Наталья Сергеевна Худокормова
Родительское собрание «Роль семьи в подготовке ребенка к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Начать разговор хотелось бы с нравственной и психологической готовности ребёнка к школе. Очень важно привить ему такие качества, как ответственность, самостоятельность, организованность, инициативность. Они просто необходимы для успешного осуществления учебной деятельности.
Публикация «Родительское собрание „Роль семьи в подготовке ребенка к школе“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
Особое внимание нужно обратить на режим дня. Школьники должны гулять 3,5 часа в день. Нехватка свежего воздуха, умственное переутомление и хроническое недосыпание – основные причины неврозов. Избежать этого поможет правильно составленный режим дня, в котором должно найтись время не только для занятий, но и для игр, и для прогулок, и для хобби. Готовить домашнее задание нужно обязательно через 1,5-2 часа после возвращения из школы.
Желательно ограничить просмотр телевизора и время, проводимое за компьютером (не более 1,5 часа вдень).
В школе двигательная активность ограничена. Дайте ребенку подвигаться во второй половине дня.
Взрослые должны очень хорошо усвоить, что к распорядку дня детей приучают постепенно, но настойчиво. Следует учить их не тратить много времени на режимные процессы (встать, умыться, убрать кровать, быстро одеться, поесть и т. д., уметь поддерживать порядок в своих вещах, помогать по хозяйству. Конечно, в этом возрасте организованность только начинает формироваться, поэтому характер требований со стороны взрослых имеет важное значение в подготовке к школьному обучению. Важно, чтобы будущий школьник не только учился выполнять требования взрослых, но и начинал сам предъявлять их к себе, проявлять личную инициативу.
Хотелось бы обратить внимание родителей на то, что инициативность очень важна для нравственного становления личности. Поэтому следует поощрять любую проявленную, пусть даже пустяшную, инициативу, подчеркнуть её достоинства или, напротив, указать на недостатки. Помните: подчинение инструкциям взрослых развивает безынициативность, препятствует творческому началу и самостоятельности в воспитании ребёнка.
Важно развить и такие качества, как самостоятельность, активность, что является очень важным показателем готовности к школьному обучению. Опытному учителю хорошо видно, насколько уверенно и легко входят в учебный процесс дети, обладающие высоким уровнем самостоятельности, и как много проблем, преград встаёт на пути тех, кто многое не умеет делать сам, как трудно им проявить себя, раскрыть грани своей души. Вот почему так важно каждому ребёнку в семье иметь посильные обязанности и постоянно с ними справляться, преодолевать себя, заставлять делать то, что кажется трудным. Сегодня трудность – это полить цветок, убрать игрушки, помыть посуду, вынести мусор, почистить обувь и т. д., а завтра – это уже решить трудную задачу, выучить стихотворение, правило, написать рассказ, подготовить чтение по ролям и т. д.
Взрослые должны знать, что именно трудности развивают в детях способности, необходимые для их преодоления, что именно в преодолении трудностей и осуществляется развитие ребёнка.
И ещё одно. Ребёнка нельзя пугать школой, учителем, его нужно заинтересовать школой. А для этого уже сегодня необходимо воспитывать глубокий интерес к самой учебной деятельности, стремление к знаниям, желание быстро выполнить задание, справиться с трудным примером. Взрослому в эти моменты следует находиться рядом – ободрить, поддержать, помочь.
Ответственность должна постепенно становиться привычной деятельностью. Именно это качество определяет готовность ребёнка к школьному обучению. Учеба в школе – это ответственность перед семьёй, самим собой. Для развития этого качества следует разъяснять детям, зачем необходимо учиться, почему необходимо много знать.
Какими же знаниями должен обладать ребёнок, чтобы школа стала для него удовольствием и радостью? У многих родителей существует устойчивое представление о том, что если ребёнок приходит в школу умеющим читать, считать и решать элементарные задачи, то в школе ему будет скучно и неинтересно. Порой родители сознательно тормозят любознательность ребёнка. Бывает и иное мнение. Чтобы было легко в школе, родители «штурмуют» «Букварь», «Азбуку» и стремятся вооружить знаниями, которые, в свою очередь, порождают стойкое нежелание ребёнка к занятиям. А ведь это прямое порождение нежелания идти в школу. Так как же поступить? Конечно, если хотите избавить ребёнка от многих проблем, облегчить его дальнейшую школьную жизнь – научите его читать до школы. Кроме того, уже общеизвестно, что в 4-5 лет ребёнок овладевает грамотой значительно легче, чем в 6-7 лет. Прежде чем научиться читать, ребёнок должен овладеть умением слышать, из каких звуков состоят слова, которые он произносит.
Очень важно начать этот процесс обучения с игры.
Например:
Какие слова больше похожи – рак, мак, колокольчик? (Рак и мак, они отличаются одним звуком).
Какую песенку поёт жук? (Ж-ж-ж).
Какие буквы сбежали из стихотворений?
Землю роет старый кот.
Под землёю он живёт.
Нам темно. Попросим папу
Нам включить по ярче лапу.
Перед школой ребёнок может и должен осознанно анализировать речь, любить играть в «слова», рифмовать, подбирать слова, придумывать новые. Он должен уметь пересказать прочитанную сказку, рассказ, вести диалог, составлять простой рассказ по картинке, уловить и объяснить смысл прочитанного. Однако во всём этом важен образец – речь окружающих. Ваш ребёнок должен слышать только правильную речь. Не допускать «сюсюканья», коверканья слов при общении. Очень важно к началу обучения поставить произношение всех звуков, научить ребёнка строить предложения, описывать серию картинок, связывать начало, продолжение и конец рассказа или сказки. Взрослые должны следить и за темпом речи, и за его окраской. Всё это позволяет обучить малыша с «выражением» читать стихотворения наизусть. Однако следует помнить, что заучивать следует стихотворения, которые нравятся детям и соответствуют их возрасту. Необходимо постоянно следить за правильностью речи (при необходимости обязательно исправлять, втягивать в разговор даже при чтении, после кинофильма. Пусть перескажут сюжет, опишут героев, придумают слова с противоположным значением (холодно – горячо, твёрдо – мягко, подберут меткие сравнения (берёзка – кудрявая, голос – звонкий, глаза – добрые, образуют уменьшительные слова, закончат начатое предложение. Взрослые никогда не должны отмахиваться от вопросов детей, не должны лениться на них отвечать. И обязательно следует поощрять ответы детей, их инициативу словами «молодец», «умница», «прекрасно», «здорово»!
Очень важно сформировать внимание у будущего первоклассника. Когда это начинать? Конечно, с рождения. Уже у младенцев существует врождённое избирательное внимание. В дальнейшем в формировании внимания выделяются две линии: линия натурального и линия культурного развития. Первая линия опирается на созревание мозга ребёнка, а вторая всецело зависит от социальной среды. Таким образом, произвольное внимание дошкольника в течение всей его жизни формируется окружающими его членами семьи. И лишь к 9-10 годам формируются способности поддержания внимания к отвлечённым, абстрактным вещам. Поэтому, если родители хотят чему-то научить ребёнка, следует создать ситуацию, в которой цель научения будет эмоционально значима для него. Простейший вариант – похвала за старание при выполнении задания взрослого, удивление, что всё сделал так замечательно. Обязательно следует поощрять игру, исследование. Никогда нельзя отгораживаться от детей, погружаться в материальные заботы, проявлять нетерпимость к активности любознательного ребёнка, подавлять развитие его интереса. Важно, чтобы взрослые сами проявляли активность, любопытство, были склонны к приключениям. По утверждению психологов, именно они могут предоставить ребёнку свободу для игры и фантазии. Захваченность, увлечённость ребёнка какой-либо деятельностью, а в школьном возрасте – обладание знаниями приводят к тому, что глубокое постижение предмета становится жизненно важной потребностью, а открытия на этом пути – большой радостью. Взаимодействие интереса и радости и является истоком творчества.
С поступлением в школу изменяется жизнь. Появляется большой ряд задач, требующих мобилизации и физических, и интеллектуальных сил.
Первый год в школе – это своего рода испытательный срок для родителей, когда чётко проявляются все родительские недоработки, невнимание к ребёнку, отсутствие контакта, неумение помочь. Порой не хватает родительского терпения и снисходительности, спокойствия и доброты. Часто из добрых побуждений родители могут стать виновниками «школьных стрессов». Начало школьного обучения является для каждого ребенка сильным стрессом. Поступление в школу вносит большие перемены в его жизнь. Все дети наряду с переполняющими их чувствами радости, гордости или удивления по поводу всего происходящего в школе испытывают тревогу, растерянность, напряжение.
Даже если у первоклассника не все получается, ни в коем случае нельзя показывать свое недовольство или разочарование. Он должен видеть, родители относятся к его трудностям как к временному и вполне преодолимому явлению. Отчитывая малыша, вы не только занижаете его самооценку, но и программируете его на последующие неудачи.