Галина Лаврова
Проблемы нравственной культуры подрастающего поколения
▼ Скачать + Заказать документы
Нравственное воспитание подрастающего поколения – это направление, которое сама жизнь выдвинула в настоящий момент в качестве приоритетного в системе воспитания. Многие приоритеты, сложившиеся в системе воспитания в нашей стране в результате многовековых традиций, в настоящий момент, просто утрачены[1].
Формирование и развитие личности происходит под воздействием множества факторов: самооценки, состояния собственных чувств, эмоций, всевозможных комплексов в развитии, которые, в первую очередь, формируют отношение к самому себе, а, с другой стороны, - место личности в социуме. При этом личность является субъектом своего собственного формирования и развития.
Публикация «Проблемы нравственной культуры подрастающего поколения» размещена в разделах
По нашему мнению, усвоенные и принятые личностью нравственные нормы, принципы, категории, идеалы в то же время выражают ее определенные отношения к другим людям, к себе, к своему труду, к природе.
Осмысливая сущность феномена «нравственность», следует отметить, что в качестве синонима этого понятия зачастую употребляется термин «мораль». Хотя в этике эти понятия различаются. Под моралью в этом смысле понимается система норм, правил, требований к поведению личности в различных сферах жизни и деятельности; нравственность же трактуется как совокупность этих норм, правил и требований.
Воспринимая требования морали как правила жизни, которые делают человека лучше, благороднее, общество вырабатывает понятие нравственный идеал, т. е. образец нравственного поведения, к которому стремятся взрослые и дети, считая его разумным, полезным, красивым.
Но обратимся к окружающей нас реальности. Проявление интересов, своей индивидуальности у подрастающего поколения всё реже и реже можно назвать адекватным, нравственным, в рамках того идеала, которое считает ценностным общество. Появление различных, так называемых «молодёжных движений», таких как «Эмо», «Панки», «Готы» и другие, по нашему мнению, является ярким примером деградации современного общества. Неужели кто-то может сказать и даже подумать, конечно же, кроме них самих, что именно за ними будущее России. Становится жутко при малейшем намёке на данный факт.
Отметим тот факт, что, отношение к себе складывается из осознания собственного достоинства, чувства общественного долга, дисциплинированности, честности и справедливости, простоты и скромности, нетерпимости к несправедливости, стяжательству. Отношение к своему труду проявляется в добросовестном, ответственном исполнении своих трудовых и учебных обязанностей, развитии творческих начал в трудовой деятельности, в признании важности своего труда и результатов труда других людей. Отношение к природе состоит в бережном отношении к природе, нетерпимом отношении к нарушениям экологических норм и требований[1].
А о каком чувстве общественного долга, дисциплинированности, добросовестном, ответственном исполнении своих трудовых и учебных обязанностей, развитии творческих начал в трудовой деятельности можно говорить у данной «прослойки» нашего цивилизованного общества! Всевозможные ритуалы, так называемые «культы», жертвоприношения, в некоторых случаях себе подобных, являются основополагающим фактором их самоутверждения. В них нет абсолютно ничего человеческого, соответствующего каким-либо нормам, а, следовательно, - нет ничего похожего на нравственную культуру, общепринятую в нашем обществе. Ведь нравственными должны быть как сами по себе действия или состояния, так и порождающие их мотивы и цели, о чем невозможно говорить в подобном случае. Идеалы данного подобщества в избранной области деятельности неформальные, понятные лишь только их членам. А ведь, нравственная ценность личности заключается в её готовности принять общие этические идеалы, культурные ценности.
Наше мнение таково - нравственным следует считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения, как привычные формы поведения, но при этом не противоречащие принятым в нашем обществе ценностям: милосердие, щедрость, бескорыстие, доброта и др. Воспринимая требования морали как правила жизни, которые делают человека лучше, благороднее, каждый человек в праве выработать свой нравственный идеал, т. е. образец нравственного поведения, считая его разумным, полезным, красивым. Главное, чтобы он не пришел к аморальному образу жизни.