Прыткова Виктория Борисовна
Роль физического воспитания в развитии и оздоровлении детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Роль физического воспитания в развитии и оздоровлении детей дошкольного возраста.
Дошкольный возраст – один из самых ответственных периодов жизни человека в формировании физического здоровья, обеспечивающих его совершенствование, укрепление и сохранение в будущем. Установлено что 40% заболеваний взрослых «закладываются» в детском возрасте, в 5-7 лет. Доказано, что чем шире диапазон движений ребенка перед поступлением в школу, тем крепче база для успешного овладения сложными движениями, расширение приспособительных возможностей организма детей на этапе начального обучения в школе. Поэтому, дошкольное физическое воспитание должно формировать крепкое здоровье ребенка и обеспечивать фундамент физической культуры будущего взрослого человека.
Публикация «Роль физического воспитания в развитии и оздоровлении детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Физическое воспитание. Консультации для родителей
- Темочки
Тенденция гуманизации системы дошкольного воспитания ориентирует специалистов физического воспитания на поиск оптимальных путей гармоничного развития ребенка, осознание необходимости построения непрерывного образования и воспитания, включая этап перехода из детского сада в школу; педагогическая целесообразность видится в формировании подготовленности детей к обучению в образовательном учреждении.
В дошкольном детстве закладываются основы здоровья, воспитываются основные черты личности человека. Семья, дошкольные учреждения должны создать благоприятные условия для оптимального физического развития ребенка, получение знаний о человеческом организме, овладение санитарно-гигиенических навыков. Большинство показателей здоровья детей характеризуется негативными тенденциями. Физическое развитие в дошкольном возрасте особенно является стремительным. Учитывая это физическое воспитание должно быть своевременным, методически правильно организованным.
Ребенок должен постепенно учиться быть творцом совершенства своего тела, здоровья. Крепкое здоровье является залогом развития ребенка в других личностных качествах. На этой особенности подчеркивает народная мудрость: «В здоровом теле – здоровый дух», – утверждали в античные времена; «Нет счастья без здоровья», – гласит русская пословица.
Физическое воспитание детей дошкольного и школьного возраста-это систематическое воздействие на организм ребенка с целью его морфологического и функционального совершенствования, укрепления здоровья, формирования двигательных навыков и физических качеств.
В первые шесть-семь лет физическое воспитание является основой всестороннего развития ребенка. Организм дошкольника требует активной двигательной деятельности. Эту его способность характеризуют как «естественную стихию» ребенка.
Физическое воспитание осуществляют, используя специально подобранные, методически правильно организованные, управляемые педагогом движения и сложные виды двигательной деятельности – физические упражнения. Они ощутимо влияют на ребенка, развивая его двигательные представления, внимание, мышление, волю, эмоции, вызывая положительные изменения в работе сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма, вызывая чувство бодрости, радости.
Физические упражнения как специфическое средство физического воспитания оказывают эффект только при комплексном использования с оздоровительными силами природы и гигиеническими факторами. Поскольку окружающая среда является основным источником информации в детском возрасте, от рационального использования режимных и целевых прогулок в значительной степени зависит ее последовательное увеличение, упорядоченность и поточность представлений. Так, предлагая прогулки в первую и вторую половину дня необходимо использовать положенное время не только для отдыха детей, но и одновременно для продолжения познавательной и воспитательной работы с ними.
Продолжительность прогулок позволяет успешно организовывать наблюдение за типичными, характерными признаками ближайшего окружение для обогащения их временными представлениями, положительными эмоциями и переживаниями. Любознательность детского возраста порождает многочисленные вопросы, на которые воспитатель должен дать четкую и доступную ответ.
Активная деятельность на прогулке (игры, комплексы игровых общеразвивающих упражнений, спортивные развлечения, наблюдения, трудовая деятельность) закаляет их, развивает движения, другие физические качества, повышает жизненный тонус.
Прогулки на открытом воздухе расширяют возможности индивидуальной работы воспитателя с детьми в любое временя года и является эффективным средством оздоровления физического воспитания детей. Также для поддержания жизнедеятельности ребенка важно правильно организовать питание, так как пища является также пластическим материалом для роста и развития детского организма.
Сегодня нет сомнения, что в условиях роста объема и интенсивности учебной деятельности, гармоничное развитие дошкольника невозможно без физического воспитания.
Один из видов организованного педагогического процесса в детских садах – система физического воспитания. Она носит комплексный характер, эффективно влияет на организм ребенка, улучшает его физическое развитие, физическую подготовленность к различным видам деятельности и усвоения в будущем школьной программы по физической культуре; дает физкультурное образование, воспитывает морально-волевые качества характера. Эти компоненты в совокупности формируют высшую ценность жизни – здоровье ребенка.
Для оздоровления дошкольников специалистами предлагаются щадящий режим дня, сбалансированное питание, витаминные добавки, фито-чаи, лечебные коктейли, закаливание воздухом, водой, медикаментозная терапия, профилактические прививки, физиотерапевтическое лечение, лечебная физическая культура.
Учебный год в дошкольных учреждениях начинается с всесторонней оценки состояния здоровья детей, углубленного медицинского осмотра воспитанников врачом, медицинской сестрой в присутствии воспитателя группы. Комплексную оценку здоровья детей проводят по показателям физического развития и заболеваемости. Это позволяет компетентно распределить дошкольников для занятий по физическому воспитанию по состоянию здоровья на медицинские группы.
В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения РФ за № 621 от 30.12.2003 «О комплексной оценке состояния здоровья детей» в целях совершенствования организации медицинского обеспечения детей и разработки мероприятий по сохранению и укреплению здоровья детей разных возрастных и социальных групп пунктом была утверждена инструкция по комплексной оценке состояния здоровья.
Для осуществления дифференцированного подхода к детям во время занятий по физической культуре в дошкольном учреждении предлагается выделять следующие группы :
– к I группе здоровья относятся здоровые дети, имеющие нормальное физическое и психическое развитие, не имеющие анатомических дефектов, функциональных и морфофункциональных отклонений;
– ко II группе здоровья относятся дети, у которых отсутствуют хронические заболевания, но имеются некоторые функциональные иморфофункциональные нарушения. Так же в данную группу входят реконвалесценты (больные в стадии выздоровления, особенно перенесшие тяжелые и средней тяжести инфекционные заболевания, дети с общей задержкой физического развития без эндокринной патологии (низкий рост, отставание по уровню биологического развития, дети с дефицитом массы тела или избыточной массой тела, дети часто и/или длительно болеющие острыми респираторными заболеваниями; дети с физическими недостатками, последствиями травм или операций при сохранности соответствующих функций;
– к III группе здоровья относятся дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии клинической ремиссии, с редкими обострениями, с сохраненными или компенсированными функциональными возможностями, при отсутствии осложнений основного заболевания. Кроме того, в эту группу входят дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций при условии компенсации соответствующих функций, степень компенсации не должна ограничивать возможность обучения или труда ребенка.
– к IV группе здоровья относятся дети, страдающие хроническими заболеваниями в активной стадии и стадии нестойкой клинической ремиссии с частыми обострениями, с сохраненными или компенсированными функциональными возможностями или неполной компенсацией функциональных возможностей; с хроническими заболеваниями в стадии ремиссии, но с ограниченными функциональными возможностями, возможны осложнения основного заболевания, основное заболевание требует поддерживающей терапии. Дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с неполной компенсацией соответствующих функций, что, в определенной мере, ограничивает возможность обучения или труда ребенка.
– к V группе здоровья относятся дети, страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями, с редкими клиническими ремиссиями, с частыми обострениями, непрерывно рецидивирующим течением, с выраженной декомпенсацией функциональных возможностей организма, наличием осложнений основного заболевания, требующими постоянной терапии; дети-инвалиды; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с выраженным нарушением компенсации соответствующих функций и значительным ограничением возможности обучения или труда.
С целью оздоровления детей в отдельных дошкольных учреждениях внедряются, в том числе, нетрадиционные средства, что позволяет значительно повысить оздоровительный эффект занятий по физическому воспитанию, помогает укрепить здоровье детей и заинтересовать в занятиях по физическому воспитанию, учит их самостоятельно заботиться о своем здоровье. Для детей с отклонениями в состоянии здоровья в условиях дошкольных учреждений проводят лечебно-корректирующие занятия по специальной программе. Специалисты отмечают необходимость индивидуальных подходов и специально направленных оздоровительных и воспитательных воздействий в процессе физического воспитания детей с различным уровнем здоровья.
Физическое развитие – это процесс изменения морфологических и функциональных признаков организма, основой которого являются биологические процессы, обусловленные наследственными генетическими факторами, условиями внешней среды и воспитанием. Ребенок приходит в мир с определенными врожденными задатками и возможностями, а ее полноценное физическое и психическое развитие требует с первых дней жизни воспитательного воздействия, направленного на формирование личности в единстве физических и психических проявлений. Интенсивный рост и развитие организма ребенка дошкольного, школьного возраста и свойственная ему высокая реактивность требуют особых профессиональных умений и стараний педагогов. Высокая пластичность нервной системы позволяет систематически влиять на организм ребенка, развивать врожденные задатки, создавать необходимые условия для развития новых качеств организма.
Методика организации физкультурных занятий на воздухе в дошкольных организациях.
Теория и методика физического воспитания постоянно обогащается научными исследованиями по вопросам совершенствования содержания, средств и организационных форм физической культуры детей, способствуют
формированию, укреплению здоровья дошкольников : проведение массажа; организации питания, режима дня, закаливание, занятий по физической культуре, подвижных игр, утренней гимнастики и т. д.
Научные разработки современных ученых позволяют воспитателям совершенствовать различные формы физической культуры для комплексного решения задач физического воспитания детей дошкольного возраста.
Ряд специалистов проводили исследования, посвященные поиску эффективных средств оздоровления детей. Некоторые аспекты применения средств физического воспитания получили свое обоснование в исследованиях оздоровительной ходьбы, музыкально-хореографических традиций, народных подвижных игр, подвижных игр с элементами психотренинга, сюжетных занятий на занятиях по ритмической гимнастики, средств для развития выносливости, средств плавания, упражнений на тренажерах.
Установлено, что дети с отклонениями в состоянии здоровья определяются наиболее неблагоприятными показателями психоэмоционального устойчивости. Полученные специалистами различия характеристик детей дошкольного возраста стали основанием для включения в план реабилитации и оздоровительных мероприятий в дошкольных учреждениях дифференцированных комплексов психофизиологических воздействий, которые состояли из психокорректирующих мероприятий в сообщение с закаливающие процедурами с элементами физической подготовки, физической культурой на открытом воздухе, фито- и диетотерапии специфической направленности.
Успешной является внедренная комплексная программа естественного оздоровления и воспитания детей с включением нетрадиционных методов. Она содержит рациональное питание, закаливание с использованием народных традиций (хождение босиком по снегу, обливание холодной водой, дыхательную гимнастику с использованием элементов йоги (упражнений, миорелаксации, аутотренинга, обучения здоровому образу жизни детей и родителей, обучение детей чтению и счету, начиная с двухлетнего возраста по методике педагога-новатора М. А. Зайцева. Для развития творческих способностей как вид умственной гимнастики предлагали развивающие игры семьи Никитиных. Применение экспериментальных методик хорошо себя зарекомендовали в работе со здоровыми детьми. Специалисты установили зависимость между направленностью двигательной активности и исходным уровнем физического состояния. Так, чем ниже уровень физического состояния, тем сильнее режим двигательной активности должен быть ориентирован на структуру физического состояния и содержать специфические дополнительные средства оздоровления, считают они.
До обеда необходимо обязательно дать детям возможность погулять на свежем воздухе. В это время можно провести 15-20-минутный, интенсивный урок, который включает упражнения для больших мышечных групп.
Решение задач физического воспитания оздоровительной направленности возможно при условиях широкого использования в процессе занятий сил природы. Эти силы проявляются через солнечные, воздушные ванны и водные процедуры с целью оздоровления и закаливания. Включенные в режим учебной деятельности эти процедуры являются формой отдыха и повышают эффективность восстановления.
В практике физического воспитания существуют различные варианты подвижных игр на открытом воздухе. Вариативность игр позволяет их использовать более целесообразно с учетом подготовленности детей. Подвижные игры в отличие от спортивных можно постоянно усложнять. При этом порядок эпизодов, последовательность действий остаются постоянными. В игре наиболее целесообразно могут осложняться двигательные задачи через:
- увеличение расстояния (для бега, прыжков, метаний);
- осложнения вида движений (с ходьбы на бег, прыжки и др.);
- изменение темпа движений;
- увеличение числа препятствий;
- изменение взаимоотношения игроков (сначала одни ловят, а потом другие);
- увеличение количества участников.
Разновидности подвижных игр на открытом воздухе: игры с ходьбой, игры с бегом, игры с прыжками, игры с элементами прикладных упражнений, игры с элементами танца, игры с элементами общеразвивающими упражнениями, игры с элементами строевых упражнений, игры с метаниями, игры с равновесием, игры с элементами акробатики, игры с элементами единоборств, игры на лыжах, игры на воде.
К спортивным играм относятся игры, которые имеют все характерные черты спорта, требующих специальной подготовки и спортивного совершенствования игроков. Спортивные игры кроме того характеризуются наличием борьбы игроков за победу своей команды или за личное первенство. Они отличатся от подвижных сложностью правил и техники, а также условиями проведения.
В дошкольном возрасте широко используется проведение спортивных игр по упрощенным правилам. По таким правилам могут проводиться соревнования. Положения о таких соревнованиях обусловливают размеры площадок, ворот, состав команд, порядок замен, продолжительность игры, форму и отклонения от правил.
Туризм, как средство физического воспитания создает наиболее благоприятные условия для оздоровления детей. В туристических походах дети на практике используют изученные во время занятий по физическому воспитанию двигательные действия (преодоление препятствий, ходьба, лазание и др.). Туризм также является средством обогащения жизненного опыта и познания красоты природы. Кроме того, туристические походы связанные с пребыванием на открытом воздухе и с максимальным использованием природных факторов (воды, воздуха, солнечных лучей, которые укрепляют здоровье и закаляют организм учащихся.
По характеру деятельности туризм у детей дошкольного возраста можно разделить на : прогулки, экскурсии и туристические походы.
Прогулки – активное перемещение, например, пешком, на лыжах, велосипедах, направленных на укрепление здоровья и повышение работоспособности. Проводятся преимущественно за пределами населенных пунктов.
Экскурсии – изучение исторического наследия местности, где проживают дети и достопримечательности.
Туристические походы – активный отдых и всестороннее развитие организма ребенка, расширение и закрепление знаний, умений и навыков, которые изучались во время уроков (занятий) физической культуры. Туристические походы разделяются на: подготовительные, туристические походы самодеятельные и со спортивной направленностью, туристические экспедиции, агитационно-массовые.
Подводя итоги можно сказать, что система физического воспитания обеспечивает реализацию трех основных задач физического воспитания – оздоровление, воспитание и образование. Однако основная ее задача – укрепление здоровья с помощью физических упражнений, различных по объему, интенсивности и направленности.
К физическим упражнениям, которые используют в воспитании детей дошкольного возраста, относятся гимнастика, подвижные игры со спортивными элементами, спортивные упражнения, элементарный туризм. В детском саду основными физическими упражнениями является гимнастика.
Итак, физическое воспитание является одной из предпосылок эффективности умственного, нравственного, эстетического воспитания, а надлежащий уровень общего развития делает привлекательной цель, связанную с достижением физического совершенства.