Приложение МААМ

Родительское собрание в группе компенсирующей направленности «Особенности и проблемы речевого развития у детей с ТНР»

Любовь Терещенко
Родительское собрание в группе компенсирующей направленности «Особенности и проблемы речевого развития у детей с ТНР»
▼ Скачать + Заказать документы

Родительское собрание

в группе компенсирующей направленности по теме

«Особенности и проблемы речевого развития у детей с ТНР»

Публикация «Родительское собрание в группе компенсирующей направленности „Особенности и проблемы речевого развития у детей с ТНР“» размещена в разделах

Цель: повышение родительской компетентности в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста, установление партнёрских отношений с семьёй каждого воспитанника.

Задачи.

1. Познакомить родителей с некоторыми методами и приемами работы логопеда по коррекции и развитию речи и формирование у родителей практических умений в области взаимодействия с детьми.

2. Развивать интерес к познанию своего ребенка, содействовать активному взаимодействию с ним.

3. Акцентировать внимание родителей на важности и значимости их участия, помощи в коррекционной работе, эмоциональное сближение всех участников образовательного процесса, организация их общения.

Оборудование.

– Памятка для родителей.

– Анкета для родителей.

- Стулья, расставленные полукругом, бумага, ручки, памятки, ноутбук, экран, презентация.

Подготовительная работа:

-оформление выставки дидактических игр, направленных на развитие речи дошкольников;

-изготовление памятки для родителей.

План проведения:

1. Введение.

2. Приветствие и представление.

3. Основные нарушения речи. Организация и содержание работы в группе компенсирующей направленности.

4. Анкета для родителей «Хорошо ли вы знаете своих детей».

5. Рекомендации.

6. Педагогические ситуации.

7. Влияние гаджетов.

Ход мероприятия.

1. Введение.

Слайд 1.

Дорогие родители! Мы рады вас видеть на нашем собрании. Тема нашего собрания «Особенности и проблемы речевого развития у детей с ТНР».

Слайд 2.

Познакомьтесь с содержанием собрания, которое вы видите на слайде.

Слайд 3.

Чтобы образовательный процесс был правильно организован, мы в своей работе опираемся на основные документы:

– Федеральный закон «Об образовании».

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС).

– СанПин 2.4.1.2660-10.

– Международная конвекция о правах ребенка.

С 1 сентября 2023 г. мы работаем по образовательной программе дошкольного образования, которая составлена на основе новой федеральной образовательной программы.

Может, вы знаете эти статьи закона РФ, но, думаю, не лишним будет напомнить вам о них:

Согласно ст. 18 Закона РФ об образовании,

- п. 1: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте.»,

- п. 2: «Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных учреждений».

Слайд 4.

2. Приветствие и представление.

Упражнение «Имя». (Упражнение направлено на создание положительной атмосферы в группе родителей, на поднятие их самооценки. Оно акцентирует внимание на ценности каждого родителя).

Педагог. Уважаемые родители! На собрании я рассчитываю на вашу поддержку и помощь, на взаимопонимание.

Предлагаю всем представиться – назвать свое имя и отчество.

Затем охарактеризуйте себя, подобрав слово на первые буквы своего имени и отчества.

Педагог называет свое имя и подбирает слова: «Меня зовут Любовь Валериевна – любознательна, воодушевлённая». «Меня зовут Марина Владимировна - мастерица, внимательна". «Меня зовут Фаиля Минигарифовна - фантазёрка, милосердная" (радушна, гармонична и т. д.

Слайд 5.

3. Основные нарушения речи. Организация и содержание работы в группе компенсирующей направленности.

Педагог: Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи.

Третья часть поступающих в первый класс детей имеет различные нарушения речи, которые впоследствии могут оказать негативное влияние на формирование письма и чтения.

Ознакомимся с основными из них:

1). Фонетическое недоразвитие речи. Оно проявляется особенно явно. Это нарушение произношения звуков.

В норме ребёнок должен говорить правильно все речевые звуки в 5 лет.

Если этого не происходит, необходимо принимать срочные меры и до начала школьного обучения научить ребёнка говорить все звуки правильно.

2). Дефекты звуковой стороны речи могут сопровождаться недоразвитием фонематического восприятия –слухового восприятия звуков речи. Этот дефект у ребёнка внешне проявляется в звуковых и слоговых заменах.

Фонематическое недоразвитие приводит к недоразвитию письма и чтения,, неуспеваемости.

3). И наибольшую тревогу вызывает такое положение, когда у будущего первоклассника недоразвитие фонетической стороны речи и фонематического восприятия сопровождается недостаточным запасом знаний об окружающем мире, бедностью словарного запаса, недоразвитием грамматической стороны речи (умения правильно строить предложения, недоразвитием связной речи. Такой дефект называется общим недоразвитием речи. Он сказывается не только на усвоении грамоты, но и на общей успешности обучения ребёнка в школе.

Мы:

- выполняем с детьми пальчиковую гимнастику,

- развиваем их память и внимание,

- учим детей пересказу,

- умению видеть главное в окружающих предметах и литературных текстах,

- умению правильно устанавливать последовательность событий и рассказывать о них.

Успешность коррекционно-воспитательной работы по преодолению речевых недостатков предполагает активное участие в нем родителей.

А чтобы эффективно помочь нашим деткам, надо о них всё знать.

Слайд 6

4. Анкета для родителей «Хорошо ли вы знаете своих детей»

Ну, а хорошо ли вы знаете своих деток, мы сейчас узнаем (на столе лежат листочки с вопросами) родители по очереди отвечают.

1. До скольки ваш ребенок может считать?

2. Может ли ваш ребенок различать правую, левую руку: правую, левую ногу? Как вы думаете?

3. На ваш взгляд, ваш ребенок ориентируется в частях суток?

4. Знает ли ваш ребенок адрес проживания?

5. Может ли ваш ребенок назвать любимую сказку, прочесть стихотворение?

6. Может ли ваш ребенок сочинять сам сказку?

7. Ваш ребенок умеет беречь живые объекты окружающего мира? Как он относится к живым рыбкам, растениям?

8. Как вы думаете, может ли ваш ребенок рассказать о желании приобрести в будущем определенную профессию?

9. Как вы думаете, ваш ребенок вежливый?

10. Как вы считаете, ваш ребенок может сравнить 2-3 предмета по величине? (больше – меньше, короче – длиннее.)

11. Как ведет себя ваш ребенок в гостях?

12. Может ли ваш ребенок правильно держать ножницы? Сможет вырезать из квадрата – круг, из прямоугольника – овал?

13. Что ваш ребенок больше всего любит рисовать и проявляет ли он интерес к этому виду деятельности?

14. У вашего ребенка есть интерес к лепке? На ваш взгляд? Что лепит дома?

15. Чем ваш ребенок информирует, придя из детского сада?

16. Интересуется ли ваш ребенок звуками речи? Слышит ли первый звук? Сможет придумать слово на заданный звук?

17. Сможет ли ваш ребенок сочувствовать обиженному и не соглашаться с действиями обидчика?

18. Может ли ваш ребенок определить положение предметов в пространстве по отношению к себе? (впереди – сзади, вверху – внизу).

Какими бы хорошими специалистами не были логопед и воспитатели, они не смогут без содействия родителей эффективно помочь ребенку.

Для того чтобы исправить речевой дефект, необходима упорная каждодневная работа, которая должна вестись как на логопедических занятиях, так и в домашних условиях.

Слайд 7.

5. Рекомендации.

Ваши детки стали старше, поэтому дома не надо относиться к детям, как к малышам, а наоборот привлекать к помощи по дому.

Учитывать те рекомендации, которые вам дают: закреплять навыки детей в лепке, рисовании, умении пользоваться ножницами.

Большое внимание прошу уделить Вас чтению художественной литературы. Это развивает слух, обогащает словарный запас, развивает речь, умение согласовывать прилагательные с существительными, умение правильно составить предложение. После прочтения произведения обязательно обсудите с ребенком прочитанное. Чтобы ребенок учился слушать и слышать.

На логопедических занятиях у ребенка формируется кратковременный навык правильной речи, который должен контролироваться со стороны окружающих ребенка взрослых и закрепляться в различных видах деятельности.

Родителям необходимо интересоваться ходом и результатами коррекционного процесса, обращаться за советом к специалисту по возникшим вопросам, проводить доступные в домашних условиях логопедические упражнения.

К тому же родители должны помнить о том, что речь взрослых является образцом для подражания ребенка, поэтому важно общаться с ребенком на правильном русском языке.

Самое главное, на что мы должны обратить внимание - это на безопасность ребё нка: дома, на улице. Здесь большую роль играют ситуативные беседы, которые необходимо проводить регулярно по поводу обращения с газовой плитой, с открытым огнём, напоминать о правилах поведения на улице, вблизи водоёмов.

-Кто, по-вашему является главным в воспитании детей? Их культуры, поведения, хороших манер?

Слайд 8.

- «Ваше собственное поведение - самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома», - говорит великий педагог Антон Макаренко.

Да, родители для детей - главный пример для подражания.

И в вопросах безопасности в том числе. Если вы будете переходить дорогу в неположенном месте, а ребёнка учить, что переходить её надо только по зебре, ребёнок также будет нарушать это правило.

Слайд 9.

6. Педагогические ситуации.

Предлагаем обсудить различные педагогические ситуации «Правильно ли?»

Слайд 10.

1) После утренника: «Юля, ты лучше всех танцевала и пела на утреннике!»

(Преувеличенная похвала.

Лучше сказать: «Сегодня ты пела действительно хорошо!»)

Слайд 11.

2) Маша, ты отлично убралась: игрушки на своих местах, кровать убрана.

(Правильно.

Перечислены конкретные поступки, которые заслуживают одобрения.)

Слайд 12.

3) Петя играл с другом в машинки. Пришла мама и сказала: «Какой ты сегодня молодец!»

(Неясная похвала.

Надо объяснить почему, например : «Я рада, что вы дружно играете!»)

Слайд 13.

4) «Ты у меня такой умница! Настоящий (щая) помощник (ца! Что бы мы без тебя делали?»

(Ребенка «захваливают».

Лучше сказать: «Ты много работал сегодня. Все сделал, как было надо!»)

Именно от того, насколько вы внимательны к своему ребенку, зависит то, каким он станет в будущем.

7. Влияние гаджетов.

Для успешного овладения чтением и письмом у детей

до начала обучения в школе должны быть

сформированы следующие компоненты речи :

Правильное произношение звуков речи и четкое различение звуков речи на слух, является необходимым условием для освоения письма.

- четко и внятно произносить слова и фразы со сложной звуковой и слоговой наполняемостью (например : мотоциклист, регулировщик, термометр);

- говорить громко или тихо, или даже шепотом, в зависимости от ситуации;

- изменять темп речи с учетом содержания высказывания.

Как правило, незначительные нарушения звуковой стороны речи не сказываются на успешности дальнейшего обучения.

Письмо является отражением устной речи. Ребенок пишет так, как проговаривает. На письме могут появиться замены и пропуски букв, соответствующие заменам и пропускам звуков в устной речи (шуба – «суба», жук – «зук», звезда – «зведа», рыба – «лыба»).

Не усвоение данных навыков может привести к появлению интонационных ошибок при чтении.

Дети должны уметь:

- делить предложения на слова;

- делить слова на слоги;

- уметь выделять все звуки в словах;

- устанавливать последовательность звуков в слове.

Если дети не научаться это делать, то возможны следующие ошибки:

- слитное написание слов, особенно предлогов с другими словами; раздельное написание слов, особенно приставок и корней (в доме – «вдоме», наступила – «на ступила»);

- пропуски, перестановки, добавления слогов (комната-«кота», печенье-«чепенье», паровоз-«павороз», бабушка – «бабабушка»);

- пропуски согласных при их стечении; пропуски гласных, добавления букв (поросенок – «просенок», трава – «тарава»);

- перестановки букв (комната – «конмата»).

Дети должны уметь:

- точно подбирать слова;

- ясно выражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое;

- дифференцировать обозначения предметов (например : «автомобиль легковой и грузовой, а не просто автомобиль», «обувь зимняя и летняя»);

- употреблять сложные слова (например : длинноногий);

- пользоваться эпитетами (например : чистое поле);

- подбирать метафоры (например : туча комаров);

- использовать слова и фразы с переносным значением (например : сломя голову);

- подбирать синонимы (например : храбрый – смелый – отважный).

Недоразвитие этой стороны речи влияет на понимание прочитанного, даже при технически правильном чтении. Такие дети с трудом осознают значение прочитанных слов, предложений, текста. Особенные трудности вызывают метафоры и сравнения.

У детей должны быть сформированы навыки словоизменения и словообразования:

а) Навыки словоизменения: Дети должны уметь:

- изменять существительные по падежам и числам (например : санки, на санках);

- употреблять различные предлоги;

- согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже ( н-р: голубое полотенце);

- согласовывать существительные с числительными (например : один карандаш, два, пять карандашей);

- правильно употреблять глаголы (например : бегу, бежишь, бежит, бежим, бегите, бежал, побежит и т. п.).

Если они не будут сформированы, то в школе можно наблюдать аграмматизмы на письме и при чтении, проявляющиеся в искажении слов:

- ошибки в падежных окончаниях и при изменении числа существительных (у Бори – «у Боре», много деревьев – «много деревов», на санках – «на санков»);

- пропуски, замены предлогов (над столом – «на столом», пошли в лес – «пошли лес»);

- ошибки согласования (белый дом – «бела дом», «пять вишен – «пять вишнев», голубое полотенце – «голубая полотенце»).

б) Навыки словообразования: Дети должны уметь:

- образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов (например : глаза – глазки – глазищи);

- образовывать глаголы с помощью приставок (например : шел – вышел – перешел – обошел);

- образовывать название детенышей животных;

- образовывать относительные и притяжательные прилагательные от существительных (например : малина – малиновое, лиса – лисья).

Если у первоклассника не сформированы навыки словообразования, то при письме могут наблюдаться:

- замены суффиксов (козлята – «козленки»);

- замены приставок (захлестнула – «нахлестнула»).

Могут наблюдаться трудности конструирования сложных предложений, пропуски членов предложений, нарушения последовательности слов в предложении.

Может нарушаться самостоятельная письменная речь.

Связная речь.

Дети должны уметь:

- свободно общаться с взрослыми и сверстниками;

- поддерживать разговор на темы, доступные возрасту;

- рассказывать о пережитых событиях;

- пересказывать содержание сказки, рассказа;

- описывать окружающие предметы;

- раскрывать содержание картины, некоторых явлениях окружающей действительности.

Нарушение самостоятельной связной речи может выражаться в трудностях пересказа, в составлении рассказа, в написании сочинений и изложений.

Таким образом, хорошо развитая речь первоклассника служит средством успешного обучения не только по письму и чтению, но по другим предметам в школе.

Перечисленные выше особенности устной речи будущих первоклассников с нарушениями свидетельствуют о том, что без целенаправленной логопедической работы по исправлению недостатков в развитии всех компонентов речи, детям будет трудно усваивать школьную программу по русскому языку, у них может возникнуть негативное отношение к учебе.

Публикации по теме:

Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста «Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура).

Родительское собрание в форме деловой игры «Особенности развития детей пятого года жизни и основные задачи воспитания»Родительское собрание в форме деловой игры «Особенности развития детей пятого года жизни и основные задачи воспитания» Цель: повышение педагогической культуры родителей по вопросу развития детей пятого года жизни, активизировать мыслительную деятельность.

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Особенности коррекционно-профилактической деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с НОДАОсобенности коррекционно-профилактической деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с НОДА Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №15 «Дюймовочка» Старооскольского городского округа Особенности.

Родительское собрание «Один день в детском саду. Проблемы и их решение» (средняя группа)Родительское собрание «Один день в детском саду. Проблемы и их решение» (средняя группа) Уважаемые коллеги, хочется рассказать Вам о последнем родительском собрании, проведённым на днях. Многие трудности в работе воспитателя.

Родительское собрание «Почемучки. Взаимодействие речевого и интеллектуального развития детей» Родительское собрание на тему: «Почемучки». Взаимодействие речевого и интеллектуального развития детей. Круглый стол для родителей детей.

Родительское собрание в разновозрастной группе компенсирующей направленности «Наш родной Тихорецк» Родительское собрание в разновозрастной группе компенсирующей направленности «Наш родной Тихорецк». Зеликова Валентина Цель: достижение.

Родительское собрание в старшей группе «Возрастные особенности детей 5–6 лет» Цели: расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год; повышение педагогической.

Родительское собрание в старшей группе «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста» Родительское собрание в старшей группе «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста». Организационное собрание. Тема: «Возрастные.

Родительское собрание «Возрастные особенности детей пятого года жизни» Цели:повышение педагогической культуры родителей. Знакомство с возрастными особенностями детей 4-5 лет;знакомить родителей с задачами и особенностями.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Родительское собрание в группе компенсирующей направленности «Особенности и проблемы речевого развития у детей с ТНР»
Опубликовано: 21 января 2024 в 11:55
+111Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Родительское собрание в группе компенсирующей направленности «Особенности и проблемы речевого развития у детей с ТНР»» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Терещенко (УИ 90425) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 38.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД