Елена Кожина
Родительское собрание в подготовительной группе «Это загадочное слово — «мнемотехника»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Это загадочное слово – «мнемотехника» Цель. Вовлечение родителей в процесс формирования у детей связной речи, используя метод мнемотехники.
Добрый вечер, дорогие родители! Хорошо, что вы нашли время и пришли на наше родительское собрание. Только сотрудничество и сотворчество педагогов с родителями может принести реальную пользу в деле воспитания детей, а наиболее результативными формами общения педагогов с семьями воспитанников могут стать нетрадиционные, неформальные, творческие мероприятия. Наше родительское собрание как раз и является таковым (передать слово)
Публикация «Родительское собрание в подготовительной группе „Это загадочное слово — „мнемотехника“» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Подготовительная группа
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Эпиграфом к нашей с вами встрече будет высказывание Конфуция: «Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму». I. Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения, оказывает огромную услугу в познании мира. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку мало времени – ранний и дошкольный возраст На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.
С какими проблемами нам педагогам приходится сталкиваться?
Существующие проблемы речи современных детей:
- односложная, состоящая лишь из простых предложений речь, неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
- бедность речи, недостаточный словарный запас.
- употребление нелитературных слов и выражений.
- бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
- неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
- отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
- отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
- плохая дикция.
Как вы думаете, почему детям трудно дается запоминание стихотворений и правил, и легко и быстро запоминаются сюжеты кинофильмов и мультфильмов, рекламы? (высказывания родителей). Дело в том, что в первом случае, при разучивании стихотворения, требуется произвольное запоминание (когда мы запоминаем что-то специально, это требует волевых усилий, а во втором – действует непроизвольное запоминание, основанное на эмоциях и интересе ребенка. Что же может удержать внимание и сделать процесс запоминания простым и непринуждённым?
На помощь приходят сюжетные картинки.
«Если ребенок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит»
Ушинский К. Д. Исходя из этого, дошкольные образовательные программы, направленные на
развитие личности в целом, уделяют большое внимание развитию связной речи у
дошкольников, так как хорошо развитая речь является механизмом, помогающим ребёнку адаптироваться в жизни общества.
В детском саду на занятиях по развитию речи такие задачи, как обогащение
словаря, развитие связной речи часто ставятся первоочередными. Решаются они
разными способами. Один из них это мнемотехника
(в переводе с греческого - «искусство запоминания»).(Презентация)
Пересказ. Ему принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.
Для работы над пересказом нужно знать план (алгоритм) работы над текстом.
План работы над пересказом
1. Автор и название произведения.
2. Чтение произведения взрослым.
3. Вопросы по содержанию.
4. Повторное чтение и схематизация (мнемотаблица/дорожка).
5. Пересказ произведения ребёнком с опорой на схематизацию (по цепочке, по частям, по ролям, с использованием драматизации и т. д.)
III. Практическая часть.
А сейчас, уважаемые родители, мы с Вами попробуем поработать с мнемотаблицами.
Первое задание для родителей.
(Проводят воспитатели групп)
Вы видите перед собой три мнемодорожки для составления предложений. Необходимо придумать к ним предложения и зачитать их.
Второе задание для родителей.
Угадайте, какая сказка закодирована в мнемосхеме, какое стихотворение
Третье задание для родителей.
Вы получите текст стихотворения. Необходимо составить мнемодорожку или мнемотаблицу и объяснить, почему Вы выбрали те или иные символы.
«Кошка в окошке подушку шьет, а мышка в сапожках избушку метет».
«Две сестрицы – две руки рубят, строят, роют,
Рвут на грядке сорняки и друг друга моют».
Подведение итогов Давайте сделаем с вами вывод и примем решения по теме нашего нетрадиционного родительского собрания. (Высказывания родителей).
Итак, использование приёмов мнемотехники делает разучивание стихов весёлым, эмоциональным, и при этом позволяет параллельно решать ряд задач: развитие мелкой моторики рук, совершенствование навыков ориентировки на плоскости листа, расширение словарного запаса, развитие связной речи детей.
Постепенно овладевая всеми видами связного высказывания с помощью моделирования, дети учатся планировать свою речь. Чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и готовности его к школьному обучению.
Уважаемые родители! Попробуйте, и вы убедитесь, что разучивание стихотворения благодаря мнемотаблице, вашему ребенку и вам доставит огромное удовольствие