить представления детей о предметах круглой формы в окружающей обстановке.
- Дать представления о предметах треугольной формы.
- Закрепление понятий "большой" и "маленький" в окружающей обстановке.
- Закрепление знаний о круге, треугольнике. Введение нового понятия - квадрат.
- Закрепление понятий:круг, треугольник, четырёхугольник. Классификация геометрических фигур.
- Развивать умение определять положение предметов относительно себя с помощью слов:впереди-сзади, вверху-внизу, в сторону.
- Закреплять умение обследовать предмет по определённому признаку.
- Закреплять умение классифицировать предметы при помощи определённых признаков (цвет, форма).
- Упражнять детей в определении расстояния до предмета (близко-далеко).
- Развивать умение ориентироваться в пространстве. Определять взаимное пространственное расположение предметов (за,перед,между. около,над,под).
По результатам диагностики, выявленной в конце года, дети стали владеть элементарными способами обследования, стали ориентироваться в пространственных взаимоотношениях предметов, практически полностью овладели сенсорными навыками.
В средней группе мы выделили вторую цель:
2. Научить видеть модели геометрических форм, тел и научить ориентироваться "относительно себя".
Задачи:
- Закрепить представления детей об основных цветах.
- Закрепить представления детей о круге, треугольнике, четырёхугольнике.
- Закрепить представления о пространстве "впереди","сзади","между". Ввести понятие "лево", "право".
- Формировать умение исследовать предмет. Закрепить понятие "внутри".
- Закрепить представление о круге. Сформировать понятие - овал.
- Сформировать представление о новых геометрических понятиях:шар, луч, прямая. кривая.
- Дать основное отличие круга от шара, шара от сферы. Уметь видеть эти тела в окружающей обстановке.
- Расширение мира геометрических тел: развивать умение видеть четырёхугольник в различных изображениях. Отличать квадрат от прямоугольника.
- Закрепление понятий: луч, прямая, кривая. Дать представления о ломаной линии и спирали.
- Сформировать понятия справа-слева, впереди-сзади, между.
- Познакомить детей с планом группы.
- Закрепление знаний о знакомых формах. Расширение знаний о многоугольниках-пятиугольники, шестиугольники.
- Развивать умение ориентироваться по плану.
- Развивать умение использовать в речи пространственные предлоги :по, над, за, в, перед.
В мае средней группы была проведена диагностика, которая показала, что цель, поставленная в начале года, достигнута. Дети расширили знания о мире геометрических форм, овладели элементарными знаниями о геометрических телах и совершенствовали навыки ориентировки в пространстве.
В старшей группе мы поставили цель:
3. Закрепляем навыки ориентирования в пространстве и сформировать понятие геометрических преобразований на основе развивающих игр.
Эту цель преследуют следующие задачи:
- Закреплять умение детей определять цвет и оттенки.
- Развивать умение классифицировать по одному признаку.
- Формировать умение выделять геометрические фигуры в окружающем пространстве.
- Формировать понятие соотношения предметов по размеру.
- Упражнять в умении ориентироваться по группе по плану.
- Упражнять в умении работать в тетради в клетку.
- Активизация в речи детей предлогов, обозначающих пространственные отношения :за,под,над,между. внутри.
- Закрепить представления детей о разнообразии линий.
- Развивать умение преобразовывать геометрические изображения.
- Формировать представления детей о геометрических телах:шар,сфера. куб,цилиндр. призма,конус.
- Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги и относительно себя и относительно себя и другого ребёнка.
- Развивать желание детей преобразовывать.
- Развивать умение и желание составлять план местности.
- Развивать умение выполнять задание в заданном пространстве.
- Систематизировать знания о фигурах и их цвете.
- Развивать умение создавать множества.
- Формировать умение пользоваться планом, схемой.
Диагностика старшей группы у нас ещё впереди, но видя интерес детей к данной теме, наблюдая с каким азартом они занимаются, осваивают новые игры. думаю, что результаты диагностики будут высокими.
На перспективу подготовительной группы мы ставим цель:
4. Ориентироваться "относительно другого предмета".
Исходя из поставленных задач, мы выделили систему определённых развивающих игр, которые могут помочь детям в освоении геометрического материала.
Работа по теме началась в младшей группе, где мы использовали группы игр на дифференциацию предметов по форме и цвету, на месторасположение предмета.
1группа:Игры и упражнения на дифференцирование основных пространственных отношений в процессе активного передвижения в пространстве. "Где шарик?""Где звенит колокольчик?""Дойти до флажка".
2группа:Игры и упражнения на ориентацию в пространстве с закрытыми глазами. "Жмурки""Накорми лошадку""Стук-стук в барабан". Путь предварительно проходят с открытыми глазами.
3группа:Игры и упражнения на распознавание местоположения предметов в окружающем пространстве и пространственных отношениях между ними "Что изменилось?","Сделай так, как я", "Сделай так, как скажу","Прятки".
В средней группе использовали "Лото","Парные картинки", которые подбирали по принципу пространственно расположенных на них объектов.
Чтобы научить детей выделять геометрические фигуры в разных положениях, мы уделяем внимание следующим играм:"Танграмм","Чудо-крестик","Уникуб","Палочки Кюизенера","Блоки Дьеныша", различные строительные игры.
В ходе освоения детьми данных игр. дети научились видеть геометрическую фигуру в пространстве, причём в разных положениях.
Решая задачу умения ориентироваться детей относительно себя "целесообразно предложить дошкольникам" "математические планшеты","Геоконт". Широко используем в группе разнообразные лабиринты. основная цель которых : ориентировка на плоскости и подготовительный этап для работы с планом.
Со старшими дошкольниками упражнялись в зрительных диктантах. В таких упражнениях совершенствуется не только пространственные представления, но и активизация в речи пространственных терминов.
Эти игры и упражнения используем и на занятиях, и в самостоятельной деятельности. Именно в самостоятельной деятельности ребёнок осознанно воспринимает игровую задачу, целенаправленно решает её, выбирает пути и способы достижения результата, разговаривает со сверстниками и педагогом, высказывается по поводу игровых действий, сущности игры.
В свободной деятельности ребёнок располагает временем ля освоения новых игровых и учебных действий, самостоятелен в преодолении сопутствующих этому процессу трудностей.
Наша задача: создать условия. чтобы ребёнок, как можно чаще осмысленно задавал "Почему?"
И вот с помощью системы занимательных игр и упражнений, мы помогаем ребёнку отвечать на этот вопрос самостоятельно и осмысленно. Вопрос является для ребёнка доступным, а поиск ответа не затрудняет его, когда он постигает закономерности, понимает логику рассуждений.
Работая с ребятами над пространственными представлениями мы поняли. что на успешность влияют не только содержание предлагаемого материала, но и форма подачи. которая способна вызвать заинтересованности и познавательную активность детей.
Для реализации своей системы в работе по формированию пространственных представлений у дошкольников. мы пришли к выводу, что этому будет способствовать:
- обогащённая предметная среда,
- специально продуманная и мотивированная самостоятельная деятельность (бытовая, трудовая, конструктивная, учебная нематематическая,
- созидательная, продуктивная деятельность,
- познавательное общение со взрослыми,
- чтение детских энциклопедий,
- эксперимент, наблюдение и обсуждение с ребёнком процесса и результатов познавательной деятельности.
Особое внимание необходимо уделять эмоциональному комфорту в процессе познавательной деятельности. Взрослые должны не подавлять. а поддерживать. не сковывать, а направлять проявления активности детей, а также специально создавать такие ситуации. в которых они ощущали радость открытий. Создавать такую обстановку. чтобы ребёнок посредством практических действий мог подтвердить свои предположения, утвердиться в понимании каких-либо математических понятий.
В группе для детей необходимо создавать условия для поисковой деятельности. Обязательным компонентом в организации игровой деятельности должен быть момент коллективного обсуждения.
Наблюдая за детьми, мы поняли, что привлекает детей, что им наиболее интересно, то что формирование пространственных представлений это незаполненная ниша в работе с детьми.
И мы попытались сконструировать образовательный процесс. направленный на развитие этих представлений у дошкольников на основе занимательного материала. для себя я выделила 3 направления, по которым необходимо работать. Это
1. Переход от трехмерного пространства к двухмерному (от объёмного к плоскому) и наоборот.
2. Переход от наглядных изображений к условно-схематическим и наоборот.
3. Переход от фиксированной в себе точки отсчёта к свободно выбранной или произвольно заданной.
Таким образом, была создана и опробирована технология развития пространственных представлений у детей младшей, средней, старшей групп детей дошкольного возраста.
Исходя из результатов диагностики можно сделать вывод: тема, поднятая нами в младшей группе, актуальна и имеет место в педагогическом процессе.
Ещё будучи малышами,дети с интересом обследовали предметы, знакомились с геометрическими фигурами, телами, играли с ними. И диагностика проведённая в конце года показала, что работа, начатая в начале года, должна иметь продолжение. что мы и сделали в средней группе, поставив более глубокие задачи по теме "пространственные представления". Дети с интересом подхватывали все начинания воспитателей. Их интерес разжигался с помощью интересных занимательных игр. Эту работу продолжили и в старшей группе. Дети уже овладели практически всеми навыками обследования предметов, ориентировки в пространстве "относительно себя", на листе в клетку, начали овладевать навыками геометрических преобразований. Эту работу мы продолжили в подготовительной группе, основной задачей. которой будет:
1. Геометрические преобразования посредством развивающих игр.
2. Ориентировка в пространстве "относительно другого предмета" (работа с планом).
При реализации поставленных задач наши усилия направлены на то, чтобы воспитать у дошкольников интерес к самому процессу математики, потребность стремиться преодолевать трудности. находить самостоятельный путь решения познавательных задач и желать достижения поставленной цели, также не бояться ошибок.
"Ум гибнет не от износа, он "ржавеет" от неупотребления"
Народная мудрость