Наталья Яненко
Родительское собрание в форме викторины «Экология и мы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Повышение уровня экологической компетентности родителей; формирование правил экологически грамотного взаимодействия с окружающей средой; повышение роли семьи в воспитании у детей любви к природе.
Задачи:
- способствовать повышению роли семьи в воспитании у детей любви к природе;
- формировать правила экологически грамотного взаимодействия с окружающей средой;
Публикация «Родительское собрание в форме викторины „Экология и мы“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Родительские собрания в детском саду
- Экологические викторины. Знатоки природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- представить родителям достигнутые успехи в развитии экологического воспитания детей;
- вовлекать родителей в работу группы и детского сада по формированию экологической культуры дошкольников;
- развивать навыки правильно оценивать свои поступки и поступки окружающих с точки зрения экологии.
Форма проведения : Викторина
Участники: воспитатели группы, родители.
Подготовительный этап:
1. Выбор темы собрания.
2. Определение цели и задач.
3. Определение формы родительского собрания.
4. Изучение литературы.
5. Разработка сценария.
6. Анкетирование родителей на предмет осведомленности в данном вопросе.
7. Подготовить памятки для родителей «Правила друзей природы».
8. Консультации «Экологическое воспитание дошкольников»; «Правила поведения в природе».
9. Конкурс детских рисунков «Мы защитники природы».
10. Оформление выставки книг, журналов, дидактических игр.
11. Пригласить родителей на собрание.
Оборудование:
- интерактивная доска
-ноутбук
- музыкальный центр
- волшебный мешочек с вопросами
- ромашка с загадками
- презентация «Экологические задачи»
Ход собрания:
Вводная часть:
Воспитатель: Добрый вечер уважаемые родители! Спасибо вам, что вы нашли время и пришли на родительское собрание.
Одной из годовых задач нашего детского сада является экологическое воспитание дошкольника и тема нашего собрания «Знатоки природы»
Президент России В. В. Путин подписал указ, что 2017 год будет годом экологии в России.
Эта тема очень актуальна в наше время, так как деятельность людей порой губительно влияет на окружающую среду, животный и растительный мир. Ведь только совместными усилиями семьи и детского сада мы можем добиться определенных результатов в процессе экологического воспитания наших детей.
Экологическое воспитание занимает одно из важных мест в системе дошкольного образования. Учитывая возрастные особенности дошкольников, экологическое воспитание детей в детском саду строится на игровой основе, с большим включением разных видов игр.
Начинать экологическое воспитание целесообразно с раннего детства.
Уважаемые родители, как вы понимаете, что такое экологическое воспитание? (ответы родителей)
Экологическое воспитание — это и есть познание живого, которое окружает ребенка, в своей среде обитания, и наша главная задача, научить их охранять и беречь то, что они видят.
Привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию общения с природой, познанию мира растений и животных, мы, взрослые, способствуем активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие. Эти черты, заложенные в детстве, прочно войдут в характер человека, станут его основой.
В своей работе мы используем наглядные, словесные, и практические методы, и приёмы, для формирования у детей среднего возраста бережного отношения к природе. (приложение №1, презентация)
Основная часть:
А сейчас мы Вам предлагаем побыть немного детьми и посоревноваться друг с другом в области экологического воспитания, разделившись на 2 команды. Учитываться буду правильность и быстрота ответов.
Итак, начинаем игру!
1. Конкурс «Знаете ли вы?»
(родители достают из мешочка по очереди вопросы читают и отвечают на вопросы,
1. Какую птицу называют лесным барабанщиком? (дятла)
2. Как называется дом, который люди строят для пчел? (улей)
3. Кто в лесу без топоров строит избу, без углов? (Муравьи) .
4. Где у кузнечика уши? (на ногах)
5. Какая птица питается насекомыми на лету? (ласточка)
6. Кто кукует у кукушки? (самец)
7. Любимое лакомство диких кабанов? (желуди)
8. Любимая героиня многих русских народных сказок, умная, хитрая, кого угодно проведет? (лиса)
9. Какой гриб носит название животного? (лисичка)
10. Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (кукушка)
11. Какая птица охотится ночью? (Сова)
12. Что относится к живой природе? (человек, растения, животные, грибы, микробы)
13. Что относится к неживой природе? (солнце, воздух, вода, камни)
14. Какое хвойное дерево сбрасывает листву на зиму? (лиственница)
15. Кто был зимой белый, а летом серый? (заяц)
16. Какие лесные растения могут заменить мясо? (грибы – белые и шампиньоны наиболее питательные)
17. У каких деревьев осенью листья красные? (Рябина, клен.)
18. Что делает ёж зимой?
19. Что ест зимой жаба? (Ничего не ест, она спит.)
20. Какое дерево называют прадедом прадедов? (Дуб.)
21. Лесной петух. (Глухарь.)
Воспитатель: Вы прекрасно справились с заданием, и я предлагаю вам продолжить.
2. Конкурс «Я начну, а ты продолжи».
Воспитатель - 1
1 команда
- У дуба желуди, а у сосны (шишки)
- Береза кудрявая, а сосна (колючая)
- У рябины листочки, а у сосны (иголки)
Воспитатель - 2
2 команда
- Осенью береза стоит золотая, а сосна (зеленая)
- Осина зимой стоит без листьев, а сосна… (в иголках)
- На яблоне растут яблоки, а на дубе… (желуди)
3 конкурс «Погода по приметам»
Воспитатель:Каждого человека интересует, какая погода будет завтра, послезавтра, через неделю. Однако синоптики довольно часто ошибаются. Но на нашей планете есть существа, которые без всяких расчетов в состоянии предсказать погоду.
Прогнозирование погоды.
Назовите приметы, какие вы знаете. Называем по очереди:
• Собака свертывается и лежит калачиком (наступят холода) .
• Когда цветет черемуха (к холоду, заморозкам) .
• Лягушки вечером громко квакают (будет теплая погода) .
• Воробьи купаются в пыли или в луже (будет дождь) .
• Паук усиленно плетет паутину (к сухой погоде) .
• Стрижи, ласточки низко летают (дождь предвещают) .
• Ворон каркает к… (дождю)
• Ласточки летают низко над землей – к (дождю) .
• Обильная роса утром – погода днем будет (хорошая)
• Воробьи купаются в пыли или в луже - … (будет дождь) .
• Если мошкара вьется кругами – к. (хорошей) погоде, лезет – в лицо – к (дождю) .
• Идет дождь, и на лужах пузырьки – о чем это говорит? (дождь будет идти долго) .
• Воробьи веселы, подвижны и драчливы – к хорошей погоде.
• Вороны часто кричат – к непогоде.
• Снегирь за окном зимой чирикает – к оттепели.
• Вороны и галки садятся на полдень носами – к теплу.
• Если на ночевку ворона устраивается в нижних частях дерева – ночью или утром жди ненастья.
• Птица хохлится – к непогоде.
• Воробьи утепляют свои укрытия – через несколько дней наступят сильные морозы.
• Вороны и галки вьются в воздухе – перед снегом, садятся на снег – к оттепели, садятся на верхушки деревьев – к морозу.
• Дятел рано стучит, еще в январе – к ранней весне.
• Синичка с утра начинает пищать – ожидай ночью мороз.
Молодцы! И так мы продолжаем
4. Конкурс. «Ромашка»
Родителям предлагается лепестки ромашки, на лепестках размещены загадки о явлениях природы, ваша задача поочередно брать лепестки и загадывать соперникам загадку если правильно, то мы прикрепляем лепесток к серединке ромашки.
Загадки:
1. Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжёт,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печёт? (солнце)
2. Что с земли не подымешь (Тень)
3. Ежегодно приходят к нам гости:
один седой, другой молодой,
третий скачет, четвертый плачет, (времена года)
4. Кто поляны белит белым
и на стенах пишет мелом,
Шьёт пуховые перины,
Разукрасил все витрины (мороз)
5. В белом бархате деревня,
и заборы, и деревья.
А как ветер нападет,
этот бархат опадет. (иней)
6. Без крыльев летят,
Без ног бегут,
Без паруса плывут. (облака)
7. Белые цветочки
Вечером расцветают,
А утром увядают. (Звезды)
8. Что за чудо-красота!
Расписные ворота
Появились на пути.
В них ни въехать, ни войти. (Радуга)
5. Конкурс Лесная аптека».
Воспитатель: Лес, как сказочное царство, там кругом растут лекарства. В каждой травке, в каждой ветке – и микстура, и таблетки. Нужно только не лениться, нужно только научиться. Находить в лесу растения, что пригодны для лечения! Для Вас, уважаемые родители, загадки о лекарственных растениях. Отгадайте их и назовите, для чего принимают эти растения в лечебных целях. Обратите внимание на столе лежать цветы с загадками о лекарственных растениях, вы берете по одному цветку и отгадываете загадку и рассказываете для чего принимают эти растения в лечебных целях.
1. Ты растение не тронь – жжется больно, как огонь (Крапива, отваром моют голову, а также она останавливает кровь) .
2. Путник часто ранит ноги — вот и лекарь у дороги. (Подорожник, лечит ранки, порезы; применяется при желудочных болезнях) .
3. Белая корзинка, золотое донце. (Ромашка, используется для полоскания горла при ангине; ополаскивают волосы) .
4. Капля сочного нектара и душиста, и сладка. От простуды излечиться вам поможет… (Медуница)
5. Где-то в чаще дремучей есть волшебная аптека. Там красные таблетки развешаны на ветке. (Шиповник, укрепляет иммунитет) .
6. Летом рад я свежей ягоде медвежьей, а сушеная в запас от простуды лечит нас. (малина)
5. Конкурс «Экологические задачи»
(Презентация слайды) Воспитатель.
1. Оля была в лесу с родителями и ей очень понравились весенние ландыши, они были такие красивые, с белыми головками на тонком стебельке, как колокольчики. Их было видимо – невидимо, целая поляна. Оля собрала большой красивый букет ландышей. Скажите, можно ли рвать большие букеты?
Вывод: Нельзя, так как мы уничтожаем природу, в цветах есть нектар для бабочек и пчел. (Тем более нельзя рвать ландыши, они занесены в Красную книгу, как лекарственное растение)
2. Ребята в лесу поймали ежика. Он был такой забавный и любопытный, а когда пугался, то сворачивался клубочком, выставляя колючки. Они решили принести ежика домой: «Пусть живет у нас, а потом отпустим обратно в лес». А вы взяли бы ежика домой? Можно ли это делать?
Вывод: Нельзя забирать диких животных из леса домой, так как они разучатся заботиться о себе сами, добывать пищу и когда снова попадут в лес, то могут даже погибнуть.
3. Коля играл и увидел бабочек. Он взял сачок, стал их ловить и садить в банку.
-Нельзя ловить бабочек, -сказал Витя.
-От них, все равно, никакой пользы - ответил Коля. Кто из мальчиков был прав?
Вывод: Ловить и уничтожать бабочек нельзя, так как бабочка не только красивое, но и полезное насекомое. Она ловит в воздухе мух, комаров, мошек, которыми питается. Убивая «ненужных», по нашему мнению, насекомых, мы нарушаем экологическое равновесие.
4. В воскресенье Катя с мамой вышли на прогулку в парк. На клумбе росли цвели цветы, пели птицы. Катя увидела большие красивые тюльпаны и захотела нарвать букет, но мама ей не разрешила. Почему?
Вывод: Тюльпаны - краса клумбы. Много людей приходит и все любуются ими. К тому же, в чашечках тюльпанов прячутся на ночь и в непогоду маленькие насекомые, если срывать цветы, насекомые останутся без домиков.
8 Конкурс творческий. «Создайте поделку»
Необходимо из природных материалов сделать сюжетную композицию.
Воспитатель: На этом наша викторина закончена.
Умные, умелые
Задорные и смелые
Викторину мы поиграли
Свои знания показали
Вы показали отличные знания, но в каждых соревнованиях есть свои победители. Сегодня победителем стала команда (Дружба)
Вот и закончилось наше родительское собрание, я думаю, вы с удовольствием окунулись в мир детства. Будем рады, если вы нашли для себя что-то интересное, познавательное, если у вас появилось желание больше узнавать о природе, об ее чудесах и загадках.
Хочется еще раз отметить, что воспитание и образование ребенка — это самое главное занятие родителей, а природа вам в этом поможет.
Заключительный этап:Итог собрания.
1. Считать воспитание у детей любви к природе важным направлением совместной деятельности педагогов и родителей;
2. Изготовить на участок кормушки;
3. Принять участие в акции «Берегите елочку»
4. Изготовить книжку – малышку «Экологическая сказка»
5. Весной на участке посадить кустарник – Пузыреплодник;
6. Пополнить экологическую грядку новыми лекарственными растениями;
7. Приобрести в группу дидактические игры по экологическому воспитанию.