Ольга Шарапова
Родительское собрание учителя-логопеда в старшей группе на логопункте ДОУ «Этапы работы над звуком»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема собрания: "Этапы работы над звуком".
Цель: показать родителям практические приёмы последовательного формирования поставленных звуков на логопедических занятиях в речи.
План:
1. Заполнение недостающих документов.
Публикация «Родительское собрание учителя-логопеда в старшей группе на логопункте ДОУ „Этапы работы над звуком“» размещена в разделах
- Консультации логопеда для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Родительские собрания в детском саду
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
2. Вводная беседа с родителями о правилах поведения во время занятия.
3. Открытый просмотр подгруппового логопедического занятия «Вот так мы играем, речь поправляем, звуки закрепляем, пальцы развиваем».
4. Этапы формирования поставленных звуков в речи.
5. Анкетирование родителей.
6. Рабочие вопросы.
Ход собрания:
I ч. Заполнение недостающих документов по мере пребывания родителей на логопункт (соглашения и анкеты)
II ч. Сегодня мы вам покажем игры и упражнения разученные на логопедических занятиях. Прошу родителей сдерживать свои эмоции, не смеяться над ошибками детей, чтобы не вызвать замкнутость. Для некоторых детей упражнения остаются сложными для выполнения. Внимательно слушайте указания логопеда, чтобы дома правильно помогать детям. Выполняйте всё вместе с детьми. Логопед приглашает детей в кабинет.
III ч. Открытое подгрупповое логопедическое занятие по закреплению пройденного материала
«Вот так мы играем, речь поправляем, звуки закрепляем, пальцы развиваем»
.[/b]
Цель: познакомить родителей с приёмами автоматизации поставленных звуков в речи.
Оборудование: буквы С, Л, Ш, Ж; индивидуальные зеркала, салфетки; бумажные снежинки 6х6, коктейльные трубочки, бокалы с водой по количеству детей, иппликатор Кузнецова (зелёного и синего цвета, шишки; кокос; мяч.
I. Орг. момент. Расскажите, что помогает разговаривать? Губы, зубы, язык, горло, лёгкие. Что нужно делать, чтобы губы, зубы и язык нас слушались и красиво разговаривали? Играть. Для этого мы пройдём за столы. Посмотрите, на них лежат буквы. Подумайте, какой звук вы учитесь красиво говорить и подойдите к соответствующей букве.
Родители, поменяйтесь местами так, чтобы видеть своих детей.
II. 1 Артикуляционная гимнастика.
Дети получают влажные салфетки. Родители получают влажные салфетки, индивидуальные зеркала.
Покажем родителям чему научились наши язычки, а родители попробуют выполнить с нами все упражнения и почувствовать, какое напряжение получают все органы артикуляции и дыхания. Представьте, что вы маленькие логопеды и учите своих родителей.
1 комплекс: «Улыбка-трубочка-рупор», «Лопатка», «Качели», «Чашечка», «Вкусное варенье», «Индюк»;
2 комплекс: «Лошадка», «Грибок», «Гармошка»;
3 комплекс: «Ветерок», «Парус», «Барабан», «Шторм» (сдувание бумажных снежинок).
2. Упражнение «Внимательные ушки»
а) Игра «Запомни и повтори» (индивидуальное выполнение упражнений в зависимости от того какой звук формируется)
Ра-ра-ра
Ро-ро-ро
Ру-ру-ру
Жда-ждо-жду-жды
Жно-жну-жна-жны
Жмы-жмо-жма-жму
Ажв-ожв-ужв-ыжв
Ла-лы-ло-лу
Ол-ул-ал-ыл
Кла-кло-клу-клы
Са-сы-со-су-
Ас-ос-ус-ыс
Ска-ско-ску-скы
Приёмы проговаривания: медленно, быстро, громко, тихо.
б) Прохлопывание ритмических рисунков:
ша-ша – ша-ша-ша
жда – жда - жда-жда-жда
ска-ска – ска-ска – ска
3. Пальчиковая гимнастика (фронтальное и подгрупповое выполнение упражнений) Родители выполняют все упражнения вместе с детьми.
а) без речевого сопровождения (фронтальное выполнение упражнений):
«Лошадка», «Слон»;
б) без речевого сопровождение с дополнительными раздражителями рецепторов (фронтальное выполнение упражнений): «Слон» (на иппликаторе Кузнецова зелёного и синего цвета);
б) с речевым сопровождением автоматизируя поставленные звуки (подгрупповое выполнение упражнений):
Ш, Ж – «В лесу медведь-топтыжка»
В лесу медведь-топтыжка Постукивать кулачками п о столу.
Собирает шишки. Сжимать и разжимать кулачки двух рук одновременно.
Собирает шишки, приговаривает:Сжимать и разжимать кулачки
попеременно, то правый, то левый кулак.
«Шишку – дедушке, Оба кулака сжаты. На каждую строчку
отгибать пальцы, начиная с больших пальцев.
Шишку – бабушке,
Шишку – папочке,
Шишку – мамочке,
И сестрёнке-лапочке».
Раз, два, три, четыре, пять. Разжать все пальцы и загибать их под счёт.
Шишки буду я считать. Хлопать в ладоши в ритме стихотворной строчки.
Л – «От локтя и до ладошки»
От ладошки до локтя
Покатила шишку я.
От локтя и до ладошки
Качу шишку по дорожке.
Для всех детей – Снежинки»
Стою и снежинки в ладошку ловлю. Ритмичные удары пальцами левой руки,
начиная с указательного, по ладони правой руки.
Я зиму, и снег, и снежинки люблю. Ритмичные удары пальцами правой руки,
начиная с указательного, по ладони левой руки.
Но где же снежинки? На вопрос сжать кулаки,
В ладошке вода. на ответ – разжать.
Исчезли снежинки? Исчезли куда? На первый вопрос сжать кулаки,
на второй – разжать.
Растаяли хрупкие льдинки-лучи Поднять руки вверх и выполнить мелкие
потряхивания расслабленными ладонями.
Как видно, ладошки мои горячи. Показать раскрытые ладони ладошками вверх.
4. Физмин. (Координация речи с движением. Все скороговорки разучены на индивидуальных занятиях. )
а) Посмотрите, что у меня в руках? Кокос. Кто расскажет про кокос.
На кокосы, ка кокосы Изображают с помощью рук кокос
Налетели мы как оса. Прямые руки отводят назад – крылья осы и выполняют
повороты туловищем вправо – влево.
А кокосы - высоко, Понимают руки вверх и тянуться на носочках.
А кокосы –далеко. Вытягивают руки вперёд, наклоняются и тянуться.
б) С язычком мы поиграли, пальчики размяли, а теперь пойдём и игрушки соберём.
Мы шли, шли, шли Дети становятся лицом в круг и выполняют шаги на месте
Игрушку нашли (со звуком Ш (С, Ж, Р) Разводят руки в стороны, поднимая плечи.
Нагнулись, Наклоняются и правой рукой имитируют захват игрушки с пола
Подняли, Наклоняются и левой рукой имитируют захват игрушки с пола
В ящик положили Имитируют складывание игрушек в ящик руками
И дальше пошли. Дети становятся лицом в круг и выполняют шаги на месте
Мы шли, шли, шли Действия как в предыдущем упражнении
Одежду нашли (со звуком Ш (С, Ж, Р)
Нагнулись, подняли, на вешалку положили (повесили) Поднимают руки вверх, тянутся на носочках, имитируют складывание одежды на вешалку.
И дальше пошли.
5. Грамматические упражнения
а) Игра «Какой, какая, какие» - с мячом
У нас осталась игрушка – мяч и мы поиграем в игру «Какой, какая, какие?»
ш, ж
одежда из кожи –
мяч из бумаги –
костюм для пляжа –
дом в пять этажей –
шкаф для книг -
Л
ложка из металла –
стул из пластмасса -
стакан из стекла –
кукла из пластилина -
б) Игра с родителями:
кукла из резины –
машина из железа –
шкаф из дерева –
пальто из драпа –
сапоги из замши –
III. Итог. Итак уважаемые юные логопеды, что вы посоветуете своим воспитанникам (родителям).
Логопед провожает детей в группу.
IV ч. Сделайте вывод о этапах формирования правильного произношения поставленных звуков в речи:
Какой первый этап работы над звуком? Высказывания родителей. Это подготовка артикуляционной базы, которая включает в себя:
1. Артикуляционную гимнастику, дыхательные упражнения. С её помощью:
- мы формируем артикуляционный уклад звуков. Например: «Рупор», «Чашечка» и «Вкусное варенье» - это уклад звука Ш.
- вырабатываем длительную сильную воздушную струю идущую по середине языка.
2. Пальчиковую гимнастику:
- профилактика письменной речи,
- стимулирование речевых центров на коре головного мозга.
Пальчиковая гимнастика бывает без речи, с речью, с дополнительными предметами для раздражения мелких рецепторов на пальцах рук, тактильных ощущений.
Какой второй этап? Высказывания родителей. Правильно это:
1. Формирование звука в слогах (прямых, обратных, простых и сложных).
2. Формирование фонематических процессов:
- выделение звуков,
- определение места звука в слове,
- последовательность звуков.
Третий этап - автоматизация звука в словах, словосочетаниях в различных грамматических формах.
Игры и упражнения по развитию грамматического строя речи:
«Какой, какая?» формируют навыки образования относительных прилагательных, «Посчитай» формируют навыки согласования числительных с существительными.
Четвёртый этап - автоматизация звука в чистоговорках и скороговорках
- для автоматизации звуков в речи,
- для выработки дикции,
- для укрепления мышц артикуляционного аппарата.
V ч. Анкетирование родителей
1. Отметьте, пожалуйста, уровень ваших знаний по теме собрания (по шкале от 1 до 5)
до собрания после собрания
2. Отметьте, пожалуйста, ваше эмоциональное состояние
до собрания: подавленное, усталость, нейтральное, удовлетворение
после собрания: подавленное, усталость, нейтральное, удовлетворение
3. Будете ли использовать полученную информацию дома?
да частично нет
4. Оцените собрание по 5-ти бальной системе
5. Какие этапы работы над звуком хотели бы ещё посмотреть:
• Дыхательные упражнения
• Фонематические процессы (определение места звука в слове, количество звуков в слове и их последовательность)
• Грамматические упражнения
• Другое ___
VI ч. Индивидуальные беседы с родителями по обращению.