Смелова Любовь Васильевна
Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение Средняя общеобразовательная школа № 635 ОДОД
Приморский район
Консультация для воспитателей
Тема: «Роль дидактических игр в развитии элементарных математических представлений дошкольника»
Выполнила воспитатель Смелова Любовь Васильевна
Темочки:
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
По словам В. А. Сухомлинского: “Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра -это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра -это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. ”
“Игра, есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива” так писала выдающийся советский педагог Н. К. Крупская.
Она так же указывала на возможность расширения впечатлений, представлений в игре, вхождения детей в жизнь, о связи игр с действительностью, с жизнью.
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе.
С учетом возрастных возможностей и задач всестороннего развития детей, роль математических игр помогает заинтересовать детей математическим материалом, активизировать умственную деятельность. Наибольшее применение, из всего многообразия математического материала в дошкольном возрасте - это дидактические игры. Которые обеспечивают упражняемость детей в различении, выделении геометрических фигур, назывании чисел, направлений и т. д.
.Длительный путь своего развития, прошла, методика формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Своими корнями вопросы математического развития детей дошкольного возраста, уходят в классическую и народную педагогику, представителями которой являются Я. А. Комеский, М. Монтессори, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский и др. Такие ученые, как, Р. Л. Березина, З. А. Михайлова, Р. Л. Рихтерман, А. А. Столяр, А. С. Метлина и др., являются современниками методики математического развития.
Впереди развития должно идти обучение. Необходимо ориентироваться на то, что может сделать ребенок при помощи и под руководством взрослого, а не на то, что он уже способен делать. Надо ориентироваться на «зону ближайшего развития», подчеркивал Л. С. Выгодский.
Обучение носит эпизодический характер в повседневной жизни. Все знания должны даваться последовательно и систематически – это важно для математического развития. Они должны усложняться постепенно, с учетом возраста и уровня развития детей.
Успешное овладение детьми математическими понятиями находится в прямой зависимости от развития восприятия, т. е. сенсорного развития ребенка. Поэтому на протяжении дошкольного детства, в тесной связи со всей воспитательно-учебной работой ведется работа по формированию математических представлений у детей.
Дошкольники осваивают простейшие временные и пространственные отношения, пользуются числами, осваивают счёт, делают элементарные вычисления устно и на наглядной основе, преобразуют предметы различных форм и величин. Не осознавая, ребёнок, включается в простую математическую деятельность, и при этом осваивает свойства, отношения, связи и зависимости на предметах и числовом уровне.
В зависимости от целей учебно-познавательной деятельности, занятия предполагают различные формы объединения детей (пары, малые подгруппы, вся группа). Что позволяет воспитывать навыки взаимодействия со сверстниками, коллективной деятельности, у дошкольников.
Во время проведения экскурсий, играх с природным материалом (вода, песок, фасоль, горох, крупа) ознакомления с литературными произведениями и малыми формами фольклора, раскрывается, математический материал. Также и через игровые упражнения с сенсорными эталонами, конструктивные и дидактические игры, в проблемных ситуациях. Все эти формы варьируются в соответствии с возрастом.
На занятии большое внимание уделяется индивидуальной работе с детьми. Также, для привлечения родителей к совместной деятельности с воспитателем предлагаются задания и для родителей.
Все полученные знания и умения закрепляются в дидактических играх, которым необходимо уделять большое внимание.
Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, которые специально создаются педагогической школой для обучения и воспитания детей. Реализация дидактической и игровой задачи - это цель дидактической игры.
Дидактические игры делятся на 3 вида: настольно-печатные игры, словесные игры и игры с предметами. Начиная с младшей группы дидактические игры с предметами, лучше всего подбирать так, что бы они сильно отличались друг от друга по свойствам: форме, цвету, величине, использованию, назначению и т. д. Так как, в таком возрасте очень трудно ребенку увидеть небольшие различия между предметами.
Словесные игры построены на сочетании слов и действий играющих. Они имеют большое значение в речевом развитии детей. Эти игры проводятся с малышами на занятиях по развитию речи, для воспитания правильного звукопроизношения, закрепления и активизации словаря, так как здесь используются приобретенные раннее знания. Такие игры формируют слуховое внимание, учат прислушиваться к звукам речи, повторять слова и звукосочетания. Учатся дети воспринимать произведения народного творчества: потешки, прибаутки, небольшие стихотворения, сказки. Приобретенная в ходе этих игр, выразительность речи, переносится и в самостоятельную сюжетную игру.
Увлекательное занятие для малышей - это настольно-печатные игры. В возрасте с 2 до 3 лет в основном применяются такие игры, как разрезные картинки, парные картинки, кубики. Для самых маленьких на картинке изображается один предмет, например, предмет одежды, цветок или какая-нибудь игрушка. Ребенку сначала показывают целую картинку, а потом он уже должен будет собрать ее из частей.
К большинству игр даются варианты: 1) для обучения детей на занятиях; 2) для индивидуальной работы с одним ребенком или небольшой группой из четырех - шести человек; 3) для самостоятельных игр детей.
Любая дидактическая игра, будь она словесной или настольно-печатной, либо игрой с предметами - отличается от других видов игр и упражнений, определенной структурой.
- В игре должна быть обучающая, дидактическая задача.
- Выполняя игровые действия, дети решают эту дидактическую задачу.
- Воспитатель, следя за игрой, управляет, как воспитательно – образовательным процессом, так и поведением детей, следя чтобы дети соблюдали правила игры.
Если в игре определены игровые правила, действия и дидактическая задача, то она становится методом обучения. Воспитатель использует разнообразные приемы: считалки, потешки, загадки и т. д., для того чтобы у детей не пропадал интерес к таким играм.
Для того чтобы провести дидактическую игру, ее нужно сначала подготовить:
- подобрать игру, чтобы соответствовала поставленной задаче развития и воспитания дошкольников;
- чтобы соответствовала требованиям программы воспитания и возрастным особенностям дошкольников;
- нужно подготовить демонстрационный и раздаточный материал к этой игре;
- подготовлен должен быть и сам воспитатель, осмыслив весь ход игры, методы и приемы руководства;
- также подготовить необходимо и дошкольников.
В игре одновременно решаются обучающие и игровые задачи, закрепляются и расширяются математические представления детей. Во многих случаях игры несут основную учебную нагрузку. Вот почему воспитатели на занятиях и в повседневной жизни, должны широко использовать дидактические игры.
Игры обучающего характера бывают дидактические, сюжетно-дидактические и др. ; также бывают досуговые игры, к ним относятся интеллектуальные игры, игры-развлечения и игры-забавы.
Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы:
1. Игры с цифрами и числами
2. Игры путешествие во времени
3. Игры на ориентирование в пространстве
4. Игры с геометрическими фигурами
5. Игры на логическое мышление
К первой группе игр относится обучение детей счету в прямом и обратном порядке. Используя сказочный сюжет детей, знакомят с образованием всех чисел в пределах 10, путем сравнивания равных и неравных групп предметов. Сравниваются две группы предметов, расположенные то на нижней, то на верхней полоске счетной линейки. Это делается для того, чтобы у детей не возникало ошибочное представление о том, что большее число всегда находится на верхней полосе, а меньшее на - нижней.
Играя в такие дидактические игры как "Какой цифры не стало?", "Сколько?", "Путаница?", "Исправь ошибку", "Убираем цифры", "Назови соседей", дети учатся свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия.
Игра "Считай не ошибись!", помогает усвоению порядка следования чисел натурального ряда, упражнения в прямом и обратном счете. В игре используется мяч. Дети встают полукругом. Перед началом игры воспитателем задается вопрос, в каком порядке (прямом или обратном) считать. Затем бросается мяч и называется число. Тот, кто поймал мяч, продолжает считать дальше. Для подкрепления порядкового счета помогают таблицы, со сказочными героями, направляющимися к Вини - Пуху в гости. Кто будет первый? Кто идет второй и т. д.
Вторая группа математических игр (игры - путешествие во времени) служит для знакомства детей с днями недели. Объясняется, что каждый день недели имеет свое название. Для того, чтобы дети лучше запоминали название дней недели, они обозначаются кружочками разного цвета. Наблюдение проводится несколько недель, обозначая кружочками каждый день. Это делается специально для того, чтобы дети смогли самостоятельно сделать вывод, что последовательность дней недели неизменна. Детям рассказывается о том, что в названии дней недели угадывается, какой день недели по счету: понедельник - первый день после окончания недели, вторник- второй день, среда - середина недели, четверг - четвертый день, пятница - пятый. После такой беседы предлагаются игры с целью закрепления названий дней недели и их последовательности. Дети с удовольствием играют в игру "Живая неделя. " вызывает интерес у детей и организовывает их на занятие. Для того, чтобы заинтересовать детей, чтобы результат был лучше, используются предметные игры с появлением какого-либо сказочного героя. Например, игра "Найди игрушку", - "Ночью, когда в группе никого не было" - говорится детям, - "к нам прилетал Карлсон и принес в подарок игрушки. Карлсон любит шутить, поэтому он спрятал игрушки, а в письме написал, как их можно найти. " Затем распечатывается письмо, в котором написано: "Надо встать перед столом воспитателя, пройти 3 шага вправо и т. д. ". Дети выполняют задание, находят игрушку. Затем, задание усложняется - т. е. в письме дается не описание местонахождения игрушки, а только схема. По схеме дети должны определить, где находится спрятанный предмет. Существует множество игр, упражнений, способствующих развитию пространственного ориентирования у детей: "Найди похожую", "Расскажи про свой узор", "Мастерская ковров", "Художник", "Путешествие по комнате" и многие другие игры. Играя в рассмотренные игры дети учатся употреблять слова для обозначения положения предметов.
Для закрепления знаний о форме геометрических фигур детям предлагается узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Например, спрашивается: "Какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки?" (поверхность крышки стола, лист бумаги т. д.). Проводится игра типа "Лото". Детям предлагаются картинки (по 3-4 шт. на каждого, на которых они отыскивают фигуру, подобную той, которая демонстрируется. Затем, предлагается детям назвать и рассказать, что они нашли. продолжительность занятие математика дидактическая игра
Дидактическую игру "Геометрическая мозаика" можно использовать на занятиях и в свободное время, с целью закрепления знаний о геометрических фигурах, с целью развития внимания и воображения у детей. Перед началом игры дети делятся на две команды в соответствии с уровнем их умений и навыков. Командам даются задания разной сложности. Например:
- Составление изображения предмета из геометрических фигур (работа по готовому расчлененному образцу)
- Работа по условию (собрать фигуру человека, девочка в платье)
- Работа по собственному замыслу (просто человека)
Каждая команда получает одинаковые наборы геометрических фигур. Дети самостоятельно договариваются о способах выполнения задания, о порядке работы. Каждый играющий в команде по очереди участвует в преобразовании геометрической фигуры, добавляя свой элемент, составляя отдельный элемент предмета из нескольких фигур. В заключении дети анализируют свои фигуры, находят сходства и различия в решении конструктивного замысла. Использование данных дидактических игр способствует закреплению у детей памяти, внимания, мышления.
Существует множество дидактических игр и упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей у детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей. Это такие игры как "Найди нестандартную фигуру, чем отличаются?", "Мельница", и другие. Они направлены на тренировку мышления при выполнении действий.
Занятия по математике проводятся еженедельно, начиная с сентября, в определенный день недели. Продолжительность занятий - 20 мин. На каждом занятии идет работа одновременно по новой теме и повторению пройденного.
В средней группе необходимо ограничиться работой только по 2 темам. В отдельных случаях можно попутно закреплять знания и по другим темам, если их повторение составляет органическую часть работы над новым материалом, способствует его лучшему усвоению.
Внимание детей средней группы очень неустойчиво. Для прочного усвоения знаний их необходимо заинтересовать работой. Непринужденный разговор с детьми, который ведется в неторопливом темпе, привлекательность наглядных пособий, широкое использование игровых упражнений и дидактических игр - все это создает у детей хороший эмоциональный настрой. Используются игры, в которых игровое действие является в то же время элементарным математическим действием - "Найди столько же!", "Разложи по порядку!" и др. В конце занятия часто проводятся подвижные игры, включающие ходьбу и бег: "Найди свой домик!", "Автомобили и гаражи". Они дают детям двигательную разрядку.
Соответствует ли дидактическая задача игры тому программному содержанию, которое изучается на занятиях. Вначале воспитатель разбирает игру с точки зрения ее структуры: дидактическая задача, содержание, правила, игровое действие.
При подборе дидактических игр необходимо учитывать, что на развитие умственной активности детей в игре влияет ее организация. Перед каждым ребенком должна быть поставлена определенная задача, чтобы он встречался при ее решении с некоторыми трудностями, а не получал все в готовом виде.
Так, большую ценность в развитии мышления детей имеют дидактические игры по элементарным математическим представлениям. Усвоить название чисел до 10 не так уж трудно для детей. Гораздо труднее усвоить отношения между множествами. В игре дети уточняют и осмысливают, где, сколько предметов разложено, какое число больше, какое меньше и насколько.
У детей младшего возраста возбуждение преобладает над торможением, наглядность действует сильнее, чем слово, поэтому целесообразнее объяснение правил объединить с показом игрового действия. Если в игре есть несколько правил, то не следует сообщать их сразу. Игры необходимо проводить так, чтобы они создавали бодрое, радостное настроение у детей, учили бы детей играть, не мешая друг другу, постепенно подводили к умению играть небольшими группками и осознавать, что вдвоем играть интереснее. ет).
Вызывать у детей интерес к дидактическому материалу, учить их играть с ним. Например, с матрешками. Раскрыть матрешку, вынуть одну из другой, внимательно рассмотреть их. Затем поставить матрешек в ряд, по росту, после чего предложить детям собрать матрешек в одну.
Воспитатель направляет игровое действие «сбор матрешек» на выполнение задачи: закрепить понятие «больше - меньше -- самая маленькая».
В проведении дидактических игр с детьми младшего дошкольного возраста нужна активность воспитателя в обучении детей приемам игровых действий. Учить детей в игре правильно раскладывать предметы (брать в правую руку и класть слева направо). Если речь идет о двух множествах - уточек столько, сколько рыбок, уточек и рыбок поровну. Сколько нам их нужно для игры?
Дети старшего дошкольного возраста обладают значительным игровым опытом и настолько развитым мышлением, что они легко воспринимают чисто словесные объяснения игры. Лишь в отдельных случаях требуется наглядный показ. С детьми этого возраста проводятся дидактические игры со всей группой, с небольшими группками. У них, как правило, складываются коллективные взаимоотношения на почве совместных игр. Поэтому с группами старшего возраста уже могут быть использованы в игре элементы соревнования.
У детей подготовительной к школе группы игровая деятельность более осознана и направлена на достижение результата. Руководство должно быть таким, чтобы игра содействовала умственному и нравственному воспитанию и в то же время оставалась игрой. Необходимо и в этом возрасте сохранить эмоциональный настрой детей, переживание радости от хода игры и удовлетворения от результата, т. е. решения задачи. Например, используя правила поведения пешеходов на улице, закрепляют знания правил, как обходить трамвай или троллейбус, стоящий на остановке, как переходить дорогу, руководствуясь сигналами светофора (игра «Путешествие в страну дорожных знаков»).
В подготовительной к школе группе детского сада детям много читают, рассказывают, они играют в дидактические и другие игры, но педагогическая практика свидетельствует, что объем знаний еще не говорит о высоких качествах умственной деятельности. Причиной является то обстоятельство, что в некоторых детских садах детям дается необходимый запас знаний, но мало уделяется внимания развитию их мышления, воспитанию, умению практически использовать имеющиеся знания, подчиняться существующим правилам.
Если воспитатель не ставит перед детьми задач, требующих размышления, выбора, сравнения, предвидения, то дети привыкают действовать согласно этой инструкции только в одной, конкретной ситуации. Подобная работа, но в другой обстановке уже опять потребует разъяснения. Такое обучение не служит средством умственного развития ребенка.
Воспитателям не следует чрезмерно опекать детей даже в игре, а всей системой воспитательной работы необходимо развивать у них самостоятельность, способность работать с полной умственной нагрузкой в соответствии с программой. Правильно используемые дидактические игры помогают формировать у детей усидчивость, умение тормозить свои чувства и желания, подчиняться правилам.
В играх ребенок вынужден проявлять умственную активность и настойчивость в овладении окружающим, в осуществлении задуманного, умение ставить цель и добиваться ее решения. Дидактические игры вызывают интерес к людям труда, к машинам, расширяют представления о деятельности и взаимоотношениях людей к различным событиям в жизни, изменениям в природе.
Систематически проводя с детьми подготовительной к школе группы дидактические игры, можно не только развивать умственные способности детей, но и вырабатывать у них нравственно-волевые черты характера, приучать детей к более быстрому темпу умственной деятельности.
Игра «Что вам нужно» поможет детям усвоить, какие учебные принадлежности нужны ученику I класса, как их надо хранить. Как можно быстро вынуть нужные учебные пособия, готовясь к уроку рисования или уроку математики, и т. д.
Дидактические игры -- обучающие игры. Поэтому нужно тщательно подбирать их к определенному программному содержанию занятий, а не просто проводить те игры, которые знает воспитательница или какие есть (настольно-печатные) в группе.
При проведении дидактической игры воспитатель продумывает ее структуру, тщательно и всесторонне разрабатывает план действий для достижения поставленной в игре задачи. В этом плане должны быть определены свои действия, действия группы, намечены дети, на которых нужно обратить внимание, подобран игровой материал и прикинут расчет времени.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Одним из важнейших вопросов развития и воспитания ребенка дошкольного возраста является, развитие познавательного интереса, познавательных способностей дошкольников. Насколько будут развиты у ребенка эти способности, зависит успех его развития и обучения в школе. Нужно стараться вызвать у ребенка желание к учебе, к знаниям, помочь ему поверить в себя, в свои способности. Используя игровые приемы в обучении малышей, мы стремимся к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость к учению.
Роль педагога в этом процессе - поддержать интерес детей и регулировать их деятельность.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ерофеева,Т. И., Павлова, Л. Н., Новикова, В. П. Математика для дошкольников : Кн. Для воспитателя дет. сада. – М. : Просвещение, 1992.
2. Метлина,А. С. Занятия по математике в детском саду : (Формирование у дошкольников элементарных матем. представлений). Пособие для воспитателя дети. сада. – 2-е изд., доп. – М. : Просвещение, 1985.
3. Метлина Л. С. Математика в детском саду. Пособие для воспитателя дет. Сада. М., «Просвещение», 1977.
4. Веракса Н. Е. и др. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Издательство: Мозаика-Синтез, 2010г.
5. Коваленко В. Г. Дидактические игры на уроках математики. – М., 1990.
6. 3вонкин А. "Малыш и математика, непохожая на математику". Знание и сила, 1985г. стр. 41-44.
7. Никитин Б. П. Развивающие игры. – М. : 1994. – 189 с.
8. Перова М. Н. Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. – М. : Просвещение. – 1998, 144 с.
9. Петерсон Л. Г., Кочемасова Е. Е. Игралочка: Практический курс математики для дошкольников. – М., 1995.
10. Корнеева,Г. А., Мусеибова, Т. А. Методические указания к изучению курса «Формирование элементарных математических представлении у детей дошкольного возраста». - М. ,2000.
11. Смоленцева А. А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием : Книга для воспитателя дет. сада. – М. : Просвещение, 1987.
12. Козлова В. А. Дидактические игры по математике для дошкольников. В 3-х книгах + методика Серия: Дошкольное воспитание и обучение. М., 1996г.
13. Давайте поиграем. Математические игры для детей 5-6 лет. - Под ред. А. А. Столяра. - М. :Просвещение, 1991.