Наталья Добрянская
Родительское собрание «Растить любознательных»
Родительское собрание
«Растить любознательных»
Цель: Раскрыть значение познавательного интереса ребёнка и отклика взрослых на него; научить родителей развивать познавательную активность детей.
Форма проведения: Круглый стол.
Ход собрания:
- Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады видеть вас за нашим круглым столом. Спасибо Вам за то, что вы пришли на эту встречу.
Публикация «Родительское собрание „Растить любознательных“» размещена в разделах
Это означает, что нас всех объединяет интерес к теме родительского собрания, а она действительно заслуживает внимания. Я думаю, что вы согласитесь с тем, что познавательный интерес у ребёнка должен быть сформирован в дошкольные годы, от этого зависит, будет ли школьная жизнь радостной для ребёнка или наоборот, омрачится неудачами.
Вам кажется, что до школы далеко и рано об этом думать? Это не так!
Ребёнок по своей натуре любознателен. Его интересует всё новое, неизвестное. Открытия у него каждый день: то он впервые узнаёт, что сосулька в руке превращает в воду; что бумага рвётся, мнётся, шелестит; что камень, брошенный в воду, тонет, а дерево плавает на поверхности.
Стремление познать часто подводит детей. Они нечаянно режут салфетки, когда хотят узнать, можно ли это разрезать, или разбирают игрушки с целью узнать, что там внутри и почему они двигаются. Этим они нередко доставляют нам, взрослым, беспокойство. Ребёнок растёт. Возрастает его любознательность к окружающему, незнакомому. Часто возникают вопросы: что это? Для чего? Из чего сделано? Недаром их называют «почемучками».
Наша дискуссия о развитии любознательности у детей.
Интересно, одинаковы ли по значению слова «любопытство» и «любознательность»? Мы решили заглянуть в словарь. Что же сказано в «Толковом словаре русского языка» Сергея Ивановича Ожегова и Натальи Юрьевны Шведовой?
- Любознательный – склонный к приобретению новых знаний, пытливый…
- Любопытство :
1. Мелочный интерес ко всяким, даже несущественным подробностям («праздное любопытство», «спрашивать из любопытства»).
2. Стремление узнать, увидеть что-нибудь новое, проявление интереса к чему-нибудь (возбудить любопытство, удовлетворить пустое любопытство).
- Как вы думаете, любознательны ли наши дети (высказывания родителей).
- Мы задали детям несколько вопросов. Вот как они на них ответили:
- Любите ли вы загадки? Да - чел. Нет - чел.
- Кто загадывает вам их дома? Мама - чел. Папа - чел.
- Чем вы любите заниматься больше всего?
- Принимают ли участие взрослые в ваших играх?
Да –
Нет –
- Если бы вы были взрослыми, как бы вы помогали своим детям в занятиях и играх?
- Вы услышали ответы детей, а теперь хотелось бы узнать ваше мнение.
- Задаёт ли ваш ребёнок вопросы? О чём? Как часто?
- Всегда ли вы отвечаете на вопросы и, как вы считаете, всегда ли надо отвечать?
- Всегда ли ребёнок удовлетворён вашим ответом?
- К кому из взрослых ребёнок чаще всего обращается с вопросами? Почему? (обсуждение).
Решение педагогической ситуации:
- Представьте себе такую ситуацию:
Мать с сыном идут по улице. Неожиданно пошёл дождь. Сын спрашивает: «Мама, почему пошёл дождь?» - и слышит ответ: «Ты плачешь, и небо плачет».
Вопросы:
- Согласны ли вы с ответом матери? Постарайтесь поставить себя на место пятилетнего ребёнка.
- Как, по-вашему, отвечать на детские «почему», чтобы интерес, заключённый в вопросе, не угасал, а развивался?
- Всегда ли полезно давать сразу исчерпывающий ответ на вопрос ребёнка?
- Что следует учитывать при ответах на вопросы детей?
Работа с памяткой «Как отвечать на детские вопросы».
- У вас на столах лежат памятки «Как отвечать на детские вопросы».
- Как, по-вашему, заслуживают ли внимания эти советы или вы не согласны с ними?
- Многие из советов, конечно же, проверены вами на практике, и всё же, какой из них вы считаете самым важным в воспитании любознательного ребёнка? Почему?
Очень эффективно развивается любознательность с помощью загадок.
- Вы загадали загадку:
Пушистая вата
Плывёт куда-то.
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе.
Ребёнок ответил «Туча».
- Будете ли вы удовлетворены ответом?
- Какие вопросы ему зададите? (Почему ты догадался, что это туча? Почему тучу назвали ватой)
- Как вы считаете, нужно ли стремиться к тому, чтобы ребёнку дать как можно больше сведений и не по возрасту глубоких знаний?
Однажды одна мама с гордостью рассказывала, что её пятилетний сын сам читает и интересуется книгами, предназначенными для школьников, умеет считать до ста. Мама всегда добавляет при этом, что её ребёнок развит не по годам.
- Какого вы мнения?
- А сейчас «О наших детях».
Даются краткие положительные характеристики детям группы.
«Острое блюдо».
В. Шапов
«Почему?»
Сын пришё л к отцу с вопросом: Папа! Папа, а когда же
- Папа! Папа! Вот смешно! Мы с тобой в театр пойдём!
Почему, скажи мне просом А в ответ сверкнула вспышка:
Называется зерно? - У меня свои дела!
Почему сосед новатор? И, вздохнув, побрёл сынишка
Что такое экскаватор? От отцовского стола.
Почему шагает он? Почему? Когда же? Где же?
Как без спичек жили раньше Всякий раз ответ один…
Почему бывает дым? Постепенно стал всё реже
- Да отстань же ты, отстань же Беспокоить папу сын.
С почемуканьем своим Но однажды в час вечерний
- Папа! – Сын вернулся вскоре, У почтенного отца
А бывал в пустыне ты? От волненья, огорченья
А приплыть в любое море, Изменился цвет лица.
Могут, думаешь, киты? Вопрошал родитель сына :
Почему с ушами заяц? - Вызов в школу? Почему?
Папа, что такое грань? Что такое? В чём причина?
- После, некогда, отстань! Совершенно не пойму?
Снова сын пришё л к папаше: У других, посмотришь, детки
- Где луна бывает днём? Только радуют сердца.
Почему твои отметки – Почему других ты хуже?
огорченье для отца? В толк никак я не возьму!
Почему разбил стекло ты? Отчего же, почему же?
Поцарапал в школе дверь? …В самом деле, почему?
Почему одни заботы (обсуждение)
Причиняешь мне теперь?
- Все мы не хотим, чтобы такая ситуация сложилась в наших семьях, с нашими детьми. Что же сегодня мы можем сделать для своих детей не только в семьях, но и в группе?
- А сейчас я хочу познакомить вас с некоторыми играми, которые помогают развивать познавательную активность детей:
Настольные игры: «Четвёртый лишний», «Что не подходит?», «Где я это видел?», «Из чего мы сделаны», «Одинаковое – разное», «Времена года», «Противоположности».
- Эти игры есть у нас в группе, но хотелось бы, чтобы игр на развитие познавательной активности в группе было больше.
Словесные игры: «Назови признаки» (давайте поиграем в эту игру), «Сравнение» ( например: чем отличается слон от волка, «Почему?» (почему котята резвятся, а кошка - нет? И др.)
- Ценность этих игр заключается в том, что они дают возможность ребёнку самому найти решение, подтверждение или опровержение собственных представлений.
- А сейчас мы хотим пригласить в зал наших детей. (заходят дети).
- Мы предлагаем вам поучаствовать вместе с детьми в конкурсе рисунков.
Баба Яга: (появляется кукла би-ба-бо) Здравствуйте. А чем вы тут занимаетесь? Вы, я слышала, конкурсы собираетесь проводить?
Воспитатель: Да, я хочу попросить детей оживить круги.
Баба Яга: Ничего не выйдет. Сейчас я как махну три раза метёлкой, так дети все предметы круглой формы забудут и никогда не вспомнят. Я не хочу, чтобы другие были умнее меня. (Машет и уходит.) Вот посмотрим, как вы справитесь.
Воспитатель: Ребята, вспомните и превратите круги, которые нарисованы на листочках, в предметы круглой формы: яблоки, часы и другие. Чья семья первой заполнит круги? (вручается приз)
Баба Яга: (появляется) Ну что, подействовало моё волшебство?
Воспитатель: Нет, дети прекрасно справились с заданием.
Баба Яга: Так… зато я сейчас такие слова скажу, после которых больше ни одно задание не выполнят, всё забудут. Эники-беники, метёлки, веники, забудьте всё, что знали. А теперь назовите хоть один предмет в зале прямоугольной формы. (дети называют)
Баба Яга: Ничего не пойму. Почему дети моему колдовству не поддаются? Или метёлка испортилась, или это дети такие. Хорошо! Сейчас я вам такое задание сама задам, что вы никогда не справитесь» Придумайте-ка, что надо сделать, чтобы карандаши не рассыпались на пол. (дети и родители складывают гармошки из листочков)
Баба Яга: Вы и с этим заданием справились, ужас! Что за дети такие. Пошла я от вас, мне здесь делать нечего! (уходит)
Воспитатель: Дети, а сейчас вас ждёт сюрприз-угощение. Как вы думаете, что это может быть? (показывает коробку) Это необычные яблоки, волшебные.
- Вы хотите, чтобы ваши родители всегда отвечали на ваши вопросы, тогда всё яблоко сами не ешьте, а дайте откусить взрослым. Если вы их угостите этим волшебством, то они всегда будут отвечать на все ваши вопросы.