Светлана Ваганова
Образование как способ вхождения человека в мир науки и культуры.
▼ Скачать + Заказать документы
Образование – это способ вхождения человечества в мир науки и культуры. В процессе образования человек познает и впитывает разные культурные и общечеловеческие ценности. Содержание образования черпается и непрерывно пополняется из культурного наследия различных стран и народов.
Содержание образования, цели, приоритеты аккумулируются из науки и культуры, транслируются обществом, которое в последние десятилетия изменилось и в стране, и во всем мире, а также из жизни и практики человека. Раньше процесс образования был превращен в академизм, а знания считались высшей ценностью. Сейчас же более актуальны не знания, умения и навыки, а компетенции. Компетентностный подход – это первостепенная ориентация современного образования. Сегодня образование общепризнанно людьми как общечеловеческая ценность. Это подтверждается закрепленным правом человека на образование конституцией.
Публикация «Образование как способ вхождения человека в мир науки и культуры,» размещена в разделах
В настоящее время происходит утверждение личностно-ориентированного подхода, при котором образование выступает как собственность личности, как важная ценность человека. Главной вехой в сознании современного общества является направленность образования на обеспечение потребностей человека в получении определенных образовательных услуг, необходимых именно этой личности, именно этому конкретному человеку.
Сейчас стали создаваться образовательные проекты, которые предполагают и прогнозируют подготовку компетентного в определенной сфере человека. Профессионал должен понимать процессы социального и природного развития, воздействовать на них, ориентироваться во всех сферах социальной жизни.
Выделяются основные функции образования :
- вхождение человека в мир культуры и науки.
- информационное поле человеческого общения.
- развития и становление человека (как личности и профессионала).
- социализация личности.
Содержание образования можно рассматривать как совокупность:
- знаний о природе, обществе, человеке;
- различных способов деятельности; - творческой деятельности по преодолению разных проблем;
- знаний и ценностного отношения к миру.
Основные тенденции современного образования : -глобализация (образование и общество тесно связаны между собой и неотделимы друг от друга) - фундаментализация (образование должно быть полным, емким, глубоким) - гуманитаризация (образование должно быть личностно ориентированным). - технологизация (разработка определенных высокоэффективных технологий) - компьютеризация - стандартизация (содержание образования должно соответствовать определенному стандарту)
Таким образом, именно в процессе образования человек осваивает разные культурные ценности. Сегодня весь мир объединяет усилия в сфере образования; стремится воспитать достойного гражданина нашей планеты. Также стремительно развивается мировое образовательное и общекультурное пространство. Поэтому в мире высказываются требования формирования кардинальной основательной стратегии образования человечества (независимо от того места, где проживает человек; независимо от типа и уровня полученного образования). Целью любого общества должно быть развитие талантов людей, их умственных способностей в течение всей жизни человека. Достойное образование - это важный фактор экономического процветания и духовной безопасности общества.
Литература:
1. Запесоцкий А. С. Образование : Философия, культурология, политика. - М. :Наука, 2003
2. Кавецкий И. Т., Рыжковская Т. Л., Коверзнева И. А., Игнатович В. Г., Лобан Н. А., Старовойтова С. В. Основы психологии и педагогики - Минск. : Изд-во МИУ, 2010
3. Сластенин В. А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев; / В. А. Сластенин.
4. Смирнов И. П. Новый принцип воспитания: ориентация на интересы молодежи / И. П. Смирнов Е. В. Ткаченко. – М., 2005.