Стафеева Наталья
Родительское собрание «Чем играют наши дети?» в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Родительское собрание в детском саду :
«Чем играют наши дети?»
Цель:
Дать родителям знание о значении игрушки, её роли в игре ребёнка; вооружить знаниями о
целесообразном педагогическом подборе игрушек.
Предварительная работа:
1. Провести исследование игровых интересов детей с помощью тестирования родителей :
Любит ли ваш ребенок играть? - В какие игры вы играете с детьми дома?
Публикация «Родительское собрание „Чем играют наши дети?“ в детском саду» размещена в разделах
Чему могут научить ребенка эти игры?
Любимая игра ребенка дома?
В какие игры ребенок любит играть с папой?
В какие игры ребенок любит играть с мамой?
Какие игрушки вы покупаете ребенку?
Нужно ли играть с ребенком и почему?
Какие герои мультфильмов являются любимыми персонажами вашего ребенка?
2. Подбор музыки.
3. Оформление выставки игрушек (от традиционных до современных).
Ход собрания:
Приветствие
Воспитатель: Уважаемые родители! Мы уже говорили с вами о том, что ребенку нужна игра.
Игра детей неотделима от игрушек. Самостоятельная игра ребенка 1,5-3 лет во многом зависит
от того, как взрослые организуют подбор игрушек и их расположение, т. е. предметно-игровую
среду.
Что же такое игрушка?
Игрушка - это специально предназначенный предмет для детских игр, она помогает ребенку
осуществить свой замысел, приближает игру к действительности. Чтобы вообразить себя
мамой, надо иметь в руках дочку-куклу, которую можно укладывать, кормить, одевать и т. д.
Игрушка должна быть такой, чтобы ребенок мог с ней активно действовать, выразительно
разыгрывать свою роль. Бывает и так, что самая красивая игрушка не помогает осуществлять
замысел игры. Правильный подбор игрушек - серьезное дело. Существуют разные виды
игрушек для детей дошкольного возраста. (Рассказ можно сопровождать демонстрацией как
самих игрушек, так и их изображений.) Можно провести экскурсию по групповой комнате,
показать игрушки игрового уголка. Это сюжетные, или образные, игрушки-куклы, фигуры
животных, мебель, посуда, предметы домашнего обихода. Центральное место отводится кукле.
Ребенок во время игры как бы одушевляет куклу, разговаривает с ней, доверяя ей свои тайны и
радости, проявляя о ней заботу. К этой группе игрушек относятся и сказочные персонажи. К
образным игрушкам также относятся те, что изображают зверей, домашних животных, среди
них - любимый детьми плюшевый мишка. Дети их кормят, купают, укладывают спать, лечат,
ходят с ними на прогулку. Технические игрушки, которые все больше входят в жизнь. К ним
относятся: транспорт, конструкторы, всевозможные технические агрегаты. Особой
популярностью у детей пользуются разнообразные конструкторы «Лего», развивающие мелкую
моторику, ориентировку в пространстве, мышление, творчество. Игрушки-забавы, смешные
фигурки зверей, животных, человечков, например зайчик, играющий на барабане, или повар,
готовящий яичницу. В основе их лежит движение, сюрприз, неожиданность. Их назначение
позабавить детей вызвать смех, сопереживание, радость, воспитать чувство юмора.
Маскарадно-ёлочные игрушки связаны с празднованием Нового года. Они напоминают чем-то
тот или иной персонаж (хвост, клюв, ушки, но этого достаточно, чтобы дети играли-жили в
образе. Спортивно-моторные игрушки, способствующие повышению двигательной активности
детей, развитию координации движений, ориентировки в пространстве. Театральные игрушки
по содержанию являются образными, но имеют особое назначение - служат целям
эстетического воспитания, развития речи, воображения. К ним относятся, например, Петрушка,
куклы бибабо (или так называемая кукла-перчатка, которую делают в виде варежки и украшают
тканью, бисером, лентами. Её надевают на руку так, чтобы один палец держал головку куклы, а
друге - руки). Музыкальные игрушки-погремушки, колокольчики, трещотки, дудочки, бубенцы,
игрушечные флейты, балалайки и др. музыкальные инструменты. Дидактическим игрушки - с
помощью которых детей знакомят с различными понятиями: с формой, цветом, величиной и т.
д. К ним относятся разноцветные вкладыши, пятнашки, матрешки, мозаики, игрушкиголоволомки, пазлы, лото и др. Они воспитывают у детей необходимые качества -
сосредоточенность, настойчивость, целеустремленность, умение доводить дело до конца, а
также способствуют развитию мелкой моторики. Строительные игрушки – состоящие из
геометрических тел. Среди них есть крупногабаритные, такие, как самокаты, детские
педальные автомобили, тракторы и тр.
Дискуссия о вреде и пользе современных игрушек
Игра и игрушка - специфическое средство массовой информации. Поскольку в них
зафиксированы основные тенденции воздействия на сознание и поведение человека, способы
и средства его воспитания. СМИ (система массовой информации) построены на принципах игры
(чем не игрушки современные газеты с кроссвордами, головоломками). А сколько игр на
телевидении! Игрушка - тот же носитель информации для ребенка, что газета для взрослого.
Поскольку игрушка не только сопровождение игры, но и средство обучения, развлечения и
даже лечения. Хотелось бы узнать ваше мнение таковы ли современные игрушки? Родителям
предлагаются различные игрушки (матрешка, Барби, набор животных, Телепузик, пирамидка,
конструктор и т д.). Нужно разделить лист бумаги пополам и рассмотреть плюсы и минусы
любой игрушки по выбору. Затем коллегиально выясняется полезность, бесполезность или
вред данной игрушки.
Критерии выбора игрушек
Родителям предлагается совместно с психологом разработать критерии выбора игрушки.
Например: Соответствие игрушки интересам самого ребенка. (Интересы взрослого и ребенка
очень часто не совпадают: многих взрослых привлекает внешняя красота, цена, сложность
деталей или описанное развивающее значение, у детей же другие приоритеты: похожа ли на
любимого сказочного героя, такая же есть у друга.) Возможность что-либо с ней делать - это
главное достоинство игрушки (разбирать-собирать, складывать, извлекать звуки). Разнообразие
форм активности ребенка: чем игрушка более завершена, тем меньше простора для творчества
(мячи, строительный материал могут занимать детей в течении длительного времени). Игровые
действия должны быть самостоятельными (игрушки-загадки и игрушки-головоломки, которые
сами подсказывают способ действия: матрешки, пирамидки). Эстетический аспект (игрушка
должна вызывать гуманные чувства, недопустимо в игрушке наличие качеств, стимулирующих
асоциальные действия и чувства: насилие, жестокость, агрессию).
Консультация «Игрушки-чудовища»
Игрушки-чудовища могут научить ребенка жестокости и безразличному отношению к
страданию. В русских сказках встречаются и драконы, и чудовища, но они всегда выступают на
стороне зла, положительные, же герои никогда не бывают чудовищами. Такие сказки и игры на
их основе учат детей отличать добро от зла, проводя между ними четкую границу.
Предлагаемые сейчас детям в качестве игрушек различные персонажи в виде трансформеров,
скелетов и пр. участвуют в игре как на стороне добрых, так и злых сил, поэтому ребенку иногда
бывает трудно, даже порой невозможно дифференцировать добро и зло, поделить героев
«плохих» от «хороших». При этом игры, основанные на содержании воинственных
мультфильмов с игрушками - чудовищами, формируют в детях агрессию, отношение к насилию
как к норме, и дети понемногу применяют такую модель поведения на практике. То, что
ребенка привлекают отрицательные персонажи, по мнению психологов, связано с эмоциями
агрессивности. Случается, что склонность к сверх вооружению обусловлена с обостренной
потребностью в защите от сложного и не очень дружественного внешнего мира. Ребенок,
владеющий подобными игрушками, получает шанс в игре ощутить себя могучим. Увы, в
реальной жизни всё может быть наоборот. Желание иметь монстров своего рода тест для
определенного психологического состояния ребё нка: чем больше он привязан к подобным
игрушкам, чем больше времени проводит в их компании, тем более уязвимо, неуверенно и
тревожно он себя ощущает в реальном мире. Для возбудимых детей игра с монстрами это
способ выбросить лишнюю энергию. Но во многих случаях игрушка скорее не успокаивает, а
еще больше раздражает ребенка и формирует определённую психическую зависимость. Игру с
монстрами нельзя запретить, как нельзя запретить детские страхи и тревожность. Можно
только помочь ребенку создать иное игровое поле, в котором будут реализованы потребности
детей ощущать себя сильными и бесстрашными. Поэтому, уважаемые родители, не стремитесь
покупать детям игрушки наводящие на них ужас и способствующие развитию агрессии.
Поверьте, есть много вариантов направить игры детей в нужное русло. Например, известно, что
дети любят наряжаться. Но для этого им вовсе не нужны замысловатые костюмы - зачастую они
довольствуются каким-то отдельным элементом, знаком, обозначающим персонаж. Например,
платок на голове и самодельные очки превращают девочку в бабушку, кусочек старого тюля
они используют как фату. Дайте детям несколько кусков материи, и они будут сами изобретать
себе костюмы. Создайте ребенку спокойное, удобное место для игры. Хорошо, если у него есть
пространство для игр, а также все необходимые атрибуты. Можно расположить игрушки на
коврике или на висячей полочке. Позаботьтесь о постоянном игровом уголке, где можно бы
расположить нужную мебель и игрушки. Важно, чтобы ребенок имел возможность сохранить
начатую и прерванную игру. Если он знает, что его машина или постройка останется
неприкосновенной, то без слов пойдет обедать. Просматривайте время от времени с ребенком
его уголок, приучайте его вытирать пыль, вместе чистите, мойте игрушки, отбирайте
поврежденные, «лечите» их в больнице. Общение с родителями и их серьезное отношение к
игре и игрушкам необходим ребенку. Он будет чувствовать причастность родителей к своим
проблемам, испытывать эмоциональный комфорт, положительные эмоции. Бывают и такие
случаи, что родители сами отстраняются от подобных дел, мотивируя это отсутствием
свободного времени или тем, что этим должны заниматься только специалисты.
Обобщение результатов:
Родители, разделенные на группы, на основе анализа мнений каждого члена микро-группы
заполняют на отдельном листе графу «Вывод», где высказывают свою точку зрения о
прошедшем занятии.