Селезнева Тамара
Консультация для родителей «Знаете ли Вы своего ребёнка?»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей в средней группе на тему:
«Знаете ли Вы своего ребёнка?»
Цель: заинтересовать родителей данной проблемой, учить анализировать свою воспитательную деятельность; вооружить родителей знаниями по вопросам применения разнообразных методов воспитания ребенка, убедить их в целесообразности.
Публикация «Консультация для родителей „Знаете ли Вы своего ребёнка?“» размещена в разделах
Выдающийся педагог А. С. Макаренко писал: "Ребенок дошкольного возраста должен слушаться родителей, ибо если он непослушен сейчас, то он совершенно утратит послушание в 8-10лет". Чтобы воспитать это послушание необходимо не просто указывать ребенку, как поступать в различных ситуациях, а объяснять, почему нужно выполнять данные требования в определенный момент. Если с ребенком говорить доверительно, объясняя причины запретов, он обязательно поймет что хорошо, а что плохо и прислушается к словам взрослого. Послушание – это первая и очень важная ступенька дисциплинированности, т. к. без умения слушаться невозможна никакая дисциплина. Есть такие родители, которые считают, что человека красит самостоятельность и инициатива, а не слепая готовность подчиняться чужой воле. Безусловно, самостоятельность и инициатива необходимы. Послушание не противоречит воспитанию воли. Сила воли как раз заключается в том, чтобы уметь подчинять свои желания определенным требованиям. Ребенку недоступно еще понимание многих моральных принципов, поэтому, если в своем поведении он не находит опоры в твердой воле старших, он вырастает своевольным человеком. Послушного ребенка легче научить доступным по возрасту хорошим делам, внушить ему, что хорошо и что плохо, выработать у него привычки нравственного поведения. Наверное, все присутствующие согласятся с этим. Воспитание послушания требует от вас, прежде всего спокойствия и терпения. Больше чем где-либо, здесь могут принести вред возбуждения, нервное и нетерпеливое поведение…Нельзя постоянно упрекать ребенка. Не всякая шалость приводит к тому, что ребенок становится плохим. Ребенку подчас его шалости кажутся невинными, и нужно уметь посмотреть на них глазами малыша. Когда же он действительно совершает проступок, то проявите строгость. Но не теряйте самообладания. При воспитании послушания важно считаться с индивидуальными особенностями ребенка, с его интересами, запросами, желаниями, с уважением относиться к его деятельности и ее результатам, внимательно выслушивать его вопросы, верить в возможности ребенка, доверять ему. Любовь и уважение к ребенку надо умело сочетать с требовательностью к нему. Опыт показывает, дети только в том случае легко подчиняются требованиям старших, если они не возбуждены, если у них хорошее настроение. Нельзя также забывать о том, что отрицательную реакцию ребенка нередко вызывают непосильные требования взрослых. И чтобы избежать этого, требуйте от ребенка то, что он сможет сделать наверняка: сложить свои игрушки, аккуратно сложить вещи и т. д. Успех воспитания послушания предполагает единство требований со стороны всех членов семьи. И если мама предъявляет к ребенку требования, а папа освобождает сына (дочь) от их выполнения или наоборот, ребенок будет делать так, как захочет. Вот почему требования к ребенку должны быть едиными. Если ребенок будет постоянно ощущать это единство, то у него выработается устойчивая привычка послушания. Очень важно, объяснить ребенку для чего он будет выполнять эти требования.
Ситуация для анализа. Миша собрался гулять. - Надень пальто,- говорит отец. - Не надо, на улице тепло, - возражает мать. - Надень! – приказывает отец. - Не надо, - настаивает мать. Мальчик не знает, кого слушать.
Вопросы: Каковы последствия подобных воздействий на ребенка? Какое важное педагогическое требование не реализовано?
Объясните ребенку, почему необходимо выполнять требования взрослых: мыть руки перед едой, не шуметь, не обижать маленьких, и т. д. Важно помнить, что дети реагируют не только на то, что вы потребовали, но и на то, как вы это сделали. Родителям необходимо предъявлять свои требования спокойно, ласково, контролировать поведение ребенка. Требования должны быть выполнены обязательно. Если ребенок их не выполнит, то требование следует повторить еще раз, но не более категорично. Если и в этом случае ребенок не послушается, оставьте его в покое, не упрашивайте ребенка. Можно не общаться с ним до тех пор, пока просьба не будет выполнена. Надо заставить ребенка считаться с вашими требованиями. Важно, чтобы у него не накапливался опыт непослушания. Ребенку можно объяснить очень многое: например, почему нельзя шуметь, когда кто-то отдыхает, грубо разговаривать со старшими, обижать малышей и т. д. Иногда бывают случаи, что даже послушный ребенок не всегда выполняет ваши требования. Это объясняется разными причинами. Например, дети реагируют не на то, что вы потребовали, а на то, как вы потребовали. Ребенок отказывается выполнять требование, когда оно предъявлено ему тоном приказа или с раздражением. Повышенный тон нередко вызывает недовольство и сопротивление ребенка. Ему в это время кажется, что вы его не любите, и он переживает отчуждение. Поэтому если вы хотите, чтобы ребенок выполнял ваши поручения, обращайтесь к нему спокойно, ровно, а порой и ласковым тоном. При этом надо помнить, что в каждом конкретном случае тон должен соответствовать обстановке, характеру поступка и учитывать индивидуальные особенности ребенка. Если вы не будете следить за выполнением своих требований, дети привыкнут недобросовестно относиться к ним. Контролировать ребенка следует деликатно, так, чтобы он не думал, что ему не доверяют, не верят в его силы. Самое главное – следить, чтобы у ребенка не накапливался опыт непослушания, чтобы он не смотрел на ваше распоряжение как на нечто необязательное. Избегайте распоряжений, заранее утверждающих детское непослушание: «Сколько раз тебе говорить! Пока сто раз не скажешь, никогда не послушает!» Хорошее желание ребенка довести начатое дело до конца, помочь маме с уборкой в квартире, сделать что-нибудь приятное бабушке и прочее – надо всемерно поддерживать и поощрять. Надо четко определить, что можно детям, а что нельзя. Запрещать надо только то, что действительно заслуживает обсуждение и при этом объяснять причины запрета. Тогда запрет станет более убедительным и у ребенка постепенно будет развиваться способность сдерживать свои желания. Но иногда искушение сделать что-нибудь запретное настолько сильно, что ребенок не в состоянии ему противиться. В таком случае, лучше всего постараться отвлечь малыша: напомнить, что он хотел о чем-то рассказать вам, вспомнить о каком-нибудь интересном случае, предложить вместе чем-нибудь заняться. Когда никакие отвлечения не помогают и ребенок продолжает настаивать на своем, надо набраться терпения и не реагировать на капризы. Ребенок увидит, что его слезы остаются без внимания и постепенно успокоится. Послушание ребенка формируется в деятельности, в процессе упражнений в хороших поступках. Участвуя в поддержании чистоты, уюта, ребенок учится заботиться о родителях, братьях и сестрах. Жизненный опыт детей еще не значителен, они много не знают и не умеют, поэтому склонны искать поддержку у родителей. Очень важно не оставлять без внимания положительные поступки детей. Одобрение, похвала поднимут настроение, укрепят веру в свои силы. Недостаточно сказать «молодец» или «хорошо»: нужно оценивать конкретные действия, слова, отмечать, что хорошо и что плохо. Дети будут слушать вас, если чувствуют, что вы слушаете их. Мы часто удивляемся почему дети нас не слушаются, хотя сами демонстрируем им совсем обратное, забывая, что они нам рассказывают, и отмахиваясь от их разговоров, когда устаем или заняты. Слушайте своих детей внимательно, чтобы понять их мир или суметь разовраться в мотивах поведения, которое они демонстрируют.
Рекомендации для родителей. Замените угрозу обещанием – невыполняемые угрозы подрывают доверие к родителям. Ребенку часто говорят: «Если ты сейчас быстро уберешь игрушки, то мы успеем еще почитать с тобой сказку». Так можно предупреждать детское непослушание, но не следует заявлять, что ребенок непослушный, «пока сто раз ему не скажешь ему, он ничего не сделает» Дети верят в то, что им говорят родители, они убеждены, что действительно такие упрямые, непослушные и т. д. Однажды мальчик сказал: «А моя мама меня зовет неудачником, все равно из меня ничего не получится». Понятно, каковы последствия такого воздействия. Мы уже отмечали, что важно оценить не личность, а поступок ребенка. Не говорите ему: «Ты грязнуля», а «У тебя грязно». Избегайте прозвищ, насмешек, обидных высказываний Лучше не использовать в общении с ребенком выражений типа: «Ты бы лучше….» Обсуждайте только, как исправить положение. Дети охотнее откликаются на те слова и поступки, которые воспринимаются как ободряющие, и хуже реагируют на те, то унижают их, на замечания, приходящие к неверию в собственные силы. Помните, что одобрение воодушевляет, а порицание подавляет.