Папки-передвижки

Родительское собрание «Значение художественной литературы во всестороннем развитии детей дошкольного возраста»

Светлана Чеснокова
Родительское собрание «Значение художественной литературы во всестороннем развитии детей дошкольного возраста»
▼ Скачать

Всем известен интерес детей к книге. Это возникает на пути от простого любопытства – к удивлению, от удивления – к активной любознательности, а от нее к знанию.

Природную любознательность ребенка полнее всего удовлетворяют книги.

Читатель в ребенке начинается раньше, чем он научится читать. Ребенок-слушатель – это уже читатель. Однако читательская судьба ребенка зависит от Вас, уважаемые взрослые. Вы, беря в руки книгу, становитесь посредником между писателем и слушателем (ребенком-читателем). А Ваша любовь к книге, наслаждение ею как искусством, искреннее увлечение событиями и обстоятельствами, в которые попадают герои книг, умение передавать свои чувства и переживания помогут привлечь ребенка к книге.

Публикация «Родительское собрание „Значение художественной литературы во всестороннем развитии детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Хорошая книга – лучший друг. И наша с Вами задача – приобщать детей к детской литературе и детскому чтению и сделать их грамотными читателями.

Как Вы думаете, зачем надо читать (высказывания родителей)

Да. Благодаря чтению развивается память, внимание, мышление, воображение, смысловое восприятие. С помощью чтения повышается грамотность, развивается речь и увеличивается словарный запас. Но самое главное, на основе чтения формируется внутренний мир ребенка, так как художественная литература влияет на нравственное развитие ребенка. Она знакомит его с такими проявлениями человеческой натуры, как дружба, ненависть, предательство, обман, трусость, благородство, готовит ребенка к реальной жизни.

Чтение было и остается основным средством приобщения ребенка к культуре, поэтому важно развивать в нем любовь и интерес к чтению.

Приобщая ребенка к литературе, необходимо рассчитывать на кропотливую, долговременную работу, которая в будущем обязательно даст свои плоды. Общение ребенка с художественным текстом должно быть ежедневным. Читать можете не только Вы, уважаемые родители, но и старшие ваши дети, бабушки и дедушки.

А теперь, ответьте, пожалуйста, на вопрос:

«Читаете ли вы сами в настоящее время художественную литературу(высказывания родителей)

Уважаемые родители, прививая интерес к чтению, Вы являетесь главным примером для ребенка. И если вы отдаете предпочтение не книге, а телевизору или компьютеру, то дети практически не увидят вас с книгой в руках. Подавайте детям хорошие примеры. Читайте вместе! Согласитесь, что совместное чтение – это прекрасная возможность с пользой дела провести вечер в кругу семьи, отдохнуть, пообщаться, обсудить возникшие проблемы и т. д. А для этого хорошо иметь домашнюю библиотеку, в которой подобран материал для чтения, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

Современный книжный рынок предоставляет нам огромный выбор книг для детей.

Что выбрать для своего ребенка?

Главное условие хорошо скомплектованной библиотеки для детей – понимание критериев подбора нужной литературы. По каким критериям вы выбираете книгу для ребенка?

Такими критериями являются:

• доступность для данного возраста;

• смысловое содержание книги и язык, которым это содержание преподнесено;

• способность книги быть помощником в обучении;

• качества издания (твердый переплет с прошитыми страницами);

• качество иллюстраций;

• качество бумаги (не покупайте книгу из серой бумаги, с глянцевыми страницами);

• оптимальным форматом книги для малыша считается А4.

Создавая домашнюю библиотеку, надо помнить, что в круг чтения даже самых маленьких могут войти издания, казалось бы, совсем не предназначенные для них. Это могут быть и альбомы по искусству, и отдельные иллюстрированные издания. Даже рассматривая картинки в такой книге, ребенок осваивает общение с ней. Движимый простым любопытством, он в результате получает толчок к познанию содержания этого чудесного предмета, таящего в себе столько интересного.

Какие же книги могут по-настоящему увлечь ребенка? Это книги, которые академик Д. С. Лихачев назвал книгами «повторного чтения», к которым ребенок будет возвращаться. В школьные годы они привлекают его как материал для театрализованной постановки или подготовки доклада, а в более старшем возрасте – для чтения своим младшим братьям и сестрам.

Назовем основные группы таких книг.

• Книги, с которыми ребенок будет активно «общаться» сам: богато иллюстрированные с небольшими, хорошо запоминающимися текстами. Это сборники фольклорных песенок-потешек разных народов мира: русских – в обработке О. Капицы, И. Карнауховой, М. Булатова, К. Чуковского;

английских – в переводе С. Маршака, К. Чуковского, В. Левина, Г. Кружкова, чешских – в переводе И. Токмаковой, польских – в переводе Н. Гернет и Н. Гиппиус, украинских – в переводе Е. Благининой и др. ;

иллюстрированные классиками отечественной книжной графики Ю. А. Васнецовым, В. М. Конашевичем, а также Г. Скотиной, М. Рудаченко, Л. Савостиковой.

Ребенок будет много раз рассматривать эти сборники, привлеченный их многоцветностью, эмоциональностью рисунков, их движением, радостным настроением, заманчивостью и забавностью. А прослушав несколько раз стихотворные песенки, очаруется интересным сюжетом, героями, ритмом, музыкальностью и вскоре будет играть «в чтение», водя пальцем по строчкам, наизусть произносить почти все тексты, собранные под одной обложкой.

Ценность таких сборников заключатся в том, что ребенок незаметно для себя вбирает наследие народной культуры – гуманность, доброту, совершенство художественной формы, богатство и разнообразие интонаций.

• Различные сборники сказок, народных и авторских: Ш. Перро, братьев Гримм, Г. Х. Андерсена, А. С. Пушкина, В. Гауфа, С. Топелиуса, В. Одоевского, П. Бажова, К. Паустовского, Г. Цыферова, С. Козлова с иллюстрациями И. Билибина, Ю. Васнецова, В. Конашевича, Г. Доре, Е. Рачева, Е. Чарушина, Т. Мавриной, К. Курдова, В. Пивоварова, В. Чижикова, В. Дехтерева, Л. Шульгиной, Г. А. В. Трауготова, Ю. Гуковой и др.

Сказка всегда привлекала ребенка возможностью вообразить, представить то, чего на самом деле не бывает, и познать мудрость народа, ощутить ужас и порадоваться торжеству справедливости, увериться в победе добра над злом.

• Книги, способные вызывать сильнейшие чувства, развивать, обогащать эмоциональный мир ребенка. Это, прежде всего книги о животных Л. Толстого, А. Чехова, А Куприна, Б. Житкова, М. Пришвина, В. Бианки и др. и книги о детях А. Чехова, Б. Житкова, А. Гайдара, Л. Пантелеева, А Платонова, Р. Погодина.

Не бойтесь детских слез, пролитых над книгой, эти слезы станут залогом человечности, уважения ко всему живому и, конечно же – к книге.

• Обязательно книжки веселые. В первую очередь – поэтические сказки К. Чуковского, которые запоминаются будто бы сами собой, а потом выкрикиваются, вытанцовываются, проигрываются, расхватываются на афоризмы; стихи С. Маршака, Б. Заходера, Д. Хармса, А. Введенского, В. Берестова, В. Левина, В. Орлова, М. Бродского и др. (Замечательные имена собраны по обложками книг «Все наоборот» (Сост. Г. Кружкова, М., Просвещение, 1992 и «Литература и фантазия» / Сост. Л. Е. Стрельцова, М., Просвещение, 1992).

Мы уверены, Вы согласитесь, что успешнее всего литературное воспитание будет происходить на фоне радости, удовольствия, игры, а источником этой игры станет веселая, озорная, фантастическая и в то же время лирическая поэзия.

• Научно-популярные, хорошо иллюстрированные энциклопедии по всем отраслям знаний, альбомы по искусству – чтобы дети листали, смотрели, задавали вопросы, наслаждались репродукциями с картин великих художников, вдыхали запах типографской краски, гладили превосходную бумагу, ощущали вес книги. Книга должна быть произведением полиграфического искусства.

9. Библиотека может оказать неоценимую помощь в воспитании у ребенка таких черт, как аккуратность, стремление к порядку, устойчивое внимание при выполнении какого-либо задания. Для этого необходимо соблюдать некоторые правила:

в библиотеке должен быть порядок: расставлять книги удобнее всего по тематическим разделам и в алфавитном порядке;

книга требует аккуратного обращения: во время пользования необходимо оборачивать книгу или надевать на нее обложку. Не следует загибать страницы, делать в книге пометки чернилами. Если книга от долгого употребления испортилась, ее следует подклеить или переплести.

Наверное, нет таких родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению, потому как роль книги в жизни человека огромна. Она способствует расширению горизонта детского знания о мире, помогает ребенку усвоить образцы поведения, воплощенные в тех или иных литературных героях, формирует начальные представления о прекрасном.

Что мешает чтению детей?

1. ТЕЛЕВИДЕНИЕ

Бесконечное сидение перед телевизором.

Необходимо помнить о том, что влияние телевидения на детей резко отличается от влияния на психику взрослых. Дошкольники не могут четко определить, где – правда, а где – ложь. Они слепо доверяют всему тому, что видят на экране. Ими легко управлять, манипулировать их эмоциями и чувствами. Лишь с 11-12 лет дети начинают не столь доверительно относиться к тому, что есть на экране.

2. КОМПЬЮТЕР

Неоднозначное влияние на детей оказывает и компьютер. С одной стороны, через интернет он открыл ребенку доступ к мировым запасам информации, а с другой - дети играют только в игры, причем самые примитивные. Если они и развивают что-то у детей, то только быстроту реакции.

В нашем современном, компьютеризированном ритме жизни, мы просто забываем о художественных ценностях, о русских традициях. Наши дети всё реже интересуются классикой, забывают, а порой и просто не знают русских народных сказок, знаменитых сказок зарубежных писателей, на которых выросло не одно поколение, в том числе и мы с вами.

Ведь в наших сказках герои не только помогают в чём-то, они учат нас жить, дружить, быть добрыми, отзывчивыми, не боятся трудностей и всегда идти вперёд к поставленной цели. Проживая жизнь героев – ребёнок вбирает, присваивает их духовный опыт, и этот опыт становится для него собственным, личным, начинает влиять на его действия и поступки.

Мы оформили для вас несколько основных правил которые надо помнить если вы хотите привить ребенку любовь к книге и чтению? (на доске правила)

1. Подавайте ребенку пример, читая книги, газеты, журналы.

Родители очень огорчаются, если их ребенок не любит книги и не хочет читать, но при этом не догадываются, что причина этого кроется в них самих.

2. Окружайте ребёнка книгами.

Если ребёнок живёт в окружении книг, они становятся обязательной частью его жизни. Подпишите ребёнка на детский журнал – он должен привыкнуть, что ежемесячно будет получать замечательный подарок, поскольку чтение доставляет удовольствие.

3. Читайте медленно и громко.

Не спешите, добавьте драматичности и выражения Вашему голосу. Задавайте вопросы о прочитанном. Делайте паузы в чтении, чтобы ребёнок мог спросить вас о непонятных местах и обдумать прочитанное.

4. Читайте книги снова и снова.

Дети любят перечитывать любимые истории, потому что они знают, что произойдёт с героями дальше. Если ребенок хочет еще раз ее почитать или послушать, не препятствуйте, прочтите снова. Рассказанная сказка - каждый раз новое художественное произведение. Сказку можно и нужно читать крохе 4-5 раз. Тогда он сможет добраться до ее глубинного смысла. Вы можете записать своё чтение на магнитофон, чтобы ребёнок мог прослушать любимую книжку тогда, когда он этого захочет.

5. Читайте с ребёнком каждый день.

Добрая традиция – чтение вслух оставляет воспоминания на всю жизнь. Читайте ребёнку перед сном.

Сказка на ночь - это своеобразное пожелание спокойной ночи своему дорогому малышу. Сказка на ночь - это общение с ребенком на волшебном, понятном ему языке. Сколько сказок малыш может услышать перед сном? Одну. И к тому же ту, которую он уже знает.

Но рассказывать перед сном можно не каждую сказку, так же, как не каждую интересно читать днем. Если вы хотите, чтобы малыш поскорее уснул, почитайте ему простую спокойную сказку. Читать сказки лучше тихо и ровно, это успокаивает и убаюкивает маленького слушателя. Однако сказка на ночь, насыщенная действием и эмоциями, может так увлечь малыша, что он будет переживать все события вместе с героями, волноваться за них и просить «еще». Сказка же или стихи на ночь должны быть добрыми и незамысловатыми, чтобы успокоить и убаюкать малыша. А теплые пожелания спокойной ночи должны стать обязательной семейной традицией в любом доме. Постарайтесь, чтобы эта сказка была со счастливым концом и учила тем же ценностям, что и Вы сами.

А сейчас мы предлагаем вам, дорогие родители, разобраться на примере.

Рассмотрим русскую народную сказку «РЕПКА».

• Какой нравственный урок содержится в этой сказке? (правильное поведение (правила, вежливость и аккуратность)

Воспитание добрых чувств: почему деду удалось вырастить репку? А если бы не мышка, смог бы дед вытащить репку?

Сказка и математика: как разделить репку на всех, никого не обидев?

Речевая зарядка: повторим стишок из сказки «Дедка за репку» тихо-громко-тихо, быстро – медленно-быстро.

• поставим частицу «не» перед словом «репка». Получится, что дед вырастил не репку. Придумайте, что же вырастил дед?

Подходят ли к этой сказке фразеологизмы и пословицы: «Засучив рукава», «Общий язык», «Одна ласточка весны не делает».

Сказка и экология: как удалось деду вырастить такую большую репку? Чем репа полезна? Какие блюда из нее можно приготовить?

Развитие мышления и воображения: придумайте, что было потом, после окончания сказки.

• Сказка развивает руки : вылепите героев сказки и расскажите ее.

Подведем итог

Продолжите фразу «Читать детям важно потому, что…»

В заключении

Уважаемые родители! Нам хочется верить, что вы, учитывая возраст ваших детей при собирании домашней детской библиотеки, будете идти все время немного впереди, видеть перспективы, ориентироваться не только на сегодняшний уровень читательского и духовного развития ребенка, но и на завтрашний.

Спасибо за работу!

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей» Консультация для родителей «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей» Многие мамочки в период ожидания.

Консультация «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребёнка»Консультация «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребёнка» Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает.

Родительское собрание «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»Родительское собрание «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» Родительское собраниеТема собрания: "Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр" Цель собрания:.

Родительское собрание в старшей группе «Использование театрализованной деятельности в развитии речи детей»Родительское собрание в старшей группе «Использование театрализованной деятельности в развитии речи детей» Родительское собрание в старшей группе детского сада. Тема: "Использование театрализованной деятельности в развитии речи детей дошкольного.

Родительское собрание в старшей группе «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста» Родительское собрание в старшей группе «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста». Организационное собрание. Тема: «Возрастные.

Родительское собрание во второй младшей группе «Значение физического и психического развития детей 3–4 лет» Протокол №2 родительского собрания во второй младшей группы. от 30 марта 2017 г. Списочный состав: 27 ч. Присутствовало: 15 ч. Отсутствовало:.

Творческий отчет «Значение дидактических игр в развитии речи у детей дошкольного возраста» Дошкольный возраст важный этап в жизни ребенка. В этот период осуществляется развитие образных форм познания действительности, это восприятие.

Значение дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста «Ребенок играет и словом и в слове. Именно на игре словом ребенок учится тонкостям родного языка, усваивает музыку его и то, что филологи.

Значение рисования в развитии детей дошкольного возрастаЗначение рисования в развитии детей дошкольного возраста Рисование является одним из интересных и важных видов творческой деятельности детей дошкольного возраста. Рисуя, ребенок развивает себя.

Значение кукольного театра в развитии речи детей дошкольного возрастаЗначение кукольного театра в развитии речи детей дошкольного возраста Театрализованная игра - одна из более совершенных и эффективных форм реализации развития речи у детей на разных возрастных этапах. Она.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Родительское собрание «Значение художественной литературы во всестороннем развитии детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 20 марта 2022 в 15:00
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Родительское собрание «Значение художественной литературы во всестороннем развитии детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Чеснокова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД