Виктория Таранова
Родительское собрание «Развитие познавательных способностей дошкольников через современные технологии«
▼ Скачать
План собрания :
1. Развитие познавательных способностей дошкольников через современные технологии.
2. Мастер- класс для родителей «Знакомство с блоками Дьенеша и играми ТРИЗ»
3. Реализация закона №1539 «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
4. Безопасность детей во время зимних праздников.
5. Организация новогоднего утренника.
Ход собрания:
(слайд 1)
Публикация «Родительское собрание „Развитие познавательных способностей дошкольников через современные технологии„» размещена в разделах
1. Уважаемые родители, сегодня мы собрались, чтобы поговорить с вами о познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста.
- Как вы считаете, что такое познавательное развитие?
(Ответы родителей)
(слайд 2) Познавательное развитие детей – это мыслительная способность, умственное начало, рациональное познание ребёнка, определяющее его деятельность. Под «умственным началом» понимают умение ребёнка самостоятельно делать выводы и умозаключения (соответственно возрасту).
Дошкольное детство – это период интеллектуального развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребенку возможность ознакомления с окружающей действительностью. Одним из наиболее значимых компонентов интеллекта является способность логически мыслить.
Живя в современном мире, мире информационных технологий, когда происходит преобразование характера человеческого труда и взаимоотношений, и наиболее актуальной сейчас становится проблема человека мыслящего, творчески думающего, ищущего, умеющего решать нетрадиционные задачи, основываясь на логике мысли.
Как показывает практика, дети с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Поэтому, я в своей работе уделяю этому большое внимание, используя разнообразные, современные методики и технологии, которые обеспечивают интеллектуальное развитие детей.
В старшем дошкольном возрасте у детей активно развивается наглядно - образное мышление и закладываются начала логического мышления.
Для успешного и полноценного интеллектуального развития детей необходимо создать предметно-развивающую среду дома и в детском саду.
(слайд 3,4,5,6)
Как же организовать развивающую среду дома? Для развития мышления ребё нка обязательно нужно иметь: настольно-печатные игры с правилами, мозаики, домино и шашки, различного типа конструкторы, ребусы, головоломки, детские энциклопедии, детские журналы с картинками-заданиями. Дети очень любят исследовать, поэтому полезно собрать в отдельном ящичке нужные для детского исследования предметы: магниты, лупы, микрокалькуляторы, компасы, неработающие телефоны и т. д.
(слайд 7)
Для рисования хорошо иметь листы бумаги разного формата и цвета, мелки, краски, кисточки, цветные карандаши. Хорошо бы приобрести отдельные или в наборе репродукции (открытки) произведений живописи, графики и т. д., и приобщить к ним ребёнка. Очень важно при этом, чтобы дошкольник не только самостоятельно действовал и приобретал знания в специально организованной обстановке, но и активно общался со взрослыми, играл с ними и с другими детьми, совместно действовал для освоения различных понятий, качеств и свойств предметов. Очень важным является положительный фон при организации игр, совместной деятельности, поискового общения, так как именно он способствует возникновению познавательного интереса и уверенности ребёнка в собственных силах.
- Скажите, как часто вы играете с детьми?
(Ответы родителей)
Безусловно, дошкольный возраст, это именно тот возраст, когда наибольшее значение в развитии ребенка занимает игра. Выполняя любой образовательный процесс, мы, педагоги, обязательно включаем ту или иную игровую деятельность. Игра помогает лучше усвоить материал, понять его, доступным для ребенка «языком». Одним из путей развития интеллектуальных способностей дошкольников является активное использование различных дидактических игр и пособий. Сегодня я познакомлю вас с некоторыми из них. Это блоки Дьенеша и игры ТРИЗ.
2. (слайд 8) Начну я с логических блоков Дьенеша.
Что это такое? (слайд 9) Логический материал представляет собой набор их 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами:
1. формой – круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные;
2. цветом – красные, синие, желтые;
3. размером – большие и маленькие;
4. толщиной – толстые и тонкие.
(слайд 10)Также есть схема с условными обозначениями для определения свойств фигур.
Основные особенности этих дидактических материалов - абстрактность, универсальность, высокая эффективность.
Зачем это нужно?
(слайд 11) Основная цель использования дидактического материала: научить дошкольников решать логические задачи на разбиение по свойствам.
Основное умение, необходимое для решения логических задач – это умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словом их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одновременно два или три свойства, обобщать объекты по нескольким свойствам.
Данный дидактический материал является средством для развития произвольного внимания, памяти, формирования умения анализировать, сравнивать, объединять признаки и свойства. В играх с этим материалом развивается творческое воображение и пространственное мышление.
1. (слайд 12) Игра «Составь картинку» : Предлагаю разделиться на две команды и составить из фигур какое-нибудь изображение. Например, первая команда выкладывает паровоз, вторая – башню.
2. Игра «Построй ряд». Выложите произвольно ряд из 5–6 фигур, а сейчас постройте нижний ряд таким образом, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда, оказалась фигура другого размера. Варианты – другой формы, другого цвета.
3. (слайд 13) Игра «У кого в гостях кошка?» (закономерность). Попробуйте сами заселить дом фигуры с определенной закономерностью.
4. (слайд 14) «Найди фигуру по схеме».
(слайд 15) Следующая современная технология – технология ТРИЗ.
Чтобы воспитать талантливого человека, необходимо развивать в дошкольном детстве творческое мышление, способность нестандартно мыслить, смотреть на окружающий мир. Решением этих задач занимается ТРИЗ-педагогика.
Для начала давайте определимся с понятием, что такое ТРИЗ-педагогика.
Это самая молодая из известных и популярных инновационных педагогических систем. ТРИЗ - теория решения изобретательных задач. Цель ТРИЗ — не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.
Сейчас мы познакомимся с некоторыми играми :
Игра “Хорошо-плохо”
По цепочке дети называют положительные и отрицательные качества одного и того же предмета. ( Пример: “Книга”.Хорошо – из книг узнаешь много интересного.. . Плохо – они быстро рвутся.. . и т. д.)
Игра «Кто (что) это такое может быть?»
Например: - Что может быть и горячим и холодным (утюг, чайник, плита, самовар)
- и легким и тяжелым;
- и длинным и коротким;
- и гибким и твердым;
-и мягким и твердым;
- и острым и тупым.
Игра «Гирлянда»
Ведущий предлагает стартовое слово. Например, лягушка. И задает вопрос о свойствах, действиях этого предмета.
- Лягушка какая? Ответ: зеленая.
От этого слова вновь ставится вопрос. Например:
- Зеленая кто (что? Ответ: трава.
- Трава что делает? (растет)
- Растет кто (что? (ребенок)
- Ребенок какой? (веселый)
- Веселый кто бывает? (клоун)
- Клоун что делает? (смеется) и т. д.
Рефлексия:
- Какие трудности вы испытали выполняя задания
- А вам интересно было играть?
- Какая игра вам понравилась больше?