Мария Нурбобоева
Родительское собрание «Путешествие в мир детских эмоций»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель собрания :
Повысить педагогическую и психологическую компетентность родителей в области воспитания детей.
Задачи:
Способствовать приобретению родителями знаний по развитию эмоциональной сферы дошкольников.
Раскрыть важность развития эмоциональной сферы у детей.
Формирование и пропаганда позитивного родительства.
Темочки:
- Родительские собрания в детском саду
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Эмоции. Консультации и рекомендации для родителей
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
Ход собрания.
Упражнение - приветствие
Участники по очереди приветствуют друг друга, обязательно подчеркивая индивидуальность партнера, например: «Я рад тебя видеть, и хочу сказать, что ты выглядишь великолепно» или «Привет, ты, как всегда, энергичен и весел». Можно вспомнить ту индивидуальную черту человека, которую он сам выделил при первом знакомстве. Можно обращаться не только к конкретному человеку, но и ко всем сразу.
Во время этой психологической разминки группа должна настроиться на доверительный стиль общения, продемонстрировать свое доброе отношение друг к другу. Ведущему следует обратить внимание на способы установления контактов и в завершение упражнения разобрать типичные ошибки, допущенные участниками, а также продемонстрировать наиболее продуктивные способы приветствий.
Слово ведущего.
Все мы постоянно испытываем различные эмоции : радость, грусть, печаль и т. д. К классу эмоций относятся также чувства, аффекты, страсти, стрессы. Эмоции помогают нам лучше понимать друг друга. Люди, принадлежащие к различным нациям, способны безошибочно воспринимать выражения человеческого лица.
Эмоции с одной стороны, являются «индикатором» состояния человека, с другой – сами существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность его внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений.
- на какие две большие группы можно разделить все эмоции?
Большинство ученых, как и обычные люди, неспециалисты, делят эмоции на положительные и отрицательные, на позитивные и негативные. Такие эмоции, как гнев, страх и стыд, зачастую безоговорочно относят к категории отрицательных или негативных. И в то же время известно, что вспышка гнева может способствовать выживанию индивида или чаще — защите личного достоинства, сохранению личностной целостности, исправлению социальной несправедливости. Полезным для выживания может стать и страх; он, как и стыд, выступает регулятором агрессивности и служит утверждению социального порядка. Неоправданные, беспричинные вспышки гнева или страха могут привести к негативным последствиям, как для человека, испытывающего гнев или страх, так и для его окружения, но к таким же последствиям может привести и радость, если в ее основе лежит злорадство, если радостное переживание связано с чрезмерным возбуждением или вызвано скрытыми мотивами.
В настоящее время, к сожалению, в процессе воспитания и обучения детей доминирует тяга взрослых к интеллектуальному развитию дошкольников? Однако только согласованное функционирование двух систем — интеллекта и эмоциональной сферы — может обеспечить успешное выполнение любого вида деятельности.
Поэтому очень важно развивать эмоционально-волевую сферу ребенка.
Исследования отечественных специалистов показали, что возрастной период от пяти до семи лет является сенситивным (чувствительным) для развития эмоциональной сферы.
Нужно помогать ребенку понимать его эмоции и чувства, показывать ему, как можно справляться с неприятными состояниями, расширять запас слов, соответствующих его переживаниям. С такой задачей может справиться и педагог, и родители.
-Как вы думаете, что может влиять на эмоциональное состояние ребенка в семье?
- Благополучию ребенка способствуют доброжелательная атмосфера и такая система семейных отношений, которая дает чувство защищенности, любви и принятия, стимулирует и направляет его развитие. Любовь родителей - величайший и незаменимый источник духовного и эмоционального развития ребенка, его нравственных качеств, чувства уверенности в себе, позитивного восприятия мира.
Интерактивная игра «Солнце семейных традиций».
Перед родителями выставляется эскиз стенда - Солнце и солнечные лучики.
«У каждой семьи есть своя сокровищница традиций. Традиции, как солнечные лучи, согревают каждого члена семьи. Пожалуйста, напишите традиции своей семьи на солнечном лучике. А теперь давайте по очереди приклеим лучики к нашему солнышку, посмотрите, как оно засияло».
Рефлексия: В заключение встречи предлагаем прием «Чудесная сумка». Участникам родительского собрания предлагается ответить, что они хотели бы положить в сумку и взять с собой в будущее из приобретенных сегодня традиций разных семей.
В отношениях «родитель – ребенок» довольно часто случаются ситуации, когда трудно установить доверительные отношения, когда возникают негативные эмоции, как у родителя, так и у ребенка.
Психологический практикум. Эффективные техники речевого общения с ребенком.
Упражнение «Я – сообщение».
Цель: научить родителей создавать условия для доверительного общения, выражать свои негативные чувства приемлемым способом.
Называем факт, (без эмоциональной окраски)
Называем свои эмоции.
Объясняем свои эмоции.
Договариваемся.
Инструкция: используя технику «Я – сообщение», передайте свое отношение к происходящему, искренне выражая свои, чувства в необидной для ребенка форме и попытайтесь договориться.
Делимся на 6 групп, каждая группа получает свою ситуацию.
Ситуации:
По дороге из детского сада, ребенок бегает по проезжей части, не прислушиваясь к вашим просьбам вести себя спокойно на дороге.
Ребенок, стоя в магазине, капризно требует купить ему игрушку, которую вы не можете купить по причине дорогой стоимости.
Ребенок шалил за столом и пролил молоко, несмотря на предупреждение.
Ребенок играет. Вы сообщаете, что пора идти на прогулку и убирать игрушки. А он отвечает: «А я еще не успел поиграть».
Вы зовете ребенка садиться за стол. А он отвечает: «Сейчас» - и продолжает заниматься своими делами. Вы начали сердиться.
У вас важный разговор с подругой. А ребенок то и дело вас перебивает.
Обсуждение каждой ситуации.
(Можно предложить родителям самим придумать подобные ситуации и разобрать их.)
Минутка релаксации.
Релаксационное упражнение: «Воздушный шар»
Представьте себе, что все вы – воздушные шарики, очень красивые и весёлые. Вас надувают и вы становитесь всё легче и легче. Все ваше тело становится лёгким, невесомым. И ручки лёгкие, и ножки стали лёгкие, лёгкие. Воздушные шарик поднимаются всё выше и выше. Дует тёплый ласковый ветерок, он нежно обдувает каждый шарик … (пауза – поглаживание детей). Обдувает шарик, ласкает шарик … Вам легко, спокойно. Вы летите туда, куда дует ласковый ветерок. Но вот пришла пора возвращаться домой. Вы снова в этой комнате. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Улыбнитесь своему шарику.
Дети-дошкольники, если взрослые помогают им в этом, в состоянии овладеть приемами саморегуляции, применять в сложных ситуациях приемлемые способы выражения негативных эмоций. Для этого с детьми необходимо говорить о том, что такое гнев, страх, обида и другие негативные эмоции. О том, почему с этими эмоциями так трудно жить, почему надо работать над собой, управлять и владеть собой.
- Сейчас бы мне хотелось поговорить об отклонениях в эмоциональном развитии детей.
- Как вы думаете, как может проявляться в поведении эмоциональное неблагополучие дошкольников?
(агрессивность, замкнутость, эмоциональная лабильность, частая ложь, отсутствие чувства вины, фиксация на отрицательных эмоциях и т. д)
В любом из этих проявлений важно найти причину его возникновения, а также определить основные направления деятельности по предупреждению и преодолению отклоняющегося поведения детей.
Существует множество игр и упражнений, которые помогут дошкольникам ориентироваться в самых различных эмоциях. Предлагаю вам поиграть.
Игра «Закончи фразу».
У вас на карточке начало фразы, вы закончите эту фразу эмоциональным состоянием, которое испытываете в том или ином случае.
Н-р: Мне приято, когда мне улыбаются люди.
-Я боюсь….
-Я радуюсь….
-Мне страшно….
- Я восторгаюсь…. и т. д.
Игра «Эмоции по кругу»
Встаньте в круг друг за другом. Мимикой, жестом я покажу эмоцию впереди стоящему, а он передаст ее дальше.
-Какое эмоциональное состояние я передала?
-Трудно ли было изобразить эту эмоцию?
-Что вы испытывали при этом?
-Какую эмоцию вы получили?
Ребенок, который владеет своими эмоциями, способный к сочувствию и сопереживанию, который может объяснить свое эмоциональное состояние, несомненно, будет более успешен в учебе и межличностных отношениях.
Вы, как родители, можете способствовать развитию позитивного эмоционального состояния вашего ребенка. В помощь вам я подготовила памятки, где изложены советы родителям по развитию положительных эмоций у детей. (приложение)
- в завершении нашей встречи мне бы хотелось узнать, на сколько полезно вы провели последний час, какое эмоциональное состояние у вас возникло к к концу собрания. Для этого я попрошу вас опустить в эту «Корзинку настроений» либо солнышко (позитивное настроение, либо тучку (негативное настроение, либо облачко (нейтральное настроение).
При выходе из группы я предлагаю вам пройти через сухой душ. Он зарядит вас позитивным настроением и положительными эмоциями.
Спасибо за внимание.