Татьяна Семенова
Родительское собрание в старшей группе «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»
Родительское собрание в форме устного журнала
«Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»
(Родители за неделю получают пригласительные, с элементами аппликации изготовленные детьми)
Публикация «Родительское собрание в старшей группе „Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Старшая группа
- Темочки
(на собрании представлена выставка детских работ «Радость творчества»; выставка доступных материалов с помощью которых можно делать аппликацию; памятки: «Занимайтесь аппликацией вместе»; …)
Форма: «Устный журнал»
Ход собрания : Здравствуйте уважаемые родители. Мы рады приветствовать вас, и надеемся, что наша встреча будет полезной и плодотворной. В начале нашего собрания я предлагаю выполнить упражнение «Волшебный клубочек». (родители встают в круг).У нас есть общие цели – вырастить гармонично развитых детей! Из рук в руки передается клубок. У Вас есть возможность назвать одно самое важное качество, которым должен обладать Ваш ребенок и которое Вы хотели бы сформировать. При произнесении этого качества предлагаю сделать виток нити вокруг пальца на руке и передать клубочек следующему родителю. Клубок совершает полный круг до ведущего. Сейчас мы с Вами связаны одной нитью, целью. И в наших общих силах вырастить детей умными, добрыми, жизнерадостными, любознательными, активными, здоровыми (ведущий перечисляет качества, которые определили родители). А теперь давайте представим ситуацию, в которой вы сознательно или неосознанно отделились от общих целей (ведущий подходит к одному или нескольким родителям и отделяет их нить от других ножницами). В таких обстоятельствах Ваш ребенок будет только активным, а Ваш – лишь старательным. А ведь в начале нашей встречи мы говорили о гармонично развитых детях.
Хочется отметить, что только сплоченный коллектив может добиться покорения многих вершин и побед! Сплочение – это возможность для команды стать единым целым для достижений конкретных целей и задач.
Сегодня мы собрались с вами, чтобы вместе полистать страницы устного журнала, который мы назвали «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада». Для начала я вам предлагаю вместе изучить содержание журнала:
В номере:
• 1 страница – «Домашнее задание» Реализация решения прошлого собрания (фотоальбом)- представит воспитатель Горемыко Н. Н.
• 2 страница – «Наши будни и праздники» (презентация-фотоотчет)
• 3 страница – Это интересно: «Здоровьесберегающие технологии здоровьесберегающие технологии в логопедической практике» - учитель-логопед Трубникова И. В. (практикум)
• 4 страница – «Художественное творчество как средство развития мелкой моторики и речи» (Творческая мастерская)- воспитатель Семенова Т. В.
1 страница «Домашнее задание» Реализация решения прошлого собрания (видеофильм).
2 страница «Наши будни и праздники» (презентация-фотоотчет)
Так незаметно пролетел учебный год, за это время наши ребята стали взрослее многое узнали, многому научились. Сегодня мы подведём итоги, проанализируем проделанную работу за весь год. Вспомним, где участвовали наши дети и вы уважаемые родители. (ПРЕЗЕНТАЦИЯ- ФОТООТЧЕТ)
Вот так проходили наши будние и праздничные дни в детском саду. Дети очень активные, творческие, трудолюбивые, умелые. И всё это дорогие наши родители благодаря нашей с вами сплоченной команде. Благодаря вашей любви, заботе и хорошему воспитанию в вашей семье. Но это не все мероприятия, остальные мы с вами посмотрим чуть позже.
3 страница – Это интересно: «Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике» - учитель-логопед Трубникова И. В.
Сохранение здоровья детей в процессе обучения – одна из приоритетных задач педагогики. Формирование здорового образа жизни должно начинаться как дома так и в детском саду.
Сохранение и укрепление здоровья на занятиях особенно важны для детей с нарушениями речи, поскольку они соматически ослаблены, Многие дети имеют повышенную утомляемость, быструю истощаемость и лабильность эмоциональной сферы. Таким образом, здоровьесберегающие технологии в логопедической работе позволяют значительно улучшить результативность коррекционной работы, разнообразить приемы и методы логопедического воздействия и способствовать оздоровлению детей, ведь качественное развитие, обучение и воспитание детей невозможно без внимания к сохранению и укреплению здоровья.
Поэтому в течение всего учебного года в свою работу я включаю здоровьесберегающие технологии.
Подбор элементов различных здоровьесберегающих технологий зависит от возрастных и психофизиологических особенностей детей. Некоторые здоровьесберегающие технологии направлены на развитие дыхания, необходимы для дальнейшей работы над коррекцией звукопроизношения, а такие упражнения, как пальчиковая гимнастика, способствуют не только формированию мелких движений и координации руки, но и позитивно влияют на развитие интеллекта детей.
Постепенное включение в каждое занятие различных видов технологий (массажа, динамических и оздоровительных пауз, пальчиковых игр, артикуляционной гимнастики, гимнастики для глаз) создает необходимую атмосферу, снижающую напряжение и позволяющую использовать все время занятия более эффективно. Вот некоторые современные здоровьесберегающие технологии, которые могут быть использованы вами и дома.
Артикуляционная гимнастика - помогает выработке полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата; -учит объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков; -являются основой формирования речевых звуков и коррекции нарушения звукопроизношения. К сожалению, ежедневные занятия гимнастикой, снижают интерес детей к этому процессу, что, в свою очередь, приводит к уменьшению эффективности выполнения артикуляционных упражнений. Поэтому, моё обращение к нестандартному выполнению артикуляционной гимнастики с использованием биоэнергопластики
Под этим красивым словом понимается сопряженная гимнастика для языка и кистей рук под сопровождение стихотворного текста или упражнения объединены в единый сюжет.
- является новым и интересным направлением работы по развитию речи детей и включает в себя три понятия:
- био – человек - энергия – сила, - пластика- движение.
Биоэнергопастика направлена на совместные движения рук и артикуляционного аппарата, что способствует активизации естественного распределения биоэнергии в организме. Благодаря упражнениям на развитие биоэнергопластики у ребенка улучшается кровообращение, при этом укрепляются мышцы лица, развивается мелкая моторика рук и соответственно речь.
Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.
Цель: развитие координации движений, развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть или губы.
Упражнение:
«Дятел»
Тук-тук-тук,
Тук-тук-тук,
Раздаётся чей-то стук.
На первую строчку – постучать кулачком правой руки по раскрытой ладони левой, на вторую – наоборот, постучать кулачком левой руки по раскрытой ладони правой. Напряжённым кончиком языка постучать в верхние резцы, отчётливо произнося звук «д-д-д-д»
Это дятел на сосне
Соединить все пальцы правой руки, изображая клюв дятла, левую руку поднять, пальцы развести в стороны, изображая дерево. Напряжённым кончиком языка постучать в верхние резцы, многократно и отчётливо произнося «д-д-д-д»
Долбит клювом по коре.
Дыхательная гимнастика
Большие возможности в здоровьесбережении детей предоставляет дыхательная гимнастика.
Александра Николаевна Стрельникова утверждала: «Люди плохо дышат, говорят, кричат и поют, потому что болеют, а болеют потому что не умеют правильно дышать. Научите их этому – и болезнь отступит».
Дыхательные упражнения играют большую роль в воспитании правильной речи. Они развивают продолжительный, равномерный выдох, формируют сильную воздушную струю, тренируют умение экономно расходовать воздух в процессе речи с учетом его добора, тренируют ситуативную фразовую речь. Упражнения дыхательной гимнастики направлены на закрепление навыков диафрагмально – речевого дыхания (оно считается наиболее правильным типом дыхания). Ведётся работа над развитием силы, плавности, длительности выдоха. Кроме оздоровительного значения, выработка правильного дыхания необходима для коррекции звукопроизношения.
При выполнении дыхательной гимнастики решаются оздоровительные задачи:
- насыщение организма кислородом
- улучшение обменных процессов
- нормализация психо-эмоционального состояния
- повышение иммунитета
Хочу вас познакомить и обучить некоторым игровым приёмам
дыхательной гимнастики. Дыхательные упражнения проводятся со стихотворным и музыкальным сопровождениям. Я предлагаю один из многих комплексов упражнений, который можно проводить с детьми:
«ЧАСИКИ»
Часики вперёд идут,
За собою нас ведут.
И. п. - стоя, ноги слегка расставить.
1- взмах руками вперёд «тик» (вдох)
2- взмах руками назад «так» (выдох)
«ПЕТУШОК»
Крыльями взмахнул петух,
Всех нас разбудил он вдруг.
Встать прямо, ноги слегка расставить,
руки в стороны-(вдох, а затем хлопнуть
ими по бёдрам, выдыхая произносить «ку-ка-ре-ку»
повторить 5-6 раз.
Упражнение «большая - маленькая»—
В море водятся разные рыбы, большие и маленькие. Представим, что мы рыбки. Глубоко вдохнём, а на выдохе встанем на носочки и поднимем руки. Тянемся всем телом вверх и произносим: «Какая я большая рыбка!». Медленно вдыхаем, а затем со звуком «ух» приседаем, обхватываем руками колени, опускаем голову и произносим: «Какая я маленькая рыбка!»
Следующий метод, с которым я вас познакомлю, Су - Джок терапия.
Су - Джок терапия – это последнее достижение восточной медицины. В переводе с корейского языка Су – кисть, Джок – стопа. Су Джок –терапия оказывает воздействие на биоэнергитические точки с целью активизации защитных функций организма и направлена на воздействие зон коры головного мозга с целью профилактики речевых нарушений.
Сейчас мы выполним массаж пальцев рук «Су-Джок» он будет представлен в стихотворной форме. Данный массаж выполняется специальным массажным шариком. Я буду проговаривать текст, и показывать движения, а вы повторяйте за мной.
Катится колючий ёжик, нет ни головы ни ножек
По ладошке бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.
(катаем шарик слегка сжимая ладонями прямыми движениями между ладонями)
Мне по пальчикам бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.
Бегает туда-сюда, мне щекотно, да, да, да.
(движения по пальцам)
Уходи колючий ёж в тёмный лес, где ты живёшь!
(кладём в ладонь шарик и берём подушечками пальцев)
Я мячом круги катаю,
Взад - вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Спасибо, молодцы, у вас получилось. Цель массажа: воздействовать на биологически активные точки по системе Су - Джок, стимулируя речевые зоны коры головного мозга.
методом - Кинезиология.
Кинезиология – наука о развитии головного мозга через определённые двигательные упражнения. Основателями кинезиологии являются американские педагоги, доктора наук Пол и Гейл Деннисоны.
Как справедливо заметил Мишель де Монтель мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный.
Секрет красоты и молодости Клеопатры заключался в том, что она на протяжении всей жизни использовала кинезиологические упражнения, за счет которых поддерживала свой мозг в активном состоянии.
Эти упражнения активизируют все мозговые процессы – память, мышление, быстроту реакции, что в свою очередь способствует более эффективному освоению нового материала.
В своей работе я применяю упражнения Аллы Леонидовны Сиротюк такие как: "Колечко", "Кулак-ребро-кулак", "Ухо-нос" и т. д.
Упражнение с родителями :
«Кулак-ребро-ладонь»
«Кулак-ребро-ладонь» - четыре положения руки на плоскости последовательно сменяют друг друга. Выполняется сначала правой рукой, затем левой рукой. Затем двумя руками одновременно.
Ладошки вверх,
Ладошки вниз,
А теперь их на бочок-
И зажали в кулачок.
Релаксационная гимнастика – снимает психическое и физическое
напряжение. Проводится в любое время в течение дня.
Продолжительность 1
– 7 минут.
Пример (Дети стоят, спина и руки расслаблены, голова опущена)
Закройте глаза и слушайте мой голос.
Представьте, что вы находитесь под небольшим водопадом. Небо светло –
голубое. Воздух свежий. Вода чистая и прохладная. Она мягко струится по
спине, стекает с ног и продолжает свой путь дальше.
Постойте немного под водопадом, позволяя воде омывать вас и уносить
прочь.
Надеюсь, что информация, полученная сегодня, будет полезна вам в ваших начинаниях. Будьте помощником своему ребенку, будьте рядом!
4 страница – «Художественное творчество как средство развития мелкой моторики рук и речи»
(Творческая мастерская)- воспитатель Семенова Т. В.
И следующая страница будет посвящена развитию речи с помощью художественного творчества. Как уже сказала Ирина Владимировна, что
уже давно исследователи выяснили, что центры головного мозга, отвечающие за речевые функции, связаны с рукой. И поэтому все монипуляции с руками развивают речь. Художественное творчество очень разнообразно, сегодня мы с вами поговорим об одном ее виде -это аппликации. Я приглашаю вас в творческую мастерскую.
Сначала мы бы хотели показать вам, какие мероприятия были проведены с детьми и родителями с использованием аппликации и рассказать, какое положительное влияние оказывает данный вид деятельности на развитие детей дошкольного возраста (Продолжение презентации-фотоотчет)
Аппликация для детей может стать очень интересным и развивающим занятием. Давайте проанализируем с вами заполненные вами анкеты.
1. Занимаетесь ли вы с ребенком дома аппликацией?
1. Да- 6 2. Нет-4 3. Иногда-2 4. Очень редко-1
2. Имеется ли дома необходимые материалы и место для организации аппликации?
1. Да -9 2. Нет-2
3. Соответствует ли материал для аппликации возрасту ребенка?
1. Да -8 2. Затрудняюсь ответить-1
4. Умеет ли ваш ребенок держать правильно ножницы и управлять ими?
1. Да-8 2. Нет-2 3. затрудняюсь ответить-2
5. Знаете ли вы темы для аппликации со своим ребенком?
1. Да
(Назовите несколько).
6. Хотели бы вы узнать больше информации про аппликацию и что можно делать с ребенком дома?
1. Да-все
Да действительно, аппликацией родители занимаются с детьми гораздо реже, чем просто рисование карандашами или красками. Ведь это гораздо проще, нужно взять всего-то карандаши или кисть и бумагу. А для занятий аппликациями нужно заранее подготовиться - придумать сюжет и сделать заготовки из бумаги.
Но зато аппликация решает много задач:
• Поможет в развитии эстетического вкуса и художественного воображения;
• Разовьет конструкторское мышление – собрать целое из кусочков;
• Разовьет тактильные ощущения и моторику, лучше использовать для таких аппликаций не только бумагу, но и кусочки ткани, соломку, крупы, сухоцветы и т. д. ;
• Поможет в изучении цветов и форм;
• Ребенок узнает на практике понятие слова "технология" - Ведь чтобы получить результат нужно сперва потрудиться и сделать определенные действия - вырезать ножницами фигурку, намазать ее клеем, приклеить в определенное место, посыпать крупой, раскатать и прилепить пластилин.
• Активизирует речь.
Ну а сейчас я вас приглашаю на нашу выставку, где мы постарались представить вам разнообразные виды аппликаций.
А сейчас я прошу вас пройти за столы.
В действительности аппликацию делать совсем не сложно, и подготовиться можно за несколько минут, а можно и в процессе занятия с ребенком.
- Как вы думаете, каким образом можно организовать рабочее место для занятий аппликацией в домашних условиях с детьми дошкольного возраста?
(рабочее место должно быть хорошо освещено, должно иметь ровную поверхность, оно должно быть постоянным; если вы занимаетесь за столом, то высота стола должна соответствовать его росту; стол целесообразно расположить таким образом, чтобы вы не боялись за испорченные обои, мебель, ведь ребёнок может быть увлечён делом и, нечаянно капнуть на новые обои или заляпать стол, одежду; во избежание нежелательных моментов у ребёнка должен быть рабочий фартук, клеёнка).
- Какие правила, на ваш взгляд, необходимо выполнять, чтобы деятельность приносила результат?
(заниматься с ребёнком только в том случае, если у ребёнка и у родителей хорошее настроение, самочувствие и если есть искреннее желание помочь ребёнку в развитии его способностей; запастись терпением; поощрять ребёнка за малейшие достижения; помогать ребёнку в случае затруднений).
Как только материал готов, можно приступать к занятиям. Но непременное условие - Вы и Ваш ребёнок должны быть в хорошем настроении. Для начала предложите ребёнку размять ладошки, пальчики.
Здесь Вам могут помочь пальчиковые игры или следующие упражнения.
"Весёлые брызги" - встряхивание и расслабление кистей рук в различном ритме, имитирующие разбрызгивание капель воды.
"Пальчики стучат" - выстукивание пальчиками одновременно всеми или поочерёдно по любой твёрдой поверхности.
"Узнай предмет" - ребёнку предлагается с помощью пальцев рук "угадать" предметы, игрушки с ярко выраженными деталями.
"Пальчики здороваются" - кончик большого пальца правой руки поочерёдно касается кончиков указательного, среднего, безымянного, мизинца.
"Торопливый жучок" - пальцы рук быстро передвигаются по поверхности стола.
После того, как вы с детьми размяли пальчики, приступаем к аппликации.
И сегодня мне бы хотелось вам представить несколько вариантов аппликаций, которые вы можете использовать с детьми дома.
А сейчас, я вам предлагаю сделать совместную работу. (ватман, разные изображения, вырезки из газет, старых книг и т. д.). Мы с вами вместе придумаем сказку. Наклеим на ватман изображение, а затем каждый произнесет по одному предложению. Но необходимо помнить, что у сказки должно быть начало и конец.
Такой способ аппликации вы тоже можете использовать дома с детьми, она не требует большой подготовки, а сколько пользы: развивается и творческое мышление и связная речь и коммуникативные качества.
Мы надеемся, что наша с вами встреча не прошла зря и мы вызвали интерес и желание заниматься с детьми аппликацией и здоровьесберегающими технологиями.
(решение этого раздела собрания : заниматься аппликацией дома вместе с детьми и сделать выставку «Ах лето, лето!»)
Рефлексия: Ну, вот и закончился наш устный журнал, давайте проанализируем нашу с вами работу.
-Скажите, что для вас было понятным, доступным интересным и вы захотели использовать это со своими детьми?
-Было ли что-то непонятным и вам кажется, что вы не сможете самостоятельно это использовать?
-Есть ли кто-то, кто считает что ничего полезного он сегодня не услышал?
Спасибо за внимание, до свидание!