Юлия Саплина
Роль дидактической игры в социально-коммуникативном развитии дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическая игра – это одна из лучших форм обучения дошкольников. С помощью дидактической игры можно сделать процесс обучения максимально интересным и увлекательным. Дидактическая игра способствует развитию коммуникативных способностей детей, общению их между собой и педагогом. Участвуя в такой игре, педагог старается не только руководить познавательным процессом, он организует обучение воспитанников и на правах партнера старается направить каждого из участников игры на правильное выполнение игровых действий. Если дети испытывают затруднения, педагог может предложить определенный образец поведения в игровой деятельности, указать на правила игры и важность их соблюдений.
Публикация «Роль дидактической игры в социально-коммуникативном развитии дошкольников» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Формируя коммуникативные способности своих воспитанников, педагог стремится к созданию и развитию положительных мотиваций для общения, и тесной работе с родителями.
Так же ребенок должен понимать, какую конкретно задачу перед ним ставит педагог. Она должна быть понятна и проста, должна развивать интерес к дидактической игре и формировать игровую деятельность. Кроме того, педагогу не стоит спешить подсказывать игровые действия. Это будет способствовать тому, что игровая деятельность детей станет более осознанной, более результативной и поможет вжиться в игру, поможет сохранить соответствующее эмоциональное настроение, и что немало важно непринужденность.
В дидактических играх по коммуникативному развитию отрабатываются варианты разрешения различных конфликтов, выражается недовольство или одобрение сверстников, что позволяет сопереживать и поддерживать друг друга, взаимодействовать друг с другом.
С помощью дидактической игры, воспитатель создает для детей такие условия, которые позволяют им играть вместе, регулировать своё настроение, поведение, быть справедливыми и честными, уступчивыми и требовательными.
Дидактическая игра является важным компонентом в коммуникативном развитии дошкольников, так как способствует формированию у них умений и навыков эффективного и конструктивного общения.
Развивая коммуникативные способности, педагог должен заручиться поддержкой родителей, так как в семье воспитательный процесс не прекращается. Именно в семье есть возможность учить своего ребенка общению со взрослыми: взаимодействию, вступлению в контакт, умению знакомиться и представляться, поддерживать беседу.
Как же выстраивать работу по развитию социально-коммуникативных способностей у воспитанников с использованием дидактических игр?
Прежде всего, педагог должен определить цели и задачи. Учитывая возраст воспитанников, определяем цель: сформировать коммуникативные навыки и умения у детей младшего дошкольного возраста. Ставим перед собой задачи:
• сформировать положительное отношение ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру;
• сформировать умения распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих, учить выражать собственные эмоции;
• развивать у детей умение договариваться, разрешать конфликтные ситуации, устанавливать новые контакты.
Подбираем игры, учитывая особенности дидактических игр. Они могут отличаться по обучающему содержанию, игровым действиям и правилам, по познавательной деятельности детей, по организации взаимоотношений между ними, по роли воспитателя. Так же учитываем составляющие дидактической игры - дидактическую задачу, правила игры, игровые действия и результат. Взрослый (педагог) играет ведущую роль, задает правила, делает расстановки. Это связано с тем, что игра носит учебную задачу.
Учитывая классификацию дидактических игр, выбираем необходимую группу, например: игры на развитие общения дошкольников со сверстниками; игры, направленные на формирование доброжелательных отношений; игры на развитие произвольности и осознанности поведения.
Опираясь на выше изложенную информацию, можно сделать вывод, что дидактическая игра развивает и закрепляет полученные ребенком знания в игровой форме, а значит дидактическая игра, является эффективным способом коммуникативного развития дошкольников.