Бармашова Наталья Ивановна
Родительское собрание «Психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи»
ПЛАН
1. Социально - психологические особенности детей с нарушением речи.
2. Цели и задачи. Взаимодействие специалистов.
3. Рекомендации педагога-психолога.
Цель:
привлечение внимания заинтересованности родителей к проблеме речевого развития детей дошкольного возраста.
Задачи:
Публикация «Родительское собрание „Психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи“» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Родительские собрания в детском саду
- Старшая группа
- Темочки
- познакомить родителей с особенностями речевого и психологического развития детей с нарушением речи, целями и задачами развития;
- расширить контакт между педагогами, специалистами и родителями, выяснить проблемы родителей детей с нарушением речи;
- показать и обучить основным доступным коррекционным приемам общения и обучения с детьми с нарушением речи.
Мы продолжим разговор об особенностях развития ребенка с речевым нарушением и о том, как вы, родители, можете ему помочь в исправлении этого нарушения.
Все дети проходят определенные этапы в развитии речи: сначала ребенок гулит, затем лепечет, говорит слова и, наконец, фразы. Важную роль в прохождении этих периодов играют родители, которые разговаривают с малышом, рассказывают ему об окружающих предметах и явлениях, побуждают кроху отвечать. Но каждый ребенок индивидуален.
Один уже в год с небольшим тараторит без умолку. Другой предпочитает молчать до трех лет — таков его индивидуальный темп развития.
В чем же особенность детей с нарушением речи!
Дети с речевыми нарушениями — это особая категория детей. У них сохранен слух, не нарушен интеллект, но имеются отклонения от речевой нормы, которые полностью или частично препятствуют речевому общению и ограничивают возможности социальной адаптации ребенка.
Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению.
Нарушения речи, ограниченность речевого общения могут отрицательно влиять на формирование личности ребёнка, вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных качеств характера (застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма, чувства неполноценности). Именно поэтому данный вопрос приобретает особую значимость и актуальность при изучении детей с речевыми нарушениями.
Показатели речи и свойства личности, их взаимовлияние должны быть в центре внимания взрослых, заботящихся о своевременном и гармоничном развитии ребенка. Особенно остро этот вопрос стоит применительно к детям с нарушениями речи.
Развитию личности детей с различными дефектами речи посвящен ряд работ Л. С. Выготского, Т. А. Власовой, В. И. Селиверстова, Р. Е. Левиной и других.
Дефекты развития речи - это общее понятие, включающее практически все отклонения в речевом развитии. Нарушения речи могут в разной степени затрагивать те или иные компоненты речи и психики в целом.
По мнению Р. Е. Левиной, не существует речевого нарушения самого по себе, оно всегда связано с личностью и психикой конкретного индивидуума со всеми присущими ему особенностями. Роль недостатков речи в развитии и судьбе ребенка зависит от природы дефекта, его степени, а также от того, как ребенок относится к своему дефекту.
У детей с отклонениями в развитии речи можно довольно часто наблюдать переоценку собственных сил и возможностей и своего положения в группе, то есть неадекватно завышенный уровень притязаний. Такие дети некритично стремятся к лидерству, реагируют негативизмом и агрессией на любые затруднения, сопротивляются требованиям взрослых либо отказываются от выполнения деятельности, в которой могут обнаружить свою несостоятельность. В основе возникающих у них резко отрицательных эмоций лежит внутренний конфликт между притязаниями и неуверенностью в себе. Однако часто можно наблюдать и прямо противоположное явление - недооценку своих возможностей.
Поведение таких детей отличается нерешительностью, конформностью, крайней неуверенностью в своих силах. Часто можно встретиться с некритичным оцениванием как собственной деятельности, так и действий других. Они легко подпадают под чужое влияние. Искаженное восприятие самого себя и окружающего мира, ошибочная оценка своих способностей и личностных свойств ведут к нарушению взаимодействия с окружающей средой и снижению эффективности деятельности, что препятствует оптимальному развитию личности. Дети с дефектами речи всегда в какой-то форме чувствуют свое невыгодное положение, вытекающее из дефекта, что, в свою очередь, может проявиться в чувстве неполноценности.
Практически у всех детей с таким тяжелым речевым нарушением, как заикание, выявлено своеобразие протекания психических процессов, частые проявления импульсивности или, наоборот, заторможенности. Иногда они не могут принять решение не потому, что не могут дать правильный ответ, а потому, что стрессовые состояния дезориентируют их деятельность.
Отмечены отклонения в эмоциональных, волевых и мотивационных проявлениях детей: низкая самооценка, чувство неуверенности, тревожность, немотивированные страхи, прежде всего страх речи. Одним из показателей неэффективного речевого поведения является ригидность коммуникативных приемов поведения.
В зависимости от благоприятных или неблагоприятных социальных условий, в которых растут и воспитываются дети с нарушением речи, названные психические явления могут в разной степени или проявляться кратковременно, или закрепляться и перерастать в стойкие психические состояния и свойства личности, определяя в целом уже психологические особенности заикающихся.
В настоящее время отмечается тенденция к увеличению количества детей, имеющих особенности в развитии, среди которых дети с нарушениями речи представляют одну из самых многочисленных и разнородных групп. Дети с нарушениями речи имеют отклонения в речевом развитии при нормальном слухе и сохранном интеллекте, что создает благоприятную основу для их дальнейшего развития при своевременно проведенной коррекционно-развивающей работе.
Доказано, что в условиях неполноценной речевой деятельности нарушается общее развитие детей. Роль недостатков речи в развитии ребенка определяется природой и степенью выраженности дефекта, а также отношением ребенка к дефекту. В. И. Селиверстов, изучая детей, страдающих заиканием, выделил три степени фиксированности на речевом дефекте:
1. Нулевая степень фиксированности на дефекте. Ребенок не испытывает дискомфорта от осознания неполноценности своей речи, не замечает ее недостатков. Легко вступает в контакт со знакомыми и незнакомыми людьми. Элементы стеснения и обидчивости отсутствуют.
2. Умеренная степень фиксированности на дефекте. Ребенок испытывает отрицательные эмоции, скрывает дефект, предпринимает попытки компенсировать особенности речевого общения, прибегая к уловкам. Каждый поступок оценивается через призму своего дефекта. Однако осознание ребенком своих недостатков не влечет за собой постоянного, тягостного чувства собственной неполноценности.
3. Выраженная степень фиксированности на дефекте. Ребенок постоянно фиксирован на речевом недостатке, глубоко переживает свое состояние. Характерен выраженный страх перед речью, погружение в болезнь, снижение самооценки, самообвинение, ранимость, мнительность, навязчивые мысли.
— Клиническое и психолого-педагогическое обследование детей с речевыми нарушениями выявляет у многих из них характерные недостатки в развитии познавательной сферы, обусловленные речевым дефектом и низкой умственной и физической работоспособностью. У логопедических детей при нормальном интеллекте зачастую наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в её структуру процессов:
- меньший объём запоминания и воспроизведения материала,
- неустойчивость внимания,
- быстрая отвлекаемость,
- истощаемость психических процессов,
- снижение уровня обобщения и осмысления действительности;
- у них затруднена развёрнутая связная речь.
Со стороны эмоционально-волевой сферы также наблюдается ряд особенностей:
- повышенная возбудимость,
- раздражительность или общая заторможенность,
- замкнутость,
- обидчивость,
- плаксивость,
- многократная смена настроения.
Как правило, у детей с патологией речи отмечаются различные двигательные нарушения: расстройства равновесия и координации движений, недифференцированность движений пальцев рук и артикуляционных движений. Следовательно, в рамках психолого-педагогической помощи таким детям на первый план выходит работа по формированию и совершенствованию общих движений, тонкой моторики пальцев рук.
Выявлены отклонения от нормы у детей с дефектами речи и в когнитивной сфере, а именно:
- нарушение зрительного и слухового восприятия;
- неустойчивость внимания и ограниченные возможности его распределения;
- снижение вербальной памяти при относительной сохранности смысловой памяти.
Т. Б. Филичева и Г. А. Чиркина, характеризуя особенности интеллектуальной сферы детей с нарушениями речи (ОНР, отмечали, что, имея полноценные предпосылки для овладения мыслительными операциями, дети данной категории отстают в развитии наглядно-образного мышления и без специального обучения с трудом овладевают анализом, синтезом, сравнением.
Выявлено, что коммуникативные возможности детей с речевой патологией ограничены и по всем параметрам значительно ниже нормы. В частности, отмечается низкий уровень развития игровой деятельности дошкольников: бедность сюжета, процессуальный характер игры, низкая речевая активность.
Типичными для многих детей с речевыми нарушениями являются повышенная агрессивность, застенчивость, неуверенность в себе, обидчивость, зависимость от окружающих.
Проблемные формы межличностных отношений связаны с особенностями самосознания ребенка: излишней фиксированностью на своих предметных качествах, преобладанием оценочного отношения к себе и другим. Излишняя фиксация детерминирует постоянную оценку себя, демонстрацию своих достоинств, самоутверждение.
Следует заметить, что у детей с нарушениями речи, в отличие от их сверстников с нормальным речевым развитием, отмечается специфическая реакция на неудачи. После успешно выполненного задания они переходят не к более трудному, а к более легкому заданию. Такое поведение детей с нарушениями речевого развития можно рассматривать как защитную реакцию, стремление поддержать успех даже на заниженном уровне.
Существенно отличается от нормы и процесс общения детей с ОНР со взрослыми. Показано, что у дошкольников в общении со взрослыми преобладает ситуативно-деловая форма, характерная для нормально развивающихся детей двух-, четырехлетнего возраста. Кроме того, у таких детей нарушена культура общения. Они фамильярны со взрослыми и излишне настойчивы в своих требованиях, достаточно часто у них отсутствует чувство дистанции.
Важно понимать, что нарушения в познавательной и эмоционально-личностной сферах у детей с речевой патологией могут влиять не только на обучение, но и приводить к изменениям в поведении и явлениям социальной дезадаптации.
В связи с этим актуальным становится определение наиболее характерных социально-психологических особенностей детей с нарушениями речевого развития с целью проведения эффективной психопрофилактики и психокоррекции.
Результатом сотрудничества педагогов и специалистов в нашем детском саду являются следующие формы работы:
- проведение и обсуждение результатов диагностики (учитель-логопед обследует речь, педагог-психолог — познавательные процессы, и уровень развития познавательной сферы);
- коррекционно-развивающие занятия (на логопедических используются приёмы по активизации психические процессов, а на занятиях педагога-психолога активизируется речевое высказывание детей);
- интегрированные занятия с детьми;
- родительские собрания, тренинги для родителей, консультации, стендовая информация, на которой освещаются вопросы психологии и речевого развития.
Взаимодополняемость позиций педагога-психолога и учителя-логопеда в подходе к ребёнку, тесное сотрудничество во всех направлениях работы мы рассматриваем как необходимое условие обеспечения результативной работы психолого-логопедической службы в детском саду.
Мы проводим специализированную работу с детьми по следующим направлениям:
- формирование правильного звукопроизношения;
- развитие артикуляционных движений, движений органов речи (губ, щек, языка);
- совершенствование фонематических процессов, т. е. умения различать на слух звуки речи, слоги, слова в речи, схожие по звучанию, артикуляции;
- совершенствование грамматического строя речи;
- обогащение, активизация словарного запаса речи;
- развитие мелкой моторики рук, т. е. движений пальчиков (учеными доказано, что развитие мелких движений пальчиков взаимосвязано с развитием речевых зон головного мозга);
- сенсорное развитие;
- развитие связной речи, подразумевающее умение составлять рассказы, пересказывать тексты, рассказывать стихотворения, загадки, пословицы;
- совершенствование просодической стороны речи, включающее выработку дикции, выразительности речи, правильного дыхания, работу над правильным ударением, темпом речи.
- формирование навыка звукового анализа,
- предупреждение нарушений письма и чтения.
Успешное преодоление речевого недоразвития зависит не только от тесной и слаженной работы воспитателя, педагога-психолога и учителя-логопеда, но и в большей степени от взаимосвязи с родителями.
Эффективность всей коррекционной работы, проводимой педагогами и специалистами, только возрастёт, если родители сами будут владеть конкретными играми, развивающими технологиями, действенными формами оказания помощи ребёнку.
Рекомендации педагога-психолога:
В дошкольном возрасте даже самые незначительные недостатки в развитии речи малыша могут оказать свое «роковое» влияние на дальнейшую жизнь ребенка. Поэтому к логопедической проблеме, какова бы она ни была: неправильное произношение звуков, бедный словарный запас, отсутствие связной речи, заикание, стоит отнестись со всей серьёзностью. Для этого Вам, уважаемые родители, предлагаются некоторые рекомендации
- Уделять больше времени и внимания сенсорному развитию детей, так как это позволяет научить детей адекватно воспринимать предметы, выделять основные признаки и свойства.
Сенсорное развитие ребенка — это развитие органов чувств и восприятия, это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.
Для развития сенсорных способностей существуют множество различных игр и упражнений. Сегодня я предлагаю вашему вниманию игры, требующими минимальных затрат времени и сил, но полезных для развития сенсорики и мелкой моторики рук детей дошкольного возраста.
К дидактическим играм для сенсорного развития детей относятся:
- игры, позволяющие узнавать и называть объект;
- игры, обучающие детей приемам классификации по сходным и отличительным признакам;
- игры, уточняющие, конкретизирующие знания детей о предметном мире, о функциональном значении объектов и предметов окружающей действительности на основе сенсорных ориентировок;
- игры, обучающие детей пространственной ориентировке на основе различных сенсорных анализаторов;
- игры, обучающие детей использованию сенсорных функций при выполнении навыков самообслуживания (умывание, причесывание, одевание, уход за одеждой);
- игры, обучающие способам общения с включением различных органов чувств: мимики, жестов, интонации.
Предлагаю Вам поиграть:
Игра «Шагаем в пробках»
Не стоит далеко убирать пробки от пластиковых бутылок, они могут помочь нам еще и в развитии мелкой моторики и координации пальцев рук. Предлагаю устроить «лыжную эстафету». Две пробки кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог.
Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы.
А если забыли стихотворение про «лыжи», тогда вспомним всем известное… Какое? Ну, конечно!
Мишка косолапый, по лесу идёт…
Здорово, если малыш будет не только «шагать» с пробками на пальчиках, но и сопровождать свою ходьбу любимыми стихотворениями.
Игра «Золушка»
Ход игры:
Перед детьми положить перемешанные семена гороха, фасоли и
киндер – игрушки. За 30 секунд, вы должны их рассортировать.
Когда ребенок научиться делать это достаточно быстро,
можно усложнить задание: например, завязать ему глаза.
Игра «Волшебные лепестки»
Правила игры: правильно сложить лепестки разных оттенков
в цветок, который считается распустившимся.
Дидактический материал: цветок красного цвета, сделанный
из картона (лепестки у него разных оттенков от светлого до темного,
наборы лепестков разных оттенков шести основных цветов
(по количеству детей, вазы, подносы.
Игра «Рисуем на крупе»
Возьмите плоское блюдо с ярким рисунком. Тонким равномерным слоем рассыпьте по нему любую мелкую крупу. Проведите пальчиком по крупе. Получится яркая контрастная линия. Попробуйте нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы. Такое рисование способствует развитию не только мелкой моторики рук, но и массажирует пальчики вашего ребенка. И плюс ко всему развитие фантазии и воображения.
Игру «Собери картинку» (собери пазл, в которую вы сможете дома поиграть с ребенком. Возьмите любую картинку или фотографию, которые я вырезала из журналов и книг (изображение должно быть понятно ребенку, вырежьте из нее квадраты, кружки, треугольники. Наклейте картинку «с дырками» на лист белой бумаги и дома предложите ребенку закрыть образовавшиеся на картинке «белые пятна» фигурами, которые из нее вырезаны.
Сегодня я познакомила лишь с малой частью того, чем можете занять ваш досуг с ребёнком дома.
Включайте свою фантазию и самое главное, не уставайте постоянно разговаривать с вашими малышами, называйте все свои действия, явления природы, цвета и формы. Пусть ребенок находится в постоянном потоке информации, не сомневайтесь, это его не утомит.
Чем непринужденнее будет обучение, тем легче и быстрее оно будет проходить. Побуждайте ребенка к игре, насколько возможно, играйте с малышом в развивающие и веселые игры. Участвуйте в игровом процессе. Это будет отличным способом для установления более прочной связи между Вами и Вашим ребенком!
Рекомендации психолога родителям ребенка, имеющего нарушение речи
• Контролируйте собственную речь, обращая внимание на употребляемую лексику и грамматическое оформление. Говорить нужно четко, внятно, проговаривая каждое слово, фразу.
• Озвучивайте любую ситуацию – но только, если Вы видите, что ребенок Вас слышит и видит. Не надо говорить в пустоту, надо смотреть ребенку прямо в глаза. Необходимо, чтобы ребенок видел вашу артикуляцию.
• Не переусердствуйте! Не употребляйте слишком много длинных фраз, предъявляя ему сразу большое количество заведомо незнакомых слов.
• Принимайте и поддерживайте желание ребенка вступить с Вами в контакт. Если ребенок вообще не говорит – вовлекайте его в любые формы диалога, одобряя любой ответ (жест, выразительный взгляд).
• Расширяйте словарный запас ребенка (при помощи чтения книг, специальных упражнений).
• Развивайте мелкую моторику рук. Используйте для этой цели все многообразие игр и упражнений: игры с мелкими предметами (крупы, пуговицы, прищепки, лепка, рисование (по точкам, штриховка, пальчиковое рисование, лабиринты, пальчиковые игры и пальчиковый театр, шнуровки и т. д. Это поможет развитию речи, а в будущем – письму.
• Читайте как можно больше ребенку коротких стихов и сказок. Перечитывайте их много раз – не бойтесь, что это надоест ребенку, т. к. дети гораздо лучше воспринимают тексты, которые они много раз слышали.
• Ребенка необходимо побуждать к речи. Он должен чувствовать Вашу поддержку. Вам необходимо поощрять успехи и достижения ребенка.
• Вы должны верить в силы Вашего ребенка, верой и терпением вселяйте в него уверенность в исправлении ошибок.
• Отвечайте на вопросы детей. Поощряйте любопытство, стремление задавать вопросы.
• Ребенку необходимо слышать себя и Вас, так как речь развивается на основе подражания и самоподражания. Поэтому во время Вашего общения - выключайте телевизор, магнитофон. Не приучайте ребенка к компьютеру!
• Если у ребенка что-либо не получается – не фиксируете внимание ребенка на том, что не получается, лучше подбодрите его.
• Никогда не сравнивайте Вашего ребенка с другими детьми. Помните, что каждый ребенок является индивидуальностью.
• Не бойтесь лишний раз обратиться к специалисту – помощь, оказанная своевременно, сэкономит Ваши нервы и даже, может быть, сделает Вашего ребенка более успешным и счастливым.
• Если с Вашим ребенком занимается специалист – выполняйте все рекомендации и задания систематически и ежедневно, закрепляя полученные на занятиях знания, умения и навыки.