Анастасия Аверкина
Родительское собрание «Как помочь ребенку научиться говорить правильно?» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Создание мотивации у родителей к совместными занятиям с детьми по исправлению и развитию речи, знакомство с компонентами правильной речи.
Задачи:
- Познакомить родителей с основными компонентами речи;
- Познакомить с приемами работы по исправлению и развитию компонентов речи, доступных родителям в домашних условиях;
Публикация «Родительское собрание „Как помочь ребенку научиться говорить правильно?“ в старшей группе» размещена в разделах
- Настроить родителей на сотрудничество в работе по исправлению недостатков речевого развития.
Ход собрания:
– Уважаемые родители! Сегодня я приглашаю вас разобраться, что же такое речь ребенка и познакомиться с приемами работы по исправлению речевых нарушений в домашних условиях. Что же такое речь? Кто как представляет себе речь своего ребенка? Плавная и красивая речь человека складывается из нескольких компонентов:
1. Словарь.
В старшей группе словарь ребенка увеличивается до 2500 – 3000, в речи появляются обобщающие слова, называются отдельные предметы и их части, называются предметы и явления окружающего мира, ребенок понимает различные значения одного и того же слова, способен к рассуждениям и умозаключениям. Но, много понятий и явлений еще не совсем понятны и знакомы ребенку. Необходимо помочь маленькому человеку, стараться объяснить новые слова, подкрепить их картинками и примерами – это способствует активизации словаря. Конечно, взрослый должен говорить с ребенком правильной красивой речью, быть примером для своего чада, т. к. дети копируют близких и стараются брать с них пример во всем. Огромную роль в развитии речи маленького человека играет художественная литература! Необходимо подбирать произведения, соответствующие возрасту ребенка. Прекрасно иметь традицию совместного чтения в семье! По произведениям художественной литературы можно посещать спектакли, смотреть фильмы и мультфильмы вместе, а после обсуждать увиденное. Такое времяпровождение развивает личность ребенка, воспитывает хороший вкус и объединяет семью.
Логопед может привести несколько примеров произведений и авторов.
2. Артикуляция и дыхание.
- Чтобы произносить звуки, ребенку нужны подвижные, правильно работающие органы артикуляции. Что можно сделать, чтобы язык, губы стали более подвижными, чувствительными? Выполнять артикуляционную гимнастику. Сейчас мы выполним несколько артикуляционных упражнений, которые пойдут на пользу любому человеку. Родители выполняют четыре артикуляционных упражнения. («Лошадка», «Лопатка», «Часики», «Дятел»)
- Выполнению артикуляционной гимнастики будет посвящен отдельное родительское собрание и индивидуальные консультации. Также порядок артикуляционной гимнастики вклеивается в индивидуальную тетрадь ребенка.
- Для правильного развития органов артикуляции рекомендую давать детям грызть твердую пищу – яблоки, морковь, баранки. А также необходимо получить консультацию у ортодонта, чтобы исключить неправильное развитие артикуляционных органов. Родителю необходимо следить за здоровьем ребенка, не допускать осложнения заболеваний носоглотки.
- Для развития плавного речевого выдоха у ребенка можно задувать свечи, сдувать салфетки со стола, дуть на одуванчики летом, дуть на специальные вертушки.
3. Грамматический строй речи.
В этом возрасте дети часто неправильно согласовывают прилагательные и числительные с существительными косвенных падежей, делают ошибки в словообразовании и в многосложных словах. Необходимо следить за речью ребенка, поправлять, если надо, проговаривать сложные слова медленно вместе. Можно поиграть в игры: чего не стало, один – много, из чего какой, скажи, если пять (пять коров, назови ласково.
4. Связная речь – это венец речи ребенка, показатель развития мышления, коммуникативной сферы, достижения норм возрастного развития.
- Как же развивать родителям связную речь ребенка? Постараться сделать ее максимально богатой. Для этого необходимо целенаправленно учить описывать предметы. Попросите своего ребенка описать какой-либо предмет, например, любимую игрушку. Необходимо учить не ограничиваться словами большой – маленький, плохой – хороший. Можно использовать картинные планы описания предметов. Логопед раздает родителям примеры картинных планов и предлагает описать какой-либо предмет, отмечая связность и полноту описания по плану даже самого простого предмета.
- И, конечно, рассказы из личного опыта детей и пересказы – это самые лучшие друзья в развитии связной речи. Один из видов рассказывания – рассказ по серии картинок. С помощью интерактивной игры попробуем восстановить последовательность истории. Можно учиться пересказывать прочитанное вместе произведение.
- Уважаемые родители! Вы убедились, что появление развитой, четкой, полной речи у ребенка с речевыми проблемами требует усилий от родителей? Вы согласны, что заниматься развитием речи ребенка необходимо? Тогда давайте вместе работать над качеством речи наших детей. Стараться выполнять домашние задания из тетради. Если возникают вопросы, вы всегда можете получить консультацию от меня в моем кабинете в часы моей работы. Спасибо за внимание, можно задавать вопросы!