Антипова Виктория
Родительское собрание во второй младшей группе «Возрастные особенности развития детей 3–4 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Родительское собрание во второй младшей группе «Паровозик» «Возрастные особенности развития детей 3–4 лет»
Цель: Обогащение родительских представлений о возрастных изменениях детей 3-4 лет
Задачи:
Публикация «Родительское собрание во второй младшей группе „Возрастные особенности развития детей 3–4 лет“» размещена в разделах
- Возрастные особенности детей
- Возрастные особенности детей 3-4 лет
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
ознакомить родителей с особенностями развития детей 3-4 лет;
активизировать педагогический опыт родителей по теме собрания;
укрепить сотрудничество семьи и педагогического коллектива.
Повестка дня
1. Вступительное слово (сообщение о цели встречи).
2. Рассказ о возрастных особенностях развития детей 3-4 лет. Задачи воспитания и обучения детей 4-го года жизни.
3. «Самообслуживание в жизни ребенка»
4. Образовательная деятельность в детском саду и дополнительные услуги.
5. Разное.
Ход собрания
Вступительное слово
Уважаемые родители! Мы рады видеть вас в нашей группе, большое спасибо что пришли. Ну вот и мы стали большие. Мы уже не ясли, мы уже вторая младшая группа. И сегодня я хочу поговорить с вами об особенностях детей 3-4 лет.
Три года — очень важный этап в жизни ребенка. Именно в возрасте 3-4 лет формируются основы будущей личности, закладывается «фундамент» физического, умственного, нравственного развития ребенка. Для успешного формирования личности ребенка родители должны правильно руководить им. Но отношения в этом возрасте должны складываться не как «взрослый — малыш», а на равных, как с другом.
Трехлетнему ребенку еще сложно управлять своим поведением. Начинается формирование самооценки, где ведущее место принадлежит взрослому. Очень важно, чтобы взрослые содействовали развитию положительного «я» у малыша. Так у него сформируется понятие, что он хороший, даже если совершил плохой поступок. Следует отделять такие поступки от личности и постепенно личность будет формироваться в положительном ключе.
В возрасте 3-4 лет начинается четкое осознание ребенком кто он и какой он. Возраст трех лет характеризуется кризисом трех лет, потому как внутренний мир малыша полон противоречий. Он как никогда стремится быть самостоятельным, но в тоже время не может справиться с задачей без помощи взрослых. Малыш проявляет нетерпимость и негативизм к требованиям взрослого, в то же время пытается настоять на своих требованиях. В это время необходимо предоставить ребенку больше самостоятельности, но не забывать о том, что возможностей у него еще недостаточно. Поддержите стремление малыша «я сам», не критикуйте его неправильные и неумелые действия, это может навсегда отбить желание быть самостоятельным.
Возрастные особенности детей 3 - 4 лет.
Познавательное развитие (ребенок должен) :
-Свободно ориентироваться в цвете предметов. Называть некоторые цвета (но еще может ошибаться в названии)
-Уметь образовывать группу из однородных предметов, различать понятия один и много, много и мало предметов
-Различать предметы контрастных размеров (большие и маленькие предметы, называть их размер
-Ориентироваться в предметах разной формы, узнавать шар и куб
-Ориентироваться в окружающем пространстве группы, участка детского сада, в частях собственного тела
-Иметь представления о человеке и о себе — внешних физических особенностях; эмоциональных состояниях; деятельности близких ребенку людей
-Иметь представления о предметах, действиях с ними, их назначении: предметы домашнего обихода, игрушки, орудия труда
-Иметь представления о живой природе: растительный мир, животный мир: домашние животные и их детеныши, животные — обитатели леса, птицы
-Иметь представления о явлениях природы: временах года, их особенностях, сезонных изменениях в природе, погодных явлениях и отношении к ним людей.
Социально – коммуникативное развитие (ребенок должен) :
-Уметь принимать условную игровую ситуацию, адекватно действовать в ней (кормит куклу, лечит больного и т. д., объединять в смысловую цепочку знакомые игровые действия (покормили, переодели кукол, погуляли с ними и т. д.)
-Знать элементарные нормы и правила поведения (можно поделиться игрушкой, пожалеть другого человека, нельзя драться, говорить плохие слова)
-Уметь вступать в диалог со взрослыми и сверстниками
-Осознавать свою гендерную принадлежность
-Называть название города, в котором живёт
-Быть способен к элементарному самообслуживанию (самостоятельно одевается и раздевается, обувается и разувается, с помощью взрослого застегивает пуговицы, завязывает шнурки)
-Выполнять простейшие трудовые действия с помощью педагогов
-Иметь элементарные представления о работе мамы, папы, других близких, кстати вот с этим у нас в группе проблемы, на прошлой недели мы вели разговоры о профессиях, и на одной из бесед «Профессия моей мамы и моего папы» мне ни один ребенок не дал ответа, кого спрашивала индивидуально, те все отвечали «Мама работает на работе». Уже детки наши повзрослели и они должны знать где и кем работают их родители.
Физическое развитие (ребенок должен) :
-Уметь правильно мыть руки и насухо их вытирать
-Уметь самостоятельно кушать и пользоваться салфеткой
-Прыгать на месте и с продвижением вперед
-Может бежать непрерывно в течение 30-40 с
-Уметь влезать на 2-3 перекладины гимнастической стенки (любым способом)
-Уметь брать, держать, переносить, бросать и катать мяч
-Уметь легко ходить в разных направлениях и в различном темпе, ходить с перешагиванием через предметы (высота 10 см)
-Бросать предметы в горизонтальную цель (расстояние 1 м, двумя руками, поочередно правой и левой рукой.
Художественно – эстетическое развитие (ребенок должен) :
-Знать, что карандашами, фломастерами, красками и кистью можно рисовать
-Различать красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный цвета
-Уметь ритмично наносить мазки, штрихи, линии
-Уметь отламывать от большого комка пластилина маленькие, уметь раскатывать комок пластилина прямыми и круговыми движениями кистей рук, сплющивать шар, столбик; соединять концы столбика в кольцо, плотно прижимая их друг к другу
-Наклеивать готовые формы для создания аппликативного образа
-Лепить несложные предметы; аккуратно пользуется пластилином.
Речевое развитие (ребенок должен) :
-Повторять за взрослым слова и строки знакомых стихов
-Способен отвечать на элементарные вопросы по содержанию иллюстраций
-Способен выражать свои ощущения в словесной форме
-Понимать и правильно использовать в речи слова, обозначающие предметы, их свойства, действия
-Способен согласовывать существительные с местоимениями и глаголами, строить простые предложения из 2-4 слов
-Владеть отчетливым произношением изолированных гласных и большинства согласных (кроме свистящих, шипящих и сонорных) звуков
-Способен понимать небольшие рассказы без наглядного сопровождения, с помощью взрослого рассказать об игрушке (картинке)
-Сопровождать речью игровые и бытовые действия
-Способен участвовать в драматизации отрывков знакомых сказок.
Общие задачи воспитания младшего дошкольника на этот учебный год состоят в следующем:
1. Способствовать установлению добрых отношений с воспитателем и детьми в группе, устойчивому эмоционально-положительному самочувствию и активности каждого ребенка;
2. Обеспечить полноценное физическое развитие детей, своевременное овладение основными движениями и гигиеническими навыками;
3. Способствовать развитию познавательной активности детей, обогащать их представления об окружающих предметах и явлениях, учить выделять некоторые особенности предметов на основе способов сенсорного обследования, сравнения, элементарного анализа;
4. Способствовать развитию у детей самостоятельности, овладению разнообразными способами действий, приобретению навыков элементарного самообслуживания, самостоятельной игровой деятельности и общения;
5. Воспитывать доброжелательное отношение детей к окружающему, эмоциональную отзывчивость на состоянии других людей, добрые чувства к животным и растениям;
6. Развивать интерес детей к сотрудничеству, навыки речевого и деятельностного общения со взрослыми и сверстниками, обогащать опыт игрового общения;
7. Способствовать развитию воображения и творческих проявлений детей, интереса к участию в игровой и художественной деятельности с элементами творчества, радости от реализации своих замыслов и желаний.
Выступление воспитателя по теме «Самообслуживание в жизни ребенка»
Мы предлагаем вам сегодня вместе с нами вспомнить, что такое самостоятельность и самообслуживание для детей 3 лет. Ребенок, умеющий сам себя обслуживать, хорошо чувствует себя в коллективе, у него больше времени для игр и общения со сверстниками. Естественно, дети неодинаково быстро усваивают правила и действия, которым мы их учим. Но у каждого ребенка при правильном воспитании вырабатывается стремление все делать самостоятельно.
Достичь успеха в формировании навыков самообслуживания можно только в том случае, если мы будем одной командой. И сегодня мы постараемся вам показать значимость этой проблемы, какими умениями и навыками должны овладеть дети четвертого года жизни, о том, какие условия необходимо создать дома, чтобы облегчить формирование у детей навыков самообслуживания.
Воспитание навыков самообслуживания у детей — длительный процесс, требующий от нас с вами знания малышей и большого терпения. Известно, что ребенок трех лет при хорошем педагогическом руководстве может многое сделать самостоятельно, но еще продолжает осваивать навыки самообслуживания. В этом возрасте совершенствуются навыки, ранее полученные детьми. И главное нам с вами этот период развития не просмотреть.
С первых дней пребывания детей в детском саду мы старались понять ваше отношение к трудовому воспитанию малышей. Выяснилось, что многие родители не придают серьезного значения воспитанию самостоятельности у детей и, считая их слишком маленькими, стараются все сделать за них сами. Другие, понимая значение воспитания самостоятельности в развитии ребенка, все же проявляют нетерпение и делают за ребенка то, с чем он может справиться сам. Объясняя это тем, что утром спешат на работу, а вечером усталость не позволяет и медлительность детей. Что же делать?
Встает вопрос: «Помогать или нет ребёнку?». Конечно, стремясь сделать все за ребенка, мы лишаем его самостоятельности, чем причиняем ребенку большой вред. У детей угасает потребность к самостоятельности, у них не возникнет желание самоутвердиться. Подавляя инициативу ребенка может привести к осложнениям в отношениях ребенка и взрослого. Поэтому постарайтесь быть терпеливыми и ждите, пока ребенок сам выполнит какое-либо действие.
Знайте, содержание труда в этом возрасте расширяется и формируется умение доводить начатое дело до конца. Важно предоставлять детям больше самостоятельности в самообслуживании. И как можно больше на конкретных примерах учить детей делать простейшие выводы, устанавливать причинно-следственные выводы: не завернул рукава, поэтому будешь ходить с мокрыми рукавами и т п.
В этом возрасте увеличивается потребность научить товарищей тому, что ребёнок сам умеет. Это используют для формирования навыков взаимопомощи. Но и здесь важно настойчиво формировать у каждого ребёнка навыки самообслуживания, а не ожидания помощи от товарища.
Поведение ребят часто не совпадает с имеющимися у них представлениями, и можно частенько заметить, что они трудятся формально. Поэтому в работе с дошкольниками главными остаются интересные для них игровые приемы, занимательный и в тоже время обучающий материал. И не забывайте, пожалуйста, о систематическом контроле за действиями ребенка, который, в сочетании с положительным примером или напоминанием даст особенно положительный эффект.
Конечно, дети не сразу приобретают необходимые навыки, им требуется наша помощь. И только совместно мы можем привить ребенку эти навыки, создавая для этого необходимые условия, например: приспособить вешалку по росту ребенка, повесить полотенце непосредственно для ребенка, выделить полку в шкафу для его вещей, чтобы ребенок знал и мог подойти взять или положить ту или иную вещь и. т. д.
Прежде чем ожидать от ребенка самостоятельности в самообслуживании, его нужно научить действиям, необходимым в процессе одевания, умывания, приема пищи. Давайте и мы сейчас разберем на примерах.
«Ситуации для анализа». (участники-родители).
Формируя у детей самостоятельность и навыки самообслуживания, мы нередко сталкиваемся с тем, что ребенок не может справиться или не хочет, с тем или иным поручением. Как можно решить эту проблемную ситуацию?
1)Мама утром собирает сына в садик и предлагает ему надеть шапочку самому, ребенок капризничает и отказывается одеваться, ссылаясь на то, что он еще маленький.
Вопрос: Как вы поступите в данной ситуации?
2) Мама торопится домой, но ребёнок хочет ей показать, что он научился сам одеваться, но очень долго это делает. Вопрос: Ваши действия?
3) Трехлетний Илюша с усердием надевает колготы. Трудное занятие! Наконец- то после долгих усилий колготы почти надеты, но …наизнанку. Малыш, конечно, этого не замечает и продолжает их натягивать. Мама прекращает, как она говорит, «эту бесцельную возню», быстрым движением, не скрывая раздражения, старается натянуть ребенку колготы. Малыш поднимает крик: «Сам! Сам! Сам!» Мама строго говорит: «Сиди спокойно и не капризничай! Не умеешь, а кричишь «сам»
Вопросы: Правильно ли поступила мама? Бывают ли подобные ситуации у вас?
Как вы выходите из них? Чтобы вы посоветовали маме?
Иногда детям говорят, что они еще «успеют наработаться», взрослые полностью их обслуживают, а потом удивляются – почему их ребенок не любит трудиться (н-р убирать за собой игрушки? Не надо делать за ребенка то, с чем он может справиться сам. Здесь важно иметь ввиду тот факт, что воспитатели формируют элементарные навыки самостоятельности у детей, а дома родители часто не продолжают эту работу. Поэтому ребенку трудно подстраиваться под разные требования взрослых.
Важно помнить, что для маленьких детей характерно явление «нечаянной оплошности». Это означает то, что у них недостаточно сформирована координация движений, необходимые навыки. Часто они просто не рассчитывают на свои силы и поэтому падают, роняют, проливают, рвут и т. д. эти оплошности происходят не преднамеренно, ребенок сам испытывает негативные эмоции - испуг, страдание, недоумение. В таких случаях надо поддержать малыша, вселить в него уверенность в собственные силы, не ругать, когда ему и так плохо.
В процессе самообслуживания у детей формируются самостоятельность, трудолюбие, аккуратность, бережное отношение к вещам, культура поведения. Овладев навыками самообслуживания, ребенок не только может обслужить себя, но и приучается к аккуратности.
Сейчас мы поиграем с вами в игру «Слово-эстафета». Я начну фразой, а вы продолжите, каждый выскажется, передавая по кругу мяч. Я начну, а вы продолжайте:
«Чтобы мой ребенок мог стать самостоятельным, я…»
4. Образовательная деятельность в детском саду и дополнительные услуги.
С началом нового учебного года мы вернулись к нашей ежедневной образовательной деятельности, летом образовательная деятельность не прекращалась, она велась в свободном режиме: на прогулках, в группе в плохую погоду. С 1 сентября ежедневно в 9.00 начинаются занятия, каждое занятие продолжается примерно 10-15 минут, с небольшим перерывом междузанятиями. В день 2 занятия и хотелось бы вам немного о них рассказать.
По понедельникам у нас Познавательное занятие формирование целостной картины мира и расширения кругозора, каждый понедельник по теме недели мы с детьми беседуем, рассказываем им что-то новое, и не просто рассказываем, а сопровождаем это наглядно. Чтобы дети запомнили, в конце занятия всегда задаем наводящие вопросы на закрепление материала.
Каждый понедельник и четверг у нас проходит музыкальное занятие здесь в музыкальном зале. Дети вместе с Татьяной Геннадьевной, нашим музыкальным руководителем, разучивают различные танцы, песни, играют в музыкальные игры.
Понедельник, среду и пятницу – физическая культура, при чем в понедельник физкультура проходит на улице, мы играем в подвижные игры, в игры с мячом, учимся ходить и бегать друг за другом. В среду и в пятницу физкультура проходит в спортивном зале, сперва мы разминаемся, ходим по кругу с выполнением различных заданий (ходьба на носочках, на пяточках и т. д., затем выполняем комплекс общих развивающих упражнений как подготовка к основным упражнениям. Основные упражнения бывают разные: мы учимся ходит между двух линий, учимся прыгать на двух ногах на месте, учимся прокатывать мяч и многое другое, а заканчивается наше занятие обязательно подвижной игрой и игрой малой подвижности.
Во вторник у нас образовательная деятельность по формированию элементарных математических способностей, и мы не просто учимся там считать, мы учим и закрепляем понятия «Один, много, мало», «Длинный, короткий», «широкий, узкий» и даже учим части суток. Так же по вторникам художественное творчество – это либо лепка, либо аппликация, эти виды чередуются каждую неделю. Результаты работ своих деток вы всегда видите на оформленных нами выставках.
Одно из самых важных занятий в среду – это Развитие речи. Мы учим детей называть предметы окружающей обстановки, различать на слух звук. Развиваем у детей слуховое внимание, приучив их внимательно слушать речь воспитателя, точно выполнять игровые поручения; учим четко произносить звуки, выполняем артикуляционные гимнастики и многое другое.
По четвергам, кроме музыкального занятия, мы занимаемся познавательно-исследовательской деятельностью. Исследуем, экспериментируем и познаем мир. Например в первую неделю сентября мы с детьми собрали на прогулке листочки, которые потом в группе исследовали и изучали. Рассматривали из чего состоит листочек (Стебель и лист, закрепляли так же цвет, у кого-то листочки были зеленые, у кого-то желтые. И даже устраивали настоящий листопад в нашей группе.
В пятницу после физической культуры мы рисуем. Рисуем не только карандашами, чередуем, иногда это гуашь, иногда акварельные краски, иногда карандаши или восковые мелки. Не всегда рисование красками проходит традиционно: кисть, краски и вода, очень часто мы используем материалы для нетрадиционного рисования, например ватные палочки, штампики дл рисования, зубочистки, а так же пальчики деток и их ладошки, такие занятия детям нравятся и запоминаются больше всего.
Вся образовательная деятельность проходит в форме игры. К нам приходят различные зверушки с просьбой помочь выполнить то или иное задание либо мы сами отправляемся в путешествие и познаем новое. Например, на прошлой недели к нам в гости пришел Больной Мишка, который сильно поранил лапку и не знал как ее вылечить, и мы с ребятами построили настоящую больницу для зверят, в которой мишке вылечили лапку. Наши работы вы могли видеть на стенде оформленной выставкой «Больница для зверят»
Вот так весело и интересно мы познаем мир!
Хотелось бы еще отметить, что с 20 сентября в нашей группе ведутся 2 дополнительные платные услуги, это «Мукасолька» - лепка из теста и «Магия песка» - рисование по песку. и хотелось бы подробнее вас познакомить с нашими услугами.
Я расскажу о своей дополнительная общеобразовательной услуги по тестопластике «Мукасолька». Ученые, которые изучают развитие детской речи, утверждают, что движение пальчиков рук очень тесно связано с речевой функцией. Развитие функции руки и речи идет параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев рук. Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков. Тесто – хороший материал для лепки. Это приятный, податливый, пластичный и экологически чистый материал. Из него можно вылепить все, что угодно, а после сушки и раскрашивания оставить в виде сувенира на долгие годы. Полученный результат можно увидеть, потрогать. Его интересно показать другим и получить одобрение. Благодаря этому ребенок чувствует себя создателем и испытывает удовлетворение и гордость за свои достижения.
Вот и мы с вами сейчас попробуем сделать не большой сувенир из теста «Цыплятки». Перед вам досточки, тесто, разноцветные картонки, маленькие бусинки и пайетки, салфетки. Всю свою раоту мы будем размещать на разноцветной картонке, это будет фон для наших цыпляток, как вы думаете, почему она голубо-зеленая? (небо и трава). Возьмите в руки тесто и отщипите от него небольшой кусочек. Скатываем его круговыми движениями, получая шар. Наш шарик мы должны слегка приплюснуть, придавая форму овала, после мы его размещаем с левой стороны на нашей картонке – это и будет цыпленок. Мы специально оставили место для второго цыпленка. Так же поступаем со вторым кусочком теста. Теперь мы должны прикрепить как бы вдавливая глазки из бусинок (можно использовать все, что у вас есть: бисер, пуговицы, стразы). После чего мы берем еще немного теста и скатываем три маленьких шарика, которые прикрепляем на голову одному из цыплят. Это будет «мальчик». Дальше мы приклеиваем бантик к голове второго цыпленка. Это будет «девочка». У вас так же на тарелочках лежат маленькие оранжевые треугольники, для чего они? (клювик). Прикрепите своим цыплятками клювики. Готово! Через 2-3 дня поделка высохнет и уже дома, вместе с детками вы сможете раскрасить своих цыпляток красками.