куропятникова надежда
Родительское собрание «Знаете ли вы своего ребенка?»
▼ Скачать + Заказать документы
Управление образования МО "Майминский район"
МБДОУ "Детский сад "Родничок" с. Соузга"
Родительское собрание в средней группе
«Знаете ли вы своего ребёнка»
Выполнила: воспитатель I КК Куропятникова Н. Г.
2017
Цель: повышение психологической компетентности родителей в вопросах развития ребёнка; формирование у взрослых навыков эффективного поведения в ситуациях, связанных с проявлениями капризов и упрямства детей.
Публикация «Родительское собрание „Знаете ли вы своего ребенка?“» размещена в разделах
Предварительная работа: перед встречей раздать родителям опросник : “Что вас тревожит в собственном ребёнке?” (Приложение 1)
Ход проведения родительского собрания
Музыкальный зал оформлен: пословицами о воспитании, рисунками детей “Моя семья”, фотовыставкой “Один день в детском саду”…
Звучит релаксационная музыка.
1 слайд.
I этап
Добрый вечер, уважаемые родители! Нашу встречу хотелось бы начать с вопроса «А знаете ли вы своего ребёнка?» «Конечно!» - ответите вы. Вот как сказала польский педагог Галина Филипчук:»Мы занимаемся своими детьми с первых дней их жизни. Это мы, родители, кормим их, одеваем, купаем, укладываем спать, учим делать первые шаги и произносить первые слова. Это мы знакомим детей с окружающим миром, утешаем, когда они плачут, дежурим у постели, кода они болеют. Может ли кто-нибудь знать ребёнка лучше его матери и отца - самых близких ему людей, самых любящих и самоотверженных?».
Многие родители искренне считают, что своего ребёнка они знают очень хорошо. Чем меньше ребёнок, тем мы действительно лучше знаем его. Но уже в дошкольном возрасте замечаем, что наши суждения о нём становятся всё более приблизительными. И возможно, через 10-12 лет обнаружим в лице собственного ребёнка абсолютного незнакомца.
2 слайд.
Тема нашего собрания «Знаете ли вы своего ребёнка?»
3 слайд
Спасибо, что нашли время, чтобы поговорить на заданную тему. Но вначале нашего разговора мы предлагаем вам игру - тест «Какой вы родитель?» А кому не хочется получить ответ на этот вопрос! (выполнение теста) (Приложение)
Конечно, вы понимаете, что это намек на действительное положение дел. Ведь то, какой вы родитель, не знает никто лучше вас самих.
II этап
А сейчас давайте поговорим о наших детях, хотелось бы получить ответы на такие вопросы (раздаются листочки с вопросами, родители все вместе обсуждают данные вопросы)
Вопросы для родителей :
• Наблюдаются ли какие-то изменения в развитии вашего ребёнка, стал ли он другим за этот год?
• Что нового появилось?
• Вы, вероятно, заметили стремление детей к самостоятельности?
• Какая любимая фраза у вашего ребёнка?
Да для ребёнка четвёртого года жизни, прежде всего, характерно физическое развитие, бурный физический рост. У детей 3-4-х лет велика потребность в движениях, хотя иногда родители сетуют на их излишнюю активность. Детям трудно усидеть на месте, им легче что-то делать, чем бездействовать.
Ребенок начинает говорить о себе не в третьем, а в первом лице.
Ребёнок хочет быть взрослым. Это явление получило название кризиса трёх лет.
Вопрос к родителям :
• Как вы понимаете слово кризис?
• Что значит кризис у детей?
4 слайд.
Когда кризис заканчивается, то говорят, наступило обновление личности.
Негативизм – это желание ребёнка делать всё наоборот, не подчиняться ни в коем случае воле взрослого. При этом перед сверстниками и “посторонними” взрослыми ребёнок не демонстрирует свою независимость.
Упрямство – своеобразная защитная реакция против влияния взрослых. Негативисту всё равно, что делать, лишь бы наоборот, а упрямцу важно сделать именно то, на чём он настаивает. Любимое выражение упрямого ребё нка: “Я хочу”. Для упрямца самое главное – не уступить взрослому, настоять на своём, и если взрослый отстанет, ребёнок будет только рад.
Капризы - капризный ребёнок стремится добиться ещё большего внимания к себе, к своей особе, ему нравится быть в центре внимания. Любимое выражение капризного ребё нка: “Я не хочу”. Капризный ребёнок, как правило, находится в особом состоянии “готовности к капризу”.
III этап.
Перед собранием вы определяли роли своих детей (солнышко, которые они играют в жизни. Давайте посмотрим, что же это за роли (родители на мольбертах записывают роли (роли не повторяются, родители сами зачитывают роли).
Ответы родителей обобщаются, делается вывод.
Так что же надо знать о своем ребенке? И для чего это надо знать (предлагается родителям высказать свое мнение – обсуждение вопросов).
Выводы воспитателя: однозначного ответа на данный вопрос не существует. О ребенке надо знать все. А поскольку это практически невозможно, нужно стараться быть ближе к нему, знать, чем он живет, кого, и за что любит, отчего у него мгновенно портится настроение, что ему по плечу, а с чем ему трудно справится, во что он верит и в чем сомневается.
5 слайд
IV этап
Предлагаем вам еще один тест Приложение 2
Вывод:
Ребёнку трудно самому понять, что значит “можно”, а что значит “нельзя”. Что такое “хорошо” и что такое “плохо”. Вы должны помочь ему разобраться в этом. Дети только начинают усваивать социальный опыт, поведение родителей играет важную роль.
Воспитатели часто наблюдают такие факты поведения детей: они “чокаются” кружками с кефиром, “пьют пиво”, играют “в пьяных” и др.
Л. Н. Толстой писал, что все трудности воспитания вытекают из того, что родители не только не исправляют свои недостатки, но и оправдывают их в себе, при этом, желая не видеть этих недостатков в детях. Поэтому, уважаемые родители, если вам трудно расстаться со своими привычками, то хотя бы не демонстрируйте их своему ребёнку или не ругайте его за это.
V этап. Психологическое упражнение:
“Снежинки”
Ведущий.
Предлагаю выполнить психологическое упражнение, чтобы немного расслабиться. Выполняя упражнение, не смотрите не других. Ни у кого не спрашивайте, как делать упражнение. Если кто-то всё же задаст вопрос, нужно ответить: “Делайте так, как считаете нужным”.
Инструкция: возьмите листок бумаги, сложите его вдвое, оторвите верхний правый угол, снова сложите листок вдвое, оторвите верхний правый угол. И так до тех пор, пока не станет трудно рвать. Разверните ваши снежинки, оглянитесь на других и обратите внимание на то, как по-разному все они выглядят.
Ведущий.
Мы только что убедились, что каждый из нас хоть чем-то отличается от других, так и наши дети
VI этап. Организационный момент.
Разное.
1. Вручение благодарственных писем и грамот.
2. Оформление портфолио ребенка.
3. Возможности оказания посильной помощи группе (беседа по ремонту – обои, приобретение мячей, обручей, самоклеющаяся бумага для оклеивания кабинок в прихожей)
4. Оказание помощи на участке (корабль, кольца для закидывания мяча)
5. Оформление участка (фигуры из дерева, резины и т. д.)
VII этап.
И в заключение немножко с вами порисуем.
Упражнение “Ладошка”
(Рефлексия)
Предложить родителям нарисовать свою ладошку и написать на каждом пальце:
Большой – классно (что больше всего понравилось);
Указательный – укажите, что исправить;
Средний - что было плохо, что не понравилось.
Безымянный – напишите с каким настроением вы уйдете после нашей встречи (спокойное, возмущенное, задумчивое, расстроенное, довольное)
Мизинец – что бы вам ещё хотелось бы.
Сегодня у нас появилась надежда на то, что мы можем помочь нашим детям преодолеть капризы и упрямство, а значит помочь им обрести радость дружбы, союза с нами, понимания разумной любви
Приложение 2
«Мой стиль воспитания ребенка в семье».
Из трёх ответов по каждому вопросу выберите тот, который более соответствует вашему привычному родительскому поведению.
1. Ребёнок капризничает за столом, отказывается, есть то, что всегда ел. Вы:
а) дадите ребёнку другое блюдо;
б) разрешите выйти из-за стола;
в) не выпустите из-за стола до тех пор, пока всё не съест.
2. Ваш ребёнок, вернувшись с прогулки, расплакался, обнаружив, что потерял во дворе свою старую любимую игрушку – плюшевого медведя. Вы:
а) идёте во двор и ищете игрушку ребёнка;
б) погрустите вместе с ребёнком о его утрате;
в) успокоите ребё нка словами: “не стоит расстраиваться из-за пустяков”.
3. Ваш ребёнок смотрит телевизор вместо того, чтобы выполнять порученное им в детском саду задание. Вы:
а) без слов выключите телевизор;
б) спросите, что необходимо ребёнку, чтобы начать делать задание;
в) пристыдите ребёнка за несобранность.
4. Ваш ребёнок оставил все игрушки на полу, не пожелав их убрать. Вы:
а) уберёте часть игрушек в недоступное для ребёнка место “пусть поскучает без них”;
б) предложите свою помощь в уборке или ободрите ребёнка словами, типа: “я вижу, что тебе скучно делать это одному …”, “я не сомневаюсь, что твои игрушки слушаются тебя …”
в) накажете ребёнка лишением игрушек.
5. Вы пришли за ребёнком в детский сад, оживая, что он быстро оденется и Вы успеете зайти на почту, в аптеку. Но он под разными предлогами отвлекается от сборов домой, “тянет” время. Вы:
а) отчитываете ребёнка, показывая своё недовольство его поведением;
б) говорите ребёнку, что, когда он так себя ведёт, вы чувствуете раздражение и досаду, воспринимая это равнодушие с его стороны к вашим заботам, сообщаете ему, чего вы ждете сейчас от него;
в) пытаетесь сами побыстрей одеть ребёнка, отвлекая как-то от шалостей, не забывая при этом постыдить, чтобы пробуждалась совесть.
Подчитайте, каких ответов больше – а, б, в.
Резюме:
“А” - тип авторитарного стиля воспитания, мало доверия ребёнку и учёта его потребностей.
“Б” - стиль воспитания, при котором признаётся право ребёнка на личный опыт и ошибки, акцент – научить его отвечать за себя и свои поступки.
“В” - стиль воспитания без особых попыток понять ребёнка, основные методы – порицание и наказание.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Что вас тревожит в собственном ребёнке?
(опросник для родителей)
Ф. И. О. ___
Возраст ребёнка ___ Дата заполнения ___
Ниже проводятся особенности поведения, встречающиеся у детей дошкольного возраста.
Если поведение ребёнка полностью совпадает с представленным утверждением, поставьте крестик в графе с соответствующим баллом – 2 (“полностью соответствует”).
Если ребёнок не часто демонстрирует поведение, представленное утверждением, - в графе с баллом – 1 (“соответствует в какой-то мере”).
Если ребёнок не демонстрирует описанного поведения, поставьте крестик в графе с баллом – 0 (“не соответствует”).
Заполняйте на основе поведения ребёнка за последние 6 месяцев.
№ Поведение ребёнка баллы
0 1 2
1 Любит играть один
2 Ссорится и дерётся со сверстниками, часто приходит из детского сада с синяками, ссадинами, в разорванной одежде.
3 Плачет по любому поводу.
4 Ломает игрушки, портит вещи, рвёт книги.
5 Обманывает, например, говорит, что вымыл руки, а сам не мыл; что выполнил ваше задание, а сам не прикасался к нему.
6 Тянется к общению с дурно воспитанными детьми.
7 Злится, когда проигрывает, болезненно воспринимает любое поражение.
8 Не хочет ложиться спать вовремя.
9 Отказывается убирать свои игрушки, одежду, обувь и пр.
10 Не отходит от телевизора, готов смотреть его целыми днями.
11 Закатывает истерики, чтобы добиться своего (дома и в общественных местах).
12 Говорит, что никого не любит.
13 Жалуется на сверстников
14 Не может защитить себя, дать сдачи, когда его обижают сверстники.
15 Обижает и дерется с братом (сестрой).
16 Оставляет еду несъеденной.
17 Боится, например, темноты или один остаться в комнате и пр.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Шпаргалка для родителей
Капризы и упрямство часто сопровождаются плачем. Как вести себя с плачущим ребёнком?
• Не стыдить ребёнка за плач, не выговаривать ему, что он большой и как ему не стыдно. Стыдя плачущего, мы добавляем боли. Сочувствие или отвлечение – вот что нужно.
• Не грозить за плач наказанием и не наказывать за это. Это – жестокость в чистом виде. Особую боль доставляет не шлепок, а враждебность папы и мамы. Плач после шлепка становится отчаянным. Это реакция не на шлепок, а на враждебность. Во многих случаях родители на публике стыдятся плачущего ребёнка. Но стоит понять, что люди, которые слышат и видят вашего плачущего ребёнка, не возмущаются из-за шума, а сочувствуют малышу.
Шпаргалка для родителей
Как быть, если ребёнок в истерике бросается на пол, кричит, бьёт руками, ногами и даже головой об пол?
• Иной ребёнок быстрее остывает, если мать оставляет его одного заниматься своим делом, как ни в чем не бывало.
• Более упрямый ребёнок будет вопить целый час, пока мать не сделает сама шаг навстречу. Например, обнять его, чтобы показать желание помириться, и предложить ему что-нибудь интересное.
• Если истерика случилась на улице, возьмите на руки, отнесите в более тихое место, где вы оба сможете немного остыть.
• Не забывайте о юморе. Научите ребёнка любить шутки. В некоторых ситуациях можно беззлобно его поддразнить или посмеяться над собой: “Ой, какие большие слёзы пропадают! Давай их в бутылочку соберём!” или “Смотри, на плече у тебя каприза сидит и плачет. Давай её прогоним!”
Шпаргалка для родителей
Ребёнок просит купить игрушку (конфету, йогурт, которую вы купить не можете.
• Вам придется объяснить, что всё купить невозможно. Сыграйте с ним в игру “Магазин”. Дайте ему игрушечные деньги и попросите сделать необходимые покупки. Когда деньги закончатся, и малыш больше ничего не сможет купить, он поймёт, что не всегда желаемое бывает доступным.
• Разговаривайте с ребёнком на равных. Если будет знать, что вы всегда поможете ему разобраться в любом вопросе, то капризов будет намного меньше.