Наира Хачатуровна
Родительское собрание «Страна речевого развития» по развитию речи детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Страна речевого развития» (Развитие речи детей старшего дошкольного возраста)
Цель:
Повышение уровня педагогической компетентности родителей по вопросам развития
связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Публикация «Родительское собрание „Страна речевого развития“ по развитию речи детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Старшая группа
- Темочки
1. Раскрыть значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка.
2. Расширить представление родителей о речевом развитии детей 5-6 лет.
3. Познакомить с речевыми играми для их использования в домашних условиях.
Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит
от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и
обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.
Сегодня я хочу поговорить об особенностях развития речи детей 5 – 6 года жизни :
Словарь детей 5-6 лет
В возрасте 5-6 лет словарь детей активно пополняется новыми словами. Это связано с
интенсивным расширением представлений об окружающем мире. В целом к концу
шестого года жизни словарь детей достигает 3000-4000 слов. Расширяется словарь
обобщений, особенно за счет широких родовых понятий, например: растения – это
деревья, кустарники, травы, цветы.
В речи детей 5 лет начинают появляться «сорные» слова, на которые необходимо
обращать внимание. В каждом конкретном случае следует искать свои способы
воздействия на ребенка: для одних — это «темница для лишних слов», для других это
прямой запрет на употребление «сорных» слов.
Грамматический строй речи детей 5-6 лет
На шестом году жизни речь детей становится более правильной. Они достаточно
хорошо образуют множественное число существительных (слон – слоны, изменяют
слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов (стол – столик). Быстро
накапливается «математический» словарь, что заставляет детей согласовывать
числительные с существительными, и они успешно справляются с этой задачей (одна
машина, две машины). Дети 5 лет уверенно согласуют притяжательные местоимения
мой, моя, моё, мои с существительными (моя кукла, мой мяч). Однако в этом возрасте
можно столкнуться с некоторыми затруднениями при образовании некоторых
существительных множественного числа родительного падежа (чулок, носков, ботинок, тапочек и т. д.).
Звуковая культура речи детей 5-6 лет
Речевой слух. Уровень развития речевого слуха ребенка в 5 лет позволяет ему:
- контролировать правильность собственной речи и речи окружающих в произношении
звуков и слов;
- усваивать правила ударения в соответствии с традициями родного языка;
- выделять первую фонему (звук) в слове; находить в слове место определенного
звука; определять последовательность звуков в односложных словах (например, сок);
- овладеть делением слова на слоги.
Речевое дыхание. У детей 5 лет продолжает формироваться правильное речевое
дыхание с коротким вдохом и длительным выдохом. Дыхательная струя становится
длиннее, что позволяет ребенку произносить на одном вдохе фразу, состоящую из 5-6
слов. В противном случае может возникнуть физиологическое заикание, когда ребенку
при нехватке воздуха приходится прерываться посредине слова. Так появляются
речевые запинки, которые могут перейти в привычку.
Звукопроизношение. В 5 лет некоторые дети еще могут испытывать сложности в
произношении сонорных звуков [л], [р], шипящих звуков [ш], [ж], [ч], [щ], трудности
употребления проявляются в замене звуков (р на л; ш на с, нестойкости употребления
(жук жуззит).
Словопроизношение. Детям 5 лет доступно произношение слов сложной
звукослоговой конструкции. Из речи постепенно исчезают замена звуков и сокращение
слов. Дети успешно справляются с произнесением слов, в которых имеются
множественные стечения согласных (конструктор, экскурсия).
Связная речь детей 5-6 лет
В старшем дошкольном возрасте продолжается развитие связной речи – диалога и
монолога. Однако взрослым следует знать, что для детей дошкольного возраста
первостепенное значение имеет овладение диалогической речью – необходимым
условием полноценного социального развития ребенка. Развитый диалог позволяет
ребенку легко входить в контакт как со взрослыми, так и со сверстниками.
Определенно дети достигают больших успехов в развитии диалогической речи в
условиях социального благополучия, которое подразумевает, что окружающие
взрослые относятся к ним с чувством глубокой любви и уважения; когда взрослые
считаются с ребенком, чутко прислушиваются к его мнению и учитывая его интересы;
когда взрослые не только говорят сами, но и умеют слушать своего ребенка, занимая
позицию тактичного собеседника.
Монолог – более сложная форма речи, развитие и становление которой требуют от
ребенка определенного уровня общего развития. По данным отечественных
исследований, элементы монологической речи появляются у детей лишь к 5 годам. С
этого времени ребенок начинает овладевать сложнейшей формой сообщения в виде
монолога-рассказа о пережитом и увиденном.
На сегодняшний день нам известно, что в связной речи дошкольников наблюдается
явное преобладание диалогической речи над монологической, особенно у детей до 5
лет. В речи детей 5-8 лет появляются элементы монологических высказываний, но они
ситуативны. Для правильного понимания прослушанного необходимы дополнительные
вопросы, а это означает, что монологические высказывания старших дошкольников
характеризуются тяготением к диалогу.
Подготовка к обучению грамоте
Уровень речевого развития, на который выходит ребенок в старшем дошкольном
возрасте, вплотную подводит его к серьезному этапу – овладению письменными
формами речи (чтением и письмом). Взрослым необходимо помнить, что чтение, и
особенно письмо – сложные навыки, требующие определенного уровня развития
ребенка. Не стоит торопиться в погоне за внешними эффектами (мой ребенок уже
знает буквы, уже пишет). Подобная торопливость оборачивается впоследствии
колоссальными трудностями. Речевое и языковое развитие ребенка должно плавно и
правильно протекать в рамках возрастных возможностей и индивидуальных
особенностей каждого ребенка. Задача взрослых состоит в том, чтобы во
взаимодействии сада и семьи подготовить пятилетнего ребенка к серьезному
последующему обучению чтению и письму.
Нормальное формирование навыков чтения включает в себя определенные
последовательные этапы:
- всесторонняя работа со звуком;
- знакомство с образом буквы и закрепление его;
- формирование техники чтения.
В старшей группе проводиться серьезная работа по подготовке к обучению чтению и
письму, которая будет продолжена и в следующей возрастной группе.
Мастер – класс для родителей
«Играем со звуками»
В настоящее время обучение грамоте детей дошкольного возраста приобрело статус
социального заказа. Родители хотят, как можно раньше научить читать своих
подрастающих детей. Многие из них полагают, что достаточно выучить с ребенком
буквы, и он станет читать и грамотно писать. Но практика показывает, что знание букв
не исключает серьезных затруднений у дошкольников при обучении грамоте.
Проблемы возникают из-за того, что в основе обучения грамоте лежит звуковой
аналитико-синтетический метод, а вовсе не заучивание букв алфавита.
Звуковой аналитико-синтетический метод опирается на овладение детьми навыками
языкового анализа и синтеза. Метод предполагает разделение связной речи на
предложения, предложений – на слова, слов – на слоги, слогов – на звуки, и наоборот,
объединение звуков в слоги, слогов – в слова, слов – в предложения. Впервые данный
метод был описан К. Д. Ушинским в книге «Родное слово».
Сегодня мы с вами научимся применять аналитико-синтетический метод.
Посмотрите на картину и послушайте короткий рассказ.
«Наступила зима. Дети пошли гулять в парк. Даша и Ваня катались с горки. Коля
учился ходить на лыжах. Маленький щенок Шарик радостно бегал за ребятами. Все
были рады снежным зимним дням».
Наш метод предполагает разделение связной речи, на? (предложения)
Назовите любое предложение из этого рассказа. (ответы родителей воспитанников)
Предложение разделим на? (слова)
Теперь выложим схему предложения. Родители воспитанников выкладывают схему
предложения, которое сами выделили из текста.
Сколько слов в предложении? Какое слово первое/второе/последнее?
Предлагаю дальше работать с последним словом. Нам его нужно разделить на?
(слоги).
Сколько слогов в этом слове? Какой слог первый/последний?
Как вы думаете, что нам следует сделать теперь? (ответы родителей воспитанников)
Правильно! Делим слоги на звуки! Можно воспользоваться шпаргалкой.
Сколько звуков в этом слове? Какой звук первый/последний? Сколько
согласных/гласных в слове? Почему Вы (при обращении к конкретному родителю)
использовали символ зелёного цвета?
Молодцы! Отлично справились с заданием!
Теперь встанем, разомнемся и апробируем данный метод в обратном порядке!
(Предлагаем родителям встать в круг)
Я буду бросать вам мяч, и называть звуки, вы мяч мне возвращаете и называете слоги
из этих звуков. (Отрывисто произношу по 2/3 звука и бросаю мяч родителям)
Теперь я вам – слоги, а вы мне -? (слова)
Из слов мы вместе составим? (предложения) Давайте попробуем!
- Мурка, у, кошка, котята, нашей.
- Пищать, котята.
- Им, мы, молоко, дали.
- Поели, а, котята, уснули, потом.
- Пушок, назвали, мы, Мурзик, котят, и.
У нас с вами получились отличные предложения, из которых можно составить рассказ.
(Родители воспитанников составляют рассказ из предложений с опорой на картину)
Молодцы!
Сегодня мы с вами поиграли со звуками, выполнив звуковой анализ и синтез слов. Это
первая ступень к обучению детей грамоте! Читать ребенок начнет только после того,
как научится сливать звуки речи в слоги и слова. Прочитать слово – значит
синтезировать сочетания отдельных букв, отражающих порядок звуков в слове, так,
чтобы они составили реальное, «живое» слово.