Ольга Агафонова
Роль дидактических пособий в работе с детьми с ОВЗ в условиях ДО
▼ Скачать + Заказать документы
На современном этапе развития России происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер; на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка. В этих изменяющихся условиях педагогу необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегрированных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий.
Публикация «Роль дидактических пособий в работе с детьми с ОВЗ в условиях ДО» размещена в разделах
При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья (ОВЗ, применяются особые коррекционно-развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании. Как известно дошкольный возраст является периодом первоначального ознакомления ребенка с окружающей действительностью. В это время интенсивно развиваются его познавательные способности и познавательные интересы.
Развитие психических процессов у детей с ОВЗ в большей степени зависит от условий, в которых они находятся. Также мы должны учитывать потребности и интересы, возрастные особенности детей и задачи коррекционно-воспитательного воздействия.
Зачастую у них наблюдается нарушение функционирования зрительных и слуховых анализаторов. Тактильная чувствительность позволяет им воспринимать предметы только касанием и действием с ними в непосредственном контакте. Для них характерны быстрая истощаемость, утомляемость, снижение работоспособности, что затрудняет формирование их игровой деятельности. Для ребенка дошкольного возраста с ОВЗ игра является ведущей деятельностью, в которой проходит его психическое развитие, формируется личность в целом. Как педагогу удержать интерес ребенка, сконцентрировать его внимание? Для этого существует много методов и приемов. Один из них дидактическая игра.
Дети с ОВЗ в большей мере, чем нормально развивающиеся дети, нуждаются в целенаправленном воздействии взрослого, и дидактические пособия являются одной из основных форм воздействия и развития, познания окружающего мира. Дидактические пособия, является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью. Для развития детей с ОВЗ дидактические пособия широко охватывают всю личность ребенка: умственно–эмоциональную, двигательную, волевую сферу. Они способствуют всестороннему развитию, развивает восприятие, внимание, память, наблюдательность, помогает развитию чёткой и выразительной речи, способствует активизации познавательной деятельности. При решении разнообразных игровых задач у детей с ограниченными возможностями развиваются основные процессы мышления: сравнение, анализ, умозаключение. Дидактичееские пособия являются и средством всестороннего воспитания и развития личности ребенка. С помощью дидактических пособий у детей с ОВЗ, успешно корректируются, развиваются личностные качества ребенка - ответственность, активность, творчество, самостоятельность, физические и творческие способности. Дидактические пособия незаменимы, как средство воспитания правильных взаимоотношений между детьми. В нех ребенок проявляет чуткое отношение к товарищам, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде и т. д.
Дидактические пособия создают положительный эмоциональный подъем, вызывает хорошее самочувствие, и вместе с тем требует определенного напряжения нервной системы. В процессе игровой деятельности у детей активно работают воображение, память, мышление, усиливаются его эмоции.
Главная особенность дидактических пособий состоит в том, что задание предлагается детям в игровой форме, которая состоит из познавательного и воспитательного содержания, а также - игровых заданий, игровых действий и организационных отношений. В дидактитческих пособиях создаются такие условия, в которых каждый ребёнок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт. Это особенно важно для детей с ОВЗ, у которых опыт действий с предметами значительно обеднён, не зафиксирован и не обобщён. Ребенку для усвоения способов ориентировки в окружающем мире, для понимания того или иного действия требуются многократные повторения.
Дидактические пособия позволяют обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию.
Таким образом, особая роль дидактических пособий в коррекционнообучающем процессе определяется тем, что игра делает сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволяет ребёнку получить собственный опыт.