Тарасова Наталья петровна
Родительское собрание в средней группе «Причины речевых нарушений»
▼ Скачать + Заказать документы
Причины речевых нарушений.
Добрый вечер, уважаемые родители. Я учитель-логопед в детском саду.
Хотелось бы начать свое выступление с того, что в конце учебного года в вашей группе я провела логопедическое обследование. Где обследовалось звукопроизношение (из 20 обследуемых детей, у двоих нет нарушения звукопроизношения. Остальные дети имеют нарушения. Кто-то по 1 звуку, кто-то по 2-3, кто-то по 8-9, строение и подвижность артикуляционного аппарата (мы выполняли с детьми артикуляционную гимнастику, не все дети могут выполнить «Лошадку», поднять кончик языка вверх, удержать длительное время артикуляционную позу, лексика, фонематическое восприятие, связная речь. Вопросы были очень простые, назвать свои И. Ф., И. О. родителей, сколько тебе лет, домашний адрес, цвета (основные и оттеночные, назвать детенышей диких и домашних животных, времена года, дни недели, части суток. Объяснить лексическое значение слов, рассказать о своей любимой игрушке. В общем, дети справились с предложенными заданиями, только несколько детей затруднялись ответить на тот или иной вопрос. Не было детей, которые не справились со всеми заданиями.
Публикация «Родительское собрание в средней группе „Причины речевых нарушений“» размещена в разделах
А сейчас я немного расскажу о причинах снижения уровня речевого развития детей в целом. Нарушения речи у детей – сегодня очень серьезная проблема. В первую очередь, это связано с заболеваниями, перенесенные ребенком в первые годы жизни (инфекционные и вирусные заболевания, травмы и ушибы головного мозга, длительные простудные заболевания, сильный испуг или стресс).
2 Внутриутробная патология - проблемы, которые возникают во время беременности. Они могут способствовать недоразвитию или повреждению центральной нервной системы ребенка, в частности речевых зон коры головного мозга.
3 Неблагоприятные роды (родовые травмы, асфиксия-недостаток снабжения головного мозга кислородом, например, при обвитии плода пуповиной).
4 Преждевременные роды (пример из личного опыта). Почти у половины недоношенных детей наблюдается незрелость центральной нервной системы.
В настоящее время у 70% новорожденных выявляются различные перинатальные поражения головного мозга. Речь обычно страдает одной из первых, так как находится в прямой зависимости от созревания головного мозга. Отмечается, что всего лишь 2-3 ребенка из 10 для своего возраста говорят хорошо, у других наблюдаются проблемы развития речи.
Так же, не менее важная причина- это технический прогресс (телевизор, телефоны, планшеты, компьютеры). Наверняка многие из вас, приведя ребенка из сада домой, дают ему в руки телефон, чтобы не мешал вам. Конечно никуда мы сейчас от этого не денемся, это с нами теперь навсегда. Но вы можете ограничить время проведения вашим ребёнком за компьютерными играми, за просмотрами челинджей, мультфильмов, лучше отправьте ребенка покататься на велосипеде, поиграть во двор, пообщаться с другими ребятишками. Да просто полистать иллюстрированную книгу. И пусть они по картинку придумывают новую сказку. Ведь, несмотря на информированность детей вследствие технического прогресса, это не ведет к увеличению словарного запаса у детей. Вследствие того, что ребенок, смотря телевизор, играя в телефон не разговаривает, а только слушает, развиваются примитивность и бедность речи. Экранная зависимость приводит к неспособности ребенка концентрироваться на каком-либо занятии, отсутствию интересов, повышенной рассеянности.
Еще одна причина - это пассивность родителей в вопросах речевого развития детей. Нежелание общаться (ссылаясь на нехватку времени, усталость, неумение общаться (родители не знают, о чем разговаривать с ребенком) является серьезным тормозом речевого развития. (Обратить внимание на логопедический уголок.) Больше читайте ребенку, рассказывайте, играйте в словесные и речевые игры, спрашивайте его, как он отдохнул у бабушки, как провел день в детском саду, какие занятия были, что ты узнал нового на них. Ни в коем случае не подстраивайтесь под речь ребенка, не копируйте его неправильное произношение, не сюсюкайте с ним. Называйте предметы своими именами.
К сожалению, многие родители считают, что нарушение речи «лечат» логопеды, но логопеды-это педагоги, а не врачи. Они лишь учат ребенка правильно говорить, но в некоторых случаях этого крайне недостаточно! Таким образом, большинство речевых нарушений требует не только педагогической коррекции, но и неврологического лечения! А именно, лекарственная терапия – среди препаратов, которые применяются для лечения, есть и те, которые являются «активным питанием» и «строительным материалом» для нейронов головного мозга, так и препараты «подхлестывающие» деятельность речевых зон. Уважаемые родители, хочу обратить ваше внимание, все назначения делаются только врачом-неврологом. Заниматься самолечением опасно, ведь препарат, который помог ребенку вашей подруги, может быть противопоказан вашему ребенку. Невролог назначает ноотропные препараты. Ноотропы –это вещества, оказывающие специфическое позитивное влияние на высшие функции мозга. Они улучшают умственную деятельность, стимулируют познавательные функции, облегчают процесс обучения, улучшают память. Почему я решила провести обследование в конце средней группы? Просто, чтобы вы за лето обратились к специалисту и если нужно получили лечение.
В заключении хотелось бы сказать. Есть одно «но», когда логопед и невролог не помогут вашему ребенку: помощь специалистов не будет полноценной, если родители полагаются исключительно на их работу.
С ребенком обязательно нужно говорить! Как можно больше и обязательно на равных. Не только в рамках бытового общения, и не в формате сказки на ночь, а нужно обсуждать, интересоваться, делиться.
Спасибо за внимание!