Ольга Малафеева
Родительское собрание в первой младшей группе «Азбука нравственности»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема. Первые нравственные понятия «можно», «нельзя», «надо».
Задания для родителей.
1.
Сошел малыш с рук, теперь только гляди да гляди! Не то наделает бед. Колина мама предвидит это и умело отводит возможные нашествия сына на неприкосновенные предметы, вещи.
- Нельзя, Коленька, нельзя, - строго говорит мама, когда рука малыша тянется к вазе или горячему чайнику. – Можно только посмотреть. А трогать нельзя.
Малыш тянет за край салфетки, старается подняться на носочки: «Что там на столе?»
Публикация «Родительское собрание в первой младшей группе „Азбука нравственности“» размещена в разделах
Мама поднимает сына, и сразу же перед Колиным взором предстает стол, накрытый к обеду. Здесь почти все знакомые предметы, мальчик их не раз видел, когда мама кормила его за столом, значит, это не очень интересно, это знакомо, и сын соскальзывает с маминых рук.
С каждым днем количество незнакомых предметов в комнате уменьшается. Зато опыт у малыша расширился. Он уже стал понимать, что такое «нельзя», «не трогать». Слово и действие слились в одно понятие. Нельзя, например, дотрагиваться до горячего чайника, нельзя тянуть со стола салфетку, нельзя лезть пальцем в электрическую розетку…И как только ребенок делает неудачную попытку нарушить запрет, слово «нельзя» останавливает его.
Но не все нельзя. Кое-что и можно. Можно, например, распоряжаться своими игрушками, собранными в отведенном для него месте, можно посидеть на своем маленьком стульчике или на диване (забравшись с помощью мамы, даже распахнуть дверь, что ведет в смежную комнату и побегать…
Коля подрос. Теперь маме не нужно смотреть за ним так внимательно, как раньше. Малыш ничего не берет без спросу. Протягивает руку к манящему предмету, спрашивает: - Это мозе?
И если получает отказ, со вздохом подчиняется.
Коле два года. Он с родителями идет в гости. Самостоятельно передвигается по квартире, изучает незнакомое и прежде чем взять что-то или потрогать спрашивает:
- Мозе?
Вопросы для родителей
В чем, по вашему мнению, воспитательный смысл слова «нельзя»? Когда следует знакомить малыша с этим понятием? Как сказывается на воспитании ребенка то, что его своевременно не приучили понимать слово «нельзя»? Как реагирует ваш ребенок на слово «нельзя»? (Приведите примеры.)
Важно подчеркнуть
«Нельзя» - первое нравственное понятие, регулирующее поведение ребенка. С этим понятием знакомят малыша очень рано, когда он начинает понимать обращенную к нему речь взрослых. Слово «нельзя» приобретает конкретность для него, если он непосредственно сопутствует его действию. Категорический тон, которым оно произносится, сопутствующая реакция взрослого заставляют малыша насторожиться: его не одобряют! Это способны понять совсем маленькие дети в возрасте до 1 года. Ребенок, вовремя, не приученный к слову «нельзя», не понимает ограничений, корректировка его поведения с трудом дается взрослым.
Ребенок растет, умнеет, обретает способность к волевым усилиям.
И здесь следует не упустить момент, когда к понятиям «нельзя» и «можно» прибавляется еще одно «надо». Оно означает: ты не хочешь делать, но это необходимо, нужно для тебя, для окружающих.
2.
Пока мама разговаривала со своей знакомой, двухлетний карапуз вырвал из клумбы цветы. Она возмущенно и «выдает» ему изрядную порцию шлепков. Малыш плачет.
Вопросы для родителей.
Проанализируйте поведение ребенка и матери: соответствует ли реакция матери поступку ребенка? Считаете ли вы поступок ребенка преднамеренным? Обоснуйте свое мнение. Каковы могли быть причины описанного поступка двухлетнего малыша?
Важно подчеркнуть
В данном случае ребенок расплачивается за запоздалое открытие ему понятий дозволенного и запретного. Матери следовало строго, но спокойно сказать сыну: «На клумбах нельзя рвать цветы. (Интонацией выделить слово «нельзя», возможно, повторить это слово несколько раз.) На цветы могут смотреть многие, любоваться, когда они растут на клумбах». Родителям надо объяснить, что маленькие дети часто действуют по первому импульсу: увидел – понравилось - взял. Они еще не способны к волевым усилиям, а значит, не могут самостоятельно отказываться от желаемого. Взрослые должны учить детей поступать правильно, разъясняя что можно делать, а что нельзя.
Уважаемые коллеги, я надеюсь, что данная информация пригодится для проведения с родителями собраний, заседания "круглого стола". Спасибо за внимание.