Елена Токарчук
Перспективный план работы учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
Перспективный план работы
учителя-логопеда МБДОУ №104
Токарчук Елены Владимировны
I. Организационная работа
№ Содержание работы Сроки Примечание
1 Провести обследование речи по разделам:
• Звукопроизношение;
• Фонематические процессы;
• Словарный запас;
• Грамматический строй речи;
• Связная речь. Сентябрь
1-3 недели
2 Оформить документацию:
• Речевые карты;
• Материалы по сопровождению детей;
• Перспективный план;
Публикация «Перспективный план работы учителя-логопеда» размещена в разделах
• Календарно-тематический план коррекционной работы по периодам обучения.
Сентябрь
В течение года
Сентябрь
сентябрь
3 Дополнить оборудование логопедического кабинета по всем разделам. В течение года
II. Оборудование логопедического кабинета
№ Содержание работы Сроки Примечание
1
Звукопроизношение
• Дополнить демонстрационный и раздаточный материал на все звуки.
• Дополнить раздаточный материал на дифференциацию звуков: к-х, г-к, с-сь, з-ж, ч-с, ч-ть, с-щ.
• Обновить пеналы по обучению грамоте. В течение года
2
Словарь
• Оформить папки для иллюстративного материала по вновь подобранным темам.
• Дополнить раздаточный иллюстративный материал по основным темам словаря.
В течение года
3 Грамматический строй речи
• Подобрать и оформить дидактический материал для индивидуально-подгрупповой работы с детьми.
• Дополнить дидактические пособия и игры по:
А) согласованию существительных ед. и мн. ч. с прилагательными и числительными в роде и падеже;
Б) образованию приставочных глаголов;
В) образованию прилагательных от существительных. В течение года
4 Связная речь
• Дополнить наглядный материал для составления рассказов по сюжетной картине, по серии картин (с учетом лексической темы словаря);
• Подобрать и дополнить схемы для составления описательных рассказов по разным лексическим темам;
• Изготовить индивидуальные карточки для составления сложносочиненных предложений;
• Подобрать и оформить демонстрационный материал для работы над пересказом и составлением рассказов.
В течение года
III. Коррекционная работа.
№ Содержание работы Сроки проведения Примечание
1
Произносительная сторона речи.
• Закрепить правильное произношение имеющихся звуков в игровой и свободной речевой деятельности.
• Активизировать движения речевого аппарата, готовить его к формированию всех групп звуков.
• Сформировать правильные уклады шипящих, аффрикат, йотированных и сонорных звуков, автоматизировать поставленные звуки в свободной речевой и игровой деятельности
В течение года
2
Работа над слоговой структурой и звуконаполняемостью слов.
• Совершенствовать умение различать на слух длинные и короткие слова. Учить запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации, цепочек слогов с разными согласными и одинаковыми гласными; цепочек слогов со стечением согласных.
• Обеспечить дальнейшее усвоение и использование в речи слов различной звукослоговой структуры.
В течение года
3
Совершенствование фонематического восприятия, навыков звукового и слогового анализа и синтеза.
• Совершенствовать умение различать на слух гласные звуки.
• Закрепить представления о гласных и согласных звуках, их отличительных признаках.
• Упражнять в различении на слух гласных и согласных звуков, в подборе слов на заданные гласные и согласные звуки.
• Формировать умение различать на слух согласные звуки, близкие по артикуляционным признакам в ряду звуков, слогов, слов, в предложениях, свободной игровой и речевой деятельности.
• Закреплять навык выделения заданных звуков из ряда звуков, гласных из начала слова, согласных из конца и начала слова.
• Совершенствовать навык анализа и синтеза открытых и закрытых слогов, слов из трех-пяти звуков (в случае, когда написание слова не расходится с его произношением).
• Формировать навык различения согласных звуков по признакам: глухой-звонкий, твердый-мягкий.
• Закрепить понятия звук, гласный звук, согласный звук.
• Сформировать понятия звонкий согласный звук, глухой согласный звук, мягкий согласный звук, твердый согласный звук.
• Сформировать навыки слогового анализа и синтеза слов, состоящих из двух слогов, одного слога, трех слогов.
• Закрепить понятие слог и умение оперировать им.
В течение года
4
5
6
Развитие словаря.
• Расширить объем правильно произносимых существительных — названий предметов, объектов, их частей по всем изучаемым лексическим темам.
• Учить группировать предметы по признакам их соотнесенности и на этой основе; развивать понимание обобщающего значения слов, формировать доступные родовые и видовые обобщающие понятия.
• Расширить глагольный словарь на основе работы по усвоению понимания действий, выраженных приставочными глаголами; работы по усвоению понимания действий, выраженных личными и возвратными глаголами.
• Учить различать и выделять в словосочетаниях названия признаков предметов по их назначению и по вопросам какой? какая? какое, обогащать активный словарь относительными прилагательными со значением соотнесенности с продуктами питания, растениями, материалами; притяжательными прилагательными, прилагательными с ласкательным значением.
• Учить сопоставлять предметы и явления и на этой основе обеспечить понимание и использование в речи слов-синонимов и слов-антонимов.
• Расширить понимание значения простых предлогов и активизировать их использование в речи.
• Обеспечить усвоение притяжательных местоимений, определительных местоимений, указательных наречий, количественных и порядковых числительных и их использование в экспрессивной речи.
• Закрепить понятие слово и умение оперировать им.
Формирование и совершенствование грамматического строя речи.
• Обеспечить дальнейшее усвоение и использование в экспрессивной речи некоторых форм словоизменения: окончаний имен существительных в единственном и множественном числе в именительном падеже, в косвенных падежах без предлога и с простыми предлогами; окончаний глаголов настоящего времени, глаголов мужского и женского рода в прошедшем времени.
• Обеспечить практическое усвоение некоторых способов словообразования и на этой основе использование в экспрессивной речи существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, существительных с суффиксами -онок,- енок, - ат-, -ят-, глаголов с различными приставками.
• Научить образовывать и использовать в экспрессивной речи относительные и притяжательные прилагательные.
• Совершенствовать навык согласования прилагательных и числительных с существительными в роде, числе, падеже.
• Совершенствовать умение составлять простые предложения по вопросам, по картинке и по демонстрации действия, распространять их однородными членами.
• Сформировать умение составлять простые предложения с противительными союзами, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
• Сформировать понятие предложение и умение оперировать им, а также навык анализа простого двусоставного предложения из 2—3 слов (без предлога).
Развитие связной речи и формирование коммуникативных навыков.
• Воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в чужой и своей речи.
• Совершенствовать умение отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы, вести диалог, выслушивать друг друга до конца.
• Учить составлять рассказы-описания, а затем и загадки-описания о предметах и объектах по образцу, предложенному плану; связно рассказывать о содержании серии сюжетных картинок и сюжетной картины по предложенному педагогом или коллективно составленному плану.
• Совершенствовать навык пересказа хорошо знакомых сказок и коротких текстов.
• Совершенствовать умение «оречевлять» игровую ситуацию и на этой основе развивать коммуникативную функцию речи.
В течение года
В течение года
В течение года
IV. Профработа.
№ Содержание работы
Сроки проведения Примечание
1. Работа с воспитателями
Логопедическая группа.
1. Знакомство воспитателей с речевой характеристикой детей логопедической группы (инд. консультирование).
2. Совместное составление с воспитателями группы плана по взаимодействию в коррекционно-образовательном процессе (тетрадь взаимодействия).
3. Собеседования с воспитателями логопедической группы по поводу индивидуальной работы с детьми.
4. Консультации для воспитателей логопедической группы на темы:
1) Программа обучения детей с ТНР в старшей группе.
2) Развитие слухового внимания.
3) Различные виды работ с мозаикой, пазлами, разрезной картинкой в целях развития психических функций по принципу от простого к сложному».
Физиологические группы.
1. Рекомендации по созданию речевых зон групп, соответствующих возрастным особенностям детей.
2. Рекомендации по результатам диагностики речи детей.
3. Развитие речи детей 5-7 лет (информационный стенд).
4. Консультации:
1)Развивающие зоны групп (уголки «Здравствуй, книжка», «Играем в театр», «Учимся говорить»).
2) Индивидуальное консультирование (по запросу).
и
Сентябрь
Еженедельно
Еженедельно
Ноябрь
Февраль
Апрель
Октябрь
Ноябрь
Март
Декабрь
В течение года
2
Работа со специалистами.
1. Совместная разработка адаптированной (индивидуальной) программы детей логопедической группы.
2. Работа в медико-психолого-педагогической службе МБДОУ №104.
3. Мини-консультации:
1) Итоги диагностики детей старшей логопедической группы.
2) Особенности психомоторного развития детей, страдающих речевым недоразвитием.
Октябрь
В течение года
Октябрь
Ноябрь
3
4
5
Работа с родителями.
Собрания:
1)Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи. Результаты обследования
2)Результаты за год. Итоги проведения ПМПК.
Консультации:
1) Мелкая моторика и речь.
2) Организация занятий с детьми дома.
3) Индивидуальные беседы с родителями по проблемам детей.
Семинар-практикум:
1) Как учить рассказыванию.
Фотогалерея:
1. Я учусь красиво говорить.
Выставка работ :
1) Как умелые ручки язычку помогают.
Практический показ:
1. День открытых дверей (индивидуальные, подгрупповые занятия с детьми)
Работа в микрорайоне.
1. Обследование детей физиологических детских садов Ленинского района.
2. Консультации для родителей по поводу речевого нарушения у ребенка.
Повышение деловой квалификации.
1) Самообразование.
Тема: «Использование метода наглядного моделирования на логопедических занятиях с детьми старшей группы с целью повышения эффективности коррекционного процесса»
2) Участие в работе районного методического объединения учителей-логопедов.
Октябрь
Май
Декабрь
В течение года
В течение года
Март
В течение года
Декабрь
Январь
Ноябрь
В течение года
В течение года
В течение года