Лидия Берестень
Анализ работы учителя-логопеда за учебный год
▼ Скачать + Заказать документы
Анализ работы учителя-логопеда
за 2009-2010 учебный год.
На 2009-2010 учебный год были поставлены задачи:
Своевременное выявление речевых патологий и их коррекции.
Коррекция речевого развития детей, имеющих расстройства речевых функций.
Развитие психологической базы речи.
Повышение профессионального мастерства, обобщение передового опыта.
Задачи на данном этапе работы были выполнены, но на следующий год стоит продолжить работу.
Диагностическая деятельность.
Публикация «Анализ работы учителя-логопеда за учебный год» размещена в разделах
- Анализ работы учителя-логопеда
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
С 1 по 15 сентября 2009 года проведено обследование речевого развития дошкольников всех групп, которое было направлено на выявление дефектов произношения: количества и характер нарушенных звуков – отсутствие, искажение, смешение или замена звуков. Кроме того, при обследовании проверялся уровень сформированности навыков звукового анализа, синтеза слов и лексико-грамматических средств языка.
Был выявлен один ребёнок, имеющий фонетическое недоразвитие (ФН). Это ребёнок, у которого отклонения в речевом развитии касаются только дефектов произношения звуков без других сопутствующих проявлений. Такие дефекты речи не сказываются отрицательно на усвоении детьми программы ДОУ. Он был зачислен на логопункт.
Также были выявлены дети, у которых в речевом развитии имеют место замены и смешение фонем, сходных по звучанию или артикуляции – фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН).
Следующую группу составили дошкольники, у которых, наряду с нарушениями произношения звуков, имеется недоразвитие фонематических процессов и лексико-грамматических средств языка – общее недоразвитие речи (ОНР).
На всех детей, зачисленных на логопункт были заведены речевые карты, в которых фиксировалась общая внятность речи, характер и доступность построения связных высказываний, общие представления о словаре и синтаксических конструкциях, используемых ребенком, грамматический строй речи ребёнка, собирался анамнез.
После обследования дети были разделены на подгруппы с однородной структурой речевого дефекта. От степени речевого дефекта соответственно зависит количество детей в подгруппе.
Вывод: В результате обследования было выявлено 25 дошкольников с нарушениями речевого развития, обусловленные различными причинами. На логопедический пункт в течение учебного года был зачислен 21 ребёнок, остальные поставлены на очередь.
Учебный год
2009-2010
2009-2010
начало года конец года
выпущено осталось для дальнейшей коррекции
Кол-во детей-логопатов на логопункте 21 11 10
ФН 1 1 -
ФФН 13 9 4
ОНР 7 1 6
Процент от общего кол-ва дошкольников 67% 52,4% 47,6%
Начало учебного года
Организационная деятельность
Расписание составлялось, учитывая занятость ребенка. Занятия проводились согласно расписанию.
Коррекция нарушений звукопроизношения является длительным и сложным процессом. Исправление звуков проводится поэтапно: подготовительный, постановка звука и, в случае замены одного звука другим – этап дифференциации.
Логопедические занятия проводятся в интересной игровой форме. Подбор речевого материала на занятиях производится с учетом постепенного введения трудностей. Большое внимание уделяется развитию общей, мелкой (ручной) и речевой моторики, воспитанию слухового восприятия, внимания, памяти, нормализации всех психических процессов, которые лежат в основе нарушений звукопроизношения.
Вывод: расписание логопедических занятий соответствовало нормативным требованиям. Воспитатели были заинтересованы в конечном результате логопедических занятий и поэтому следили за посещаемостью дошкольников. Многие родители не считали необходимым дополнительно заниматься с детьми дома. Поэтому работа велась односторонне. В связи с этим необходимо наладить более тесную работу с родителями на следующий учебный год.
Группы 2009-2010 уч. год
Начало года Конец
года
ФФН ОНР ФФН ОНР
Средняя 58% 33% 58% 33%
Старшая 45% 27% 9% 18%
Подготовит. 62% 12% 12% 12%
Консультативная гр. - 100% - 50%
Коррекционная деятельность В результате проделанной работы было выпущено 10 дошкольников с хорошей речью (коррекция звукопроизношения, и фонематических процессов). В силу сложности речевого дефекта, дошкольники, имеющие общее недоразвитие речи, а также фонетико-фонематическое недоразвитие речи (со стёртой формой дизартрии)оставлены на логопункте для дальнейшей коррекционной работы
Методическая деятельность
Заботясь о профессиональном росте, в течение года регулярно посещались методические объединения, организованные Управлением Образования.
Методический кабинет пополнен литературой:
Диагностика нарушений развития речи: Учебно-методическое пособие. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.
Логоигры. – СПб. : КАРО, 2003.
Консультативно-просветительская работа
Работа логопедической службы ведется в тесном контакте с педагогами и родителями:
- знакомство педагогов и родителей с результатами обследования;
- систематическое информирование о продвижении детей (успехи и неудачи);
- инструктирование воспитателей о приемах доведения достигнутых результатов до полной автоматизации в условиях группы, на прогулке, в свободной деятельности детей;
- посещение мероприятий ДОУ с целью изучения речевого поведения детей;
- разъяснение родителям о правильном речевом режиме в домашних условиях, о необходимости логопедических занятий.